Сказка о двух музыкантах

Анна Перова
В одной далекой стране, в одном далеком городе, где летом цвели яркие цветы и шумели зеленые деревья, а зимой повсюду лежал пушистый белый снег, жили два музыканта. Имен их никто не помнит, говорят только, что один был прекрасным флейтистом, а другой талантливым скрипачом, и каждый умел извлекать из своего инструмента чистые, мелодичные звуки, которые поднимались вверх, к небесам, или опускались вниз, к траве и цветам, и весь мир прислушивался к их мягкому звучанию.

Но самая прекрасная музыка рождалась, когда два музыканта играли вместе. Они словно были настроены на одну волну, и весь город замирал, когда слышал их дивную музыку, похожую на разговор двух сердец или песню о любви. Музыканты сами не понимали, почему она получается настолько красивой, им казалось, что они ничего для этого не делают, только играют…и они играли, глядя друг другу в глаза и подхватывая мелодию друг друга, а через какое-то время она звучала так, словно вела их сама, а они лишь следовали по ее звонким ступеням куда-то в нежный и невидимый мир головокружительного счастья.

Каждый из них был очень талантлив. Но было между ними одно различие. Скрипач больше всего любил музыку, которую они создавали вместе. Он с нетерпением ждал каждой встречи с флейтистом. Он вкладывал душу в звуки своей скрипки и полностью растворялся в звуках флейты, потому что ему казалось, что только тогда рождается настоящая музыка, когда вкладываешь в нее частичку себя. А флейтист просто любил играть, он мог играть, подстраиваясь под любой инструмент. Ему нравилось увлекать своей игрой даже неразборчивых слушателей, просто ради самой игры, ради внимания и ощущения новизны. Ему хотелось, чтобы весь мир полюбил его, потому что это было для него важно.

Так жили эти два музыканта и создавали музыку на радость себе и окружающим. Встречались они не часто: или в кругу друзей, или на улице, или дома у одного из них. Но однажды флейтист и скрипач встретились на балу. Бал сверкал яркими красками, все кружилось и куда-то неслось. Где-то там, среди шума и суеты, находился флейтист. Собрав вокруг себя группку поклонников и поклонниц, он старался увлечь их, выводя сложные пассажи и замысловатые трели: ему очень хотелось, чтобы его слушали, аплодировали, восторженно смотрели в глаза. А когда флейта на минуту смолкла, к нему подошел скрипач и сказал:

- Здравствуй, флейтист, я так рад, что мы встретились, ведь это значит, что сегодня мы сможем вновь создать нашу прекрасную музыку!

Но флейтист ответил:

- Нет, скрипач, сегодня я хочу играть вместе с другими музыкантами. Мне нравится то, что делаем мы вдвоем, но сегодня я хочу быть сам по себе.

Услышав эти слова, скрипач невольно опустил руки, и лицо его стало печальным и расстроенным. Весь вечер он играл для всех и вместе со всеми, но его скрипка издавала слишком унылые звуки, которые никого не увлекали.

Прошло несколько дней, и вот флейтист и скрипач встретились снова. Они взяли в руки свои инструменты и заиграли… но почему-то звуки не поднимались вверх, к небесам, и не опускались вниз, к траве и цветам, и музыка не была похожа на разговор двух сердец или песню о любви. Несколько раз они даже заиграли не в такт и наконец просто сбились. Люди, стовшие рядом, недоуменно переглянулись: «Что случилось с нашими музыкантами, где же та музыка, которую они всегда дарили нам, заставляя смеяться и плакать и восторженно прислушиваться к каждому ее звуку?»

Флейтист пожал плечами: его флейта в полном порядке; может быть, дело в скрипаче? Флейтист подошел к нему и спросил, в порядке ли его скрипка. И тогда скрипач ответил:

- Моя скрипка в порядке, и я не разучился играть, но дело в том, что сейчас звучат вместе только наши инструменты, а не наши души. Я люблю звук твоей флейты; каждый раз когда я его слышу, мне хочется его подхватить и дополнить моей скрипкой. Но когда рядом появляются другие музыканты, наша гармония нарушается, потому что тебе больше нравится тратить свои силы и талант на пусть неумелых, зато новых музыкантов, а не ценить то, что у тебя уже есть.

Флейтист воскликнул:

- Я люблю делать подарки другим людям, мне нравится, когда они испытывают радость от моей игры!

- Если ты любишь делать подарки, - ответил скрипач, - подумай о том, что музыка, которую создаем мы вместе, могла бы быть для них гораздо большим подарком, чем если бы мы играли каждый сам по себе, и что, слушая нашу с тобой мелодию, видя, как следуют ей в такт наши губы и руки, они смогли бы почувствовать ту самую радость, которую ты хочешь им подарить, и захотели бы сделать свою жизнь похожей на эту музыку.

Так сказал скрипач и пошел прочь, оставив флейтиста в задумчивости. Чем закончилась эта история, стали ли они с тех пор все чаще играть порознь или наконец поняли, как важно ценить моменты, когда они могут быть вместе, - я не знаю. Но знаю, что в городе, где жили скрипач и флейтист, до сих пор вспоминают дни, когда они вдвоем играли на своих инструментах – не то для слушателей, не то для самих себя, - и говорят, что это была самая прекрасная и удивительная музыка, которую они когда-либо слышали…