Критический взгляд на сетевую поэзию

Александр Красный
Имея некоторый опыт знакомства с любительской поэзией
(в основном по сайтам stihi.ru, oblako.com, "Вся Королевская
Рать",
"Романтическая коллекция", самиздат и, в меньшей степени,
poezia.ru)
и не претендуя на истину в последней инстанции, хочу
поделиться
некоторыми размышлениями по этому поводу.
Надеюсь, что они заинтересуют читателей, кого-то заставят
задуматься и вызовут полезную дискуссию, которая помогла бы
выработать верные ориентиры многочисленным авторам,
пробующим свои силы в поэзии. А может быть "более опытные
товарищи меня поправят"?
Я не буду называть здесь никаких имен, хотя в памяти их
немало:
большей частью я считаю их своими добрыми друзьями, хотя ни
разу их не
видел,
надеюсь, что меньшая часть считает меня своим врагом... не
буду никому отдавать предпочтения.
Цель этой статьи - не оценивать чье-либо конкретное
творчество
(пусть этим занимаются профессиональные критики, если
захотят), а -
попытаться углядеть основные тенденции сетевой поэзии
и подтолкнуть читателя к ответу на вопрос: Что нужно
сделать,
чтобы в нашей поэзии было больше жизни, а в нашей жизни -
больше места для поэзии?"

Сначала - О ХОРОШЕМ:
1. Занятия поэзией, по сути предмета, должны быть
полезны для нравственного и духовного развития человека,
независимо
от возраста. Стимулом написания стихов для большинства
авторов являются (надеюсь - не ошибаюсь) достаточно сильные
чувственные впечатления, душевные переживания и духовные
ощущения, которые им хочется выразить в форме, отличной
от "презренной прозы".
Это особенно важно, когда нравственному воспитанию
людей в России практически не уделяется никакого внимания,
а средства массовой информации заняты, в основном,
раскруткой сомнительных в нравственном отношении, но
коммерчески выгодных проектов.
2. Наличие в интернете разнообразных поэтических сайтов
создает хорошие предпосылки для оперативной публикации
результатов
творчества отдельных авторов, возможности быстрого
знакомства с ними
читателей (независимо от места их проживания), обмена
опытом,
духовного и творческого роста авторов.

Теперь - О ПЛОХОМ:
1. Что является целью авторов при публикации своих стихов в
интернете?
Обычно вначале - желание узнать мнение окружающих о своих
стихах...
Затем - получение "одобрения" своего творчества среди
окружающих...
Затем, как показывает опыт, типы поведения расходятся:
часть авторов стремится к "достижению признания" в узкой
группе авторов, с которой они активно общаются, и стараются
совершенствовать
свое творчество, более или менее чутко реагируя на их
похвалы и замечания;
другая часть, самостоятельно придя к выводу, что они "уже
поэты",
начинают "убеждать" в этом всех окружающих путем
выступлений в "местах общего пользования" и
"ожесточенной борьбы с несогласными";
третьи, для которых "узкого признания" недостаточно,
а "широкое" в качестве автора кажется недостижимым,
"переквалифицируются в управдомы" - становятся
"штатными критиками", навязывая свою (обычно -
весьма категорическую) точку зрения на поэзию всем
окружающим;
и, наконец, четвертая часть, удовлетворяется эпизодическим
одобрением,
(не придавая ему особого значения), с юмором реагирует
на особо грубые выпады в свой адрес и уходит в "поиск себя"
-
своих тем, своего стиля.

Оценкой признания служат:
- на стихи.ру - "рейтинг", основанный на статистике чтения
стихов и
рецензий,
а также - некоторых манипуляциях с этой статистикой;
номинации стихов,
победы в конкурсах НЛС (возможно, в последнее
время там что-то изменилось, я около года туда не заходил)
- на поэзии.ру - балльная оценка, проставляемая другими
авторами сайта,
лауреатство авторов сайта в сторонних конкурсах также
вызывает
откровенный энтузиазм части авторов;
- на "Королевской рати" - лауреатство на одном из
регулярных внутренних конкурсов,
- на "Облаке" - в настоящее время формальных критериев
признания нет;
- на "Романтической коллекции" - "Розочки", отражающие
статистику чтения
стихов аторами и неизвестными читателями.
- на "Самиздате"(с которым я меньше всего знаком) - как и на
поэзии.ру -
балльная оценка.
- "Библиотека Мошкова" - уважаемый литературный
интернет-ресурс,
сама публикация там (рядом с классиками) - факт некоторого
признания.

