Сказка о потерянном времени. По мотивам Е. Шварца

Марина Мануйлова
 1
 
 Действующие лица: 14 человек
Автор

Четверо детей:
злые волшебники:
Пантелей Захарович:
Сергей Владимирович:
Ольга Капитоновна:
Марфа Васильевна:

Четверо подростков :
Петя Зубов
Надя , бабушка 1
Маруся ,бабушка 2
Вася, дедушка.

Бабушка
Мама Пети
Двое ребят в трамвае
Тетя Наташа, гардеробщица



Автор:
Детей на целом свете во всем похожих нет,
Да, разные все дети, но вот такой портрет
Встречаешь очень часто, послушай и поймешь.
Задумаешься, может, о том, как ты живёшь!
Знакомьтесь – Зубов Петя, известный ученик!
Всё во время на свете он делать не привык!
Находит отговорки всему он каждый день.
Нам за него неловко. Его сжирает лень!

 Картина первая
(Петя сидит за столом, что-то пишет )

Монолог Пети Зубова

Кто придумал в школе сроки:
Делать во время уроки?
В срок решать, писать и петь?
Невозможно всё успеть!.. 2

Трудно дать себе зарок...
Каждый день учить урок!..
А в футбол когда играть?
Дважды два плюс пятью пять..
.
Вот так напишу,так ,пожалуй, сгодится!
А то Марь Ивановна будет сердиться:
Ты, Зубов, опять тетрадь сдал после срока?..
Закончу я в пятницу эти уроки!

Хотя зачем в пятницу? Лучше в субботу!
...В субботу подольше поспать мне охота,
Потом телевизор смотреть, погулять...
Так, сколько два будет умножить на пять?...

Уроки я сделаю все в воскресенье!
...Насчет воскресенья- большие сомненья!
Осталось ещё прочитать две страницы!..
Начну в понедельник по новой учиться!

Учитель к моим опозданьям привык.
Подальше от мамы я спрячу дневник!
...Опять написал, словно курица лапой!
Неважно, сойдет! Не увидел бы папа!

Ух! Сколько тут двоек по важным предметам!
Потом! Ерунда! Наверстаю всё летом!
Чего я сижу? Ведь пора на урок!
Уже через пять минут будет звонок!
 ( убