Сетевая поэзия глазами дилетанта 1

Д.Лавров
Почему я решил написать эти заметки?

27 января 2003 года прямо в цеху, в разгар рабочего дня, у меня родился стих  ("Я думаю о смысле бытия").  Что было для меня более чем неожиданно: никогда не писал стихов, даже не интересовался ими. Ну, как все слегка образованные люди, читал классиков, знаком был – шапочно – с основными российскими  поэтами, но современников (за исключением Высоцкого и Окуджавы) знал плохо.  Слыхал про некоторых, читал по паре стихов в журналах – и только. Исключением была пародия – это любил,  даже помнил  кое-что "избранное" для себя из Архангельского и  А. Иванова  (мир с ними обоими!), да ещё рубаи Хайяма.
 И тут вдруг меня понесло писать стихи… с чего бы? Зачем?  Но делать нечего, пишу, раз рождается. А дальше-то что?  Как осчастливить ими человечество? Полез в Интернет, порыскал, нашёл сайт "Стихи.ру".  Посмотрел – ну, как раз для таких идиотов, как я.  С тех пор уже с ним не расставался, и на некоторых других тоже обжился.  Появились знакомства, даже добрые приятели, чьи мысли и поэзия созвучны мне.  И за эти два года и три месяца родились и некоторые соображения о сетевой поэзии, которые я  и выношу на суд читателя.
Сразу уточняю для профи: ЭТО ЗАМЕТКИ ДИЛЕТАНТА, и к ним прошу относиться соответственно. Не монография, не обзор, не исследование. Претензий на истину в конечной инстанции НЕ ИМЕЮ!!! Таких, как я – десятки тысяч, а читателей – сотни тысяч, и их отношение к поэзии вообще и к сетевой в частности  в корне отличается от профессионального подхода.


ЗАЧЕМ ПИШУТ СТИХИ?    (Заметка №1)

Вопрос не столь уж дурацкий, каким он кажется на первый взгляд.  Да, я знаю – "искра Божья", способности, дар, талант, гении – это всё в природе есть. Но так ли уж это необходимо для того, чтобы слагать рифмованные строки? – вовсе нет!  Любой образованный человек позапрошлого (Господи! Как время-то бежит! Уже позапрошлого…) века УМЕЛ это делать. А вот ПОЭТАМИ были далеко не все.  Итак, выстраивается цепочка:  поэты; графоманы; умеющие рифмовать. Начну с последних.

УМЕЮЩИЕ РИФМОВАТЬ
Их немного.  Балуются (именно так, за редким исключением) для себя, для друзей, претензий не имеют, и обычно чётко понимают, что это – НЕ ПОЭЗИЯ, и даже не хобби, а так… баловство. В Сети их почти нет, на сайтах чаще всего в качестве читателей, но зарегистрированных, со своей страничкой, как правило, едва заполненной. Им интересно почитать хорошие стихи, их они и ищут, иногда находят. Оставляют замечания, подчас весьма интересные.
ЗАЧЕМ ОНИ ПИШУТ? А они практически  и  не пишут! Ну, разве для прикола…

ГРАФОМАНЫ (кратко)
Вот тут уже не скажешь: "немного"! Как выразился какой-то классик, "имя им – легион". И, соответственно, градация тоже разная – от полных бездарей до тех, в ком пресловутая "искра Божья" всё же теплится, да вот не разгорелась, что ли…  Порой и выдают вполне хорошее – но редко, редко очень.
Для многих из них характерно сбивание в стаи  (они каким-то шестым чувством  определяют "своего") часто весьма крикливые и агрессивные. На сайтах, где есть рейтинги, топы и пр., делают друг другу баллы путём многочисленных рецензий (далее – просто РЕЦЫ для краткости), проводят приятелей в номинаторы и номинируют творения свои, утверждая свой стиль и своё понимание поэзии в КАЧЕСТВЕ ОБРАЗЦА.  Вот это уже не безобидная вещь!  Дело в том, что (за редким исключением) поэт – существо честолюбивое. Хочется побольше читателей, рейтинг повыше, в номинацию угодить, внимания  мэтров удостоиться.  И это нормально.
А что видит начинающий - и не бездарный – поэт, коих немало? А видит он, что и слава сетевая, и рейтинги, и номинации у тех, кто пишет В ОПРЕДЕЛЁННОЙ МАНЕРЕ И НА ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ТЕМЫ (часто эпатажные или  заумно выраженные).  И начинающий подражает им, примыкает к стаям (кланам) – и в конечном итоге часто губит себя.
Правда, есть и графоманы не агрессивные, а весьма порой КАК ЧИТАТЕЛИ строгие, взыскательные и, не побоюсь сказать, профессиональные. Они прекрасно ЧУВСТВУЮТ стих, легко отличают хорошее от дерьма, и частенько – добротную ремесленническую поделку от истинной, с чувством и мыслью, поэзии.  Для поэта – это самые благодарные читатели: и замечания толковые выскажут, и на похвалу не поскупятся (когда есть за что!), а то и на тему наведут… К своим творениям относятся достаточно критично, так как хороший вкус не даёт им возможности относиться к ним слишком уж серьёзно.
ЗАЧЕМ ОНИ ПИШУТ?  Причины разные:
1. Пишется. Ну, свербит вот (как и у меня) временами, надо это оформить в "нетленку".
2. Приятели (подруги) пишут. И у меня выходит! И я буду поэтом!
3. Жажда славы. Славы местной (в кругу друзей), более широкой, а то и искренне верят в то, что талант им дан огромный – тогда берегись тот, кто хоть намёк сделает, что эти стихи – лажа. Отравят жизнь всеми доступными способами ( на Стихире знал двух бедолаг, одна из них – отличная поэтесса – даже ушла было, друзья потом еле уговорили вернуться).
4. Редкий случай – пишет "не своё".   У человека дар сатиры – пишет "томную" лирику, или наоборот – словом, не то, к чему способность есть.  Иногда (если есть вкус и чувство самокритики) способен осознать и просветлеть разумом, пойти по своей стезе.
 