Вы спросите: что плохого в "оценке признания"?-
Во-первых - в том, что любая "форма признания" имеет свои
слабости:
- если в основе его лежат "объективные параметры" (например,
количество
читателей),
то, при большом желании, можно применить чисто технические
приемы
"накрутки"
(когда система регистрирует читателей, которых на самом деле
нет);
- если основа признания - субъективное мнение лица или
группы лиц,
на них (опять таки, при желании... которое обычно находится)
можно
повлиять,
разными способами (до меня доходили слухи о том,
что некоторые поэтессы, ради признания, осваивают древнейшую
профессию...
не могу ни подтвердить, ни опровергнуть... но, эта
"технология успеха"
в искусстве давно освоена, как говорится: "Плох тот актер,
который не мечтает... спать с режиссером.")
-Во-вторых - "жажда признания - сестра тщеславия";
-В-третьих - главная ценность поэзии была озвучена
А.С.Пушкиным:
"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал..."
Во всех действующих системах оценок "чувства добрые" обычно
не принимаются в расчет, и напротив - эти системы оценок
зачастую порождают именно "недобрые чувства".
2. О недобрых чувствах...
"Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и
соблазны,
вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а
своему чреву,
и ласкательством и красноречием обольщают сердца
простодушных." Ап.Павел

Поскольку количество "условно признанных" (поиск в yandex
обычно
дает эти имена в разделе "непризнанные авторы") всегда
ограничено,-
возникает конкуренция (в том числе - недобросовестная).
К счастью, этой конкуренцией охвачены далеко не все...
и, возможно даже, меньшая часть авторов, но царящий на
сайтах дух
определяют "самые резкие запахи".

- О том, что происходило на стихи.ру, я писал год назад и,
не знаю,
изменилось ли там что-нибудь? Некоторые надежды на перемены
к лучшему вызывают у меня известия о том, что в редакционной
коллегии
появились новые люди, обладающие чувством юмора.

- О том что происходит на поэзии.ру нетрудно догадаться,
заглянув в "Литературный салон": в поисках признания
часть авторов объединилась в группы, часть "воюет в
одиночку".
Методы "борьбы" - незамысловатые: поставить своему высокий
балл,
а чужому - низкий, не сильно углубляясь в анализ качества
стиха.
Поэтому "конфликтному автору" там заведомо "ничего не
светит"...
Можно представить: как чувствовал бы себя А.С.Пушкин (далеко

не ангел в личных отношениях) на этом сайте...

- "Королевская рать" - сравнительно новый, раскручивающийся
сайт
и "разного рода конкурсам" там отводится главная роль.
Как ни странно, количество конфликтов на тему "места под
солнцем"
там сравнительно невелико. Одна из причин, насколько я
понимаю,
в том, что там "много места под солнцем" -
одновременно проводится больше двух десятков конкурсов по
разным
разделам поэзии и прозы, так что почти любой желающий может
занять
подходящее место, опубликоваться в сборниках и т.п.
Периодически возникающие конфликты по поводу "неправильного
распределения мест" и личных взаимоотношений гасятся
ведущим.

- "Облако". Ввиду отсутствия "механизма признания"...
вроде бы, не должно быть и борьбы за него...
Однако, "свято место пусто не бывает" - там есть
априорно привилегированные авторы, на которых не дйствуют
общие
правила. Недавно там произошел курьезный эпизод: клон одного
из таких
авторов
позволил себе нецензурное высказывание в адрес другого
автора,
после чего "подвергшийся поруганию" был удален "за нарушение
правил
поведения".
(читай: за то, что воздержался от "адекватного ответа"...)

- "Романтическая коллекция". Один из новообразованных
сайтов,
одной из целей которого заявлено комфортное и бесконфликтное

общение авторов, что за счет их подбора и небольшого
количества
пока удается без особого труда.
"Розочки", присваиваемые на короткое время отдельным стихам,
являются скорее приятным подарком отдельным авторам, чем
знаком их "всенародного признания".

