Хорошие манеры

Поэты -Посланники
Опять же по следам сегодняшней темы в телерубрике "Частная жизнь" я решила поднять этот вопрос, поскольку нахожу его злободневным и для стихиры.

В означенной передаче участвовали многоуважаемые и действительно интересные люди – такие мэтры как знаменитый дизайнер Александр Васильев, фотограф и психоаналитик Ольга Свиглева и Доктор политических наук Екатерина Егорова.

Вполне естественно допустить, что в каждой стране, как и в каждом времени, свои понятия о хороших манерах, но неужели нет никаких общих принципиальных отправных точек? Так что же такое в наше время хорошие манеры и нужны ли они вообще? Попробуем ответить на это, начав с широко распространённого мнения, будто хорошие манеры – это атавизм, и тогда денди с хорошими манерами – это пришелец из прошлого, то есть пережиток, названный Васильевым "пережитком, который никак не могут пережить", то бишь атавизмом полезным, как наш копчик, удалять который строго не рекомендуется, хоть мы уже с вами давно "слезли с дерева". Так отпала ли надобность в хороших манерах и насколько важно возвращаться к прошлому?
Далее остановились на том, что хорошие манеры являются прерогативой элиты, но кто сейчас составляет русскую элиту – высококультурные люди или просто люди разбогатевшие? Александр Васильев, проживший 20 лет во Франции человек дворянского происхождения, выразил мнение, что основа хороших манер – это элементарная вежливость, которую многие несправедливо считают унизительной, тогда как это просто хорошая практика языка, самой прочной мышцы нашего тела. Вместе с тем он считает, что показателем манер является не то, как человек выглядит, а то, как он себя ведёт. При этом манеры это никак не генетическое явление, а вопрос воспитания и наличия образца для подражания, в чём я с ним совершенно согласна. Притом Александр добавляет, что вежливым надо быть со всеми одинаково, без всяких градаций, и что хорошие манеры заставляют нас не подчёркивать, а, напротив, не замечать дефектов другого. 
Другой участник, грузинскую фамилию которого я запамятовала, выступил оппонентом Васильеву, утверждая, что не все хорошие манеры суть хорошие, что вести себя надо сообразно обстановке, успешно интегрируясь в любую среду обитания, и что главное, чтобы человек был хороший.
Ольга Свиглева выразила мысль, что "осколки бывшей империи" всё же несут нам некий нужный багаж, прослеженный ею на отношении человека к застолью, поскольку ей удалось уловить падение человеческого достоинства в лицах пропорционально вымыванию из культуры ритуала еды, отчего нация оказалась беспородной, что на мой взгляд вопрос несколько спорный. Однако мне очень импонирует её мысль о том, что любые правила позволяют человеку проявить свободу выбора, но отсутствие правил вообще – это катастрофа.      
Затем перешли к науке Уотсона под названием "бихевиоризм" (аналогично НЛП - Нейро-Лингвистическому Программированию), предлагающей наращивать внутренние психологические установки, маневрируя формами поведения, то бишь модулируя их по своему усмотрению. Такая возможность действительно существует, но поскольку этот процесс несколько искусственный по причине его автоматизма без подключения сознания, то есть не вовлекающий человека целиком, то я отношусь к нему с некоторой долей осторожности, впрочем не отрицая его реально возможной пользы. 
Далее речь зашла о расшифровке хороших манер как возможности получения удовольствия, что вообще не выдерживает никакой критики, ибо явно перепутано с эпикурейством. Хорошее воспитание и гедонизм (наслаждение жизнью) – вещи совершенно не идентичные, только если не рассматривать своё удовольствие как плацдарм для вовлечения в этот процесс окружающих или хотя бы непричинение своим удовольствием неудобства другим.
Остаётся нерешенным вопрос, как же научиться хорошим манерам и надо ли это делать? Ответ таков: Наверное надо, ежели в Англии в середине августа месяца сего года в целях сохранения взаимопонимания между людьми и цивилизации в целом планируется проведение Дня Хороших Манер, что вызвано беспокойством общества из-за падения в нём нравов.
И тут настал черёд вступить в дискуссию Екатерине Егоровой, близко знакомой с правительственными кругами, которые, к нашему общему прискорбию, отнюдь не блещут изысканностью манер. Впрочем, как выяснилось, Ельцин проявил себя довольно хорошо воспитанным политиком, обращающимся ко всем без исключения на "Вы" и встающим для приветствия, чего не скажешь о Горбачёве, который, хоть и много сделал для раскрепощения России, проявил себя довольно грубоватым. 
 
И тут на посошок наконец прозвучала самая главная мысль, что оказывается можно и даже желательно научиться быть личностью, из чего следует всё остальное. И на этом позвольте мне заостриться. Итак, на любом уровне социальной лестницы и независимо от своего занятия можно стать достойной личностью и крынку молока жаждущему прохожему поднести достойнее, чем Орден Почётного Легиона на трибуне.

Вывод из всего сказанного был таков: главный принцип хороших манер – это поведение не в ущерб окружающим. И здесь я пойду дальше, добавив, что на мой твёрдый взгляд основа хороших манер состоит в искренней доброжелательности. Ну как тут не остановиться на взаимоотношении в рядах поэтов стихиры?! Будучи где очевидцем, а где и целью, я с полной ответственностью заявляю, что некоторыми поэтами попираются принципы уважения, доброжелательности и дружелюбия. Я не буду называть фамилий – каждый сам себя узнает, но возьмём для примера хотя бы наших стихирных (чтобы не сказать стихийных) пародистов. Не пора ли положить конец проявляемому некоторыми из них неприкрытому хамству, ибо одно дело дружеские шаржи, а другое дело плевки, поклёпы и оскорбления, ими высказываемые?! В былые времена, как повествует история, за подобные хамские пародии вызывали к барьеру и порой платили жизнью уязвлённые гении.

В конце концов приходится признать, что миром преимущественно правит вовсе не любовь или ненависть, а простая зависть - основа несовершенной человеческой природы, в первую очередь разрушающая самого завидующего. Так не пришла ли пора задуматься над этим и устремиться к совершенству – ведь чувство зависти не свойственно даже животным?! Чем же объяснить наличие его в человеке? А опять же ощущением своей никчемности, убогости и ущербности. И это при том, что каждый человек в принципе является сильной личностью, о чём он не знает либо не хочет знать принципиально, иначе все бы уже отыскали в себе неиссякаемый источник энергии, способной творить воистину чудеса! А между тем мы продолжаем сравнивать себя с другими и бороться друг с другом за "место под солнцем", тогда как на самом деле его вдоволь для всех.

Итак, поскольку уровень оскорбительных рецензий на стихире уже зашкалил за пределы разумного, а значит допустимого, это надо немедленно пресечь, к чему я вас "под занавес" и призываю, дорогие мои. И поправьте меня, если я не права.   
 
Друзья, давайте будем вежливыми – ведь "ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого как вежливость"!      


27 апреля 2005 года