Хорошо ли это? – да никак, ни хорошо, ни плохо. ЭТО ЕСТЬ, было и будет всегда. Человеку нужно иметь цель, мечту, хобби для души (безо всяких кавычек!). И уж лучше графоманство, чем водка или наркота, или иное нехорошее.


ПОЭТЫ (очень кратко)

Их, конечно, меньше, чем графоманов. И это тоже нормально – хорошего не бывает много по определению. И градация здесь весьма  многоступенчата, поэтому о градации ПОЭТОВ напишу позже.
ЗАЧЕМ ОНИ ПИШУТ?  Ну, эти-то не могут НЕ ПИСАТЬ!
1. "Шила в мешке не утаишь", и если дар дан, то уж наружу вылезет, как ни загоняй внутрь.
2. Для денег – если это профессионал в смысле заработка на жизнь (в наше время вид практически вымерший, на поэзии – серьёзной – не заработать).
3. Дар был, да поэт "исписался", но САМ ЭТОГО ПОКА НЕ ПОНЯЛ, и пишет по инерции. Да и к славе (какой-никакой) привык, трудно поверить, что ушла она.
4. Поэт ПОНЯЛ, что дар ушёл – но есть договора на книги, на публикации в журналах, а аванс проп… истрачен, да и жить-то как? Вот и пишет – мастерство осталось, и получается РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО, хотя и высокой пробы подчас!
5. Не столь уж редкий случай – "попал в струю", как, скажем, В. Вишневский со своими "однострочками". Тут уж грех не воспользоваться оказией, и на этом заработать. А потом – и не этим, а к поэзии совсем уж отношения не имеющим. Тоже нормально!

*******************************
Примерно так.  И некоторые выводы:
Сейчас серьёзной поэзией не прожить, не те времена. Поделками – можно.
Издаться – без проблем, были бы деньги. Даже стать членом какого-то Союза (их уже несколько) –  тоже, я лично трёх купивших членство знаю; желающим могу образец "нетленок" сбросить. И в журналах та же система  – да вы и сами в курсе.
Хороших поэтов, пишущих ПОЭЗИЮ, а не вирши, немало. Но вот с деньгами не у всех хорошо, для них сетевая поэзия – единственная возможность "выйти в люди" со своими стихами. Но вот как не потеряться среди массы ерунды – эту проблему каждый решает сам, рецептов тут нет.
Когда уверяют, что мол, "талант всегда пробьет себе дорогу" – ой, далеко не всегда!  Здесь, как и в обычной жизни, надо пробиваться, порою с боем, или хитростью, или (наиболее эффективно) с наглостью, т. е. всеми способами.
А писать или не писать – ПИСАТЬ! Неважно, какие к тому причины. И то, что одни серьёзные критики или профессионалы  считают графоманством, другие – не менее серьёзные – считают ПОЭЗИЕЙ.  Кто прав – покажет время.

Поэты, что друг другу били морды
И в жизни и в стихах  лет …цать тому назад –
Что толку во вражде? Мышиные когорты
Стихи и те и те без разницы едят!

02.05.05

Дабы уберечься от серверных глюков, я сделал
свой сайт:  http://www.stihi-ld.com.ru
Приглашаю в гости  (всё по темам, более 300 стихов).