3. О техническом уровне творчества
Технический уровень творчества зависит, в основном,
от опыта, знания языка и слуха авторов. С учетом того, что
часть авторов
публикуется на разных сайтах, сравнивать сайты между собой
нет особого смысла. Но, авторы отличаются по этому
показателю
весьма значительно:
- начиная с тех, чьи стихи, как правило, вообще не имеют
определенного ритма, зато содержат плохо звучащие рифмы и
грамматические ошибки...
Эти авторы, в ответ на критику обычно заявляют, что у них
"такая оригинальная манера письма"... Видя такие
комментарии,
я, обычно больше на эти страницы не заглядываю: ждать
нечего...
- заканчивая теми, кто пишет тексты, звучащие волшебной
музыкой.

4. О содержательном уровне творчества
При облегченном доступе к публикациям в интерненте,
по сравнению, например, с публикациям в годы советской
власти,
падение среднего уровня публикаций неизбежно. Зато, это
создает
возможности многим людям - попробовать свои силы и, при
желании, научиться чему-то новому.
К сожалению, многие авторы (включая вашего покорного слугу)
болеют (в разной степени запущенности)
одними и теми же болезнями, из-за которых найти на сайте
действительно хороший стих - настоящая проблема для
читателя.
Не стоит забывать, что авторы должны думать не только о себе

и друг о друге, но и, хоть немного... о читателях.
Практически нигде не найти "Золотой коллекции" -
собрания стихов, которые администрация или редколлегия
ответственно рекомендует читателю. Поэтому, при жизни
всех судят по худшим публикациям, а посмертно - по лучшим.
"Слава - солнце мертвых..."

О каких болезнях идет речь?-

а) Авторы не "ведут читателя за собой", а удовлетворяют его
"самые низкие потребности", по сути - проституируют на своем
творчестве.
Например, на стихи.ру (в мою бытность) регулярно появлялись
авторы,
все творчество которых было посвящено "откровенной
порнографии",
пользующийся неизменным спросом у читателей...
в период полового созревания.
Не говорю уже о тех, кто из года в год описывает
"волнительные эротические сценки" -
в постели, на столе, на лестнице, на сиденьи автомобиля...
словом, везде, где им подскажет воспаленное сексом
воображение.

б) Авторы редко ищут (или не находят) новых идей,
о которых было бы интересно узнать (порой, более
осведомленному) читателю.

Особенно этим грешит самая популярная
"любовная лирика" и "пародии и подражания", которые,
даже при умелом исполнении, обычно, несут на себе печать
"вторичности".

в) Авторы идут по пути "усложнения подачи материала",
стараясь
как можно запутаннее высказаться о самом простом... Такие
стихи
представляют собой весьма сложные конструкции, иногда
настолько
сложные, что кажется, что их смысл непонятен не только
читателю,
но и самому автору.
"И если труба будет издавать неопределенный звук,
кто станет готовиться к сражению?
Так, если и вы языком произносите
невразумительные слова, то как узнают,
что вы говорите? Вы будете говорить на ветер."

г) Авторы порой... вообще не ставят для себя целью написать
что-либо содержательное - заметная часть стихов представляет

собой "фонетические игры и жонглирование словами и звуками".

д) Авторы крайне редко ставят перед собой (и пытаются
решать)
серьезные творческие задачи.
Это - не удивительно, учитывая, что, для многих, поэзия -
только хобби.
Удивительно другое: некоторые при этом считают, что к ним
должны относиться... "как к классикам" (извините за такое
количество "К" -
получилось случайно)

е) Авторы мало задумываются над этической ценностью стихов.
Ау! Где вы, "чувства добрые"?! Особенно ответственный раздел
поэзии -
"религиозная лирика", где человек напрямую обращается к
Богу...
и читатель с грустью замечает, что автору не о чем с Ним
говорить -
ни о любви к ближнему, ни о правдивом раскаянии в грехах,
ни о горячей мольбе, поддержанной искренней верой.

ВЫВОДЫ
1. Состояние русской поэзии (как и многое другое в России) -
довольно запущенное. Никто всерьез не заинтересован в ее
развитии,
кроме самих авторов, хотя она могла бы сыграть немалую роль
в духовном и (затем) материальном росте России.
2. Заявленные (в частности - в НЛС) "задачи нравственного
воспитания
подрастающего поколения и повышения уровня творчества
авторов" -
практически не выполняются.
3. Положительный результат заметен лишь в тех авторских
группах, которые
ориентированы не на "самовыдвижение", а на дружелюбное
общение
и осмысленное творчество.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проблемы и болезни русской поэтической сетературы - мои и
ваши.
Попробуем найти лекарства вместе?

2004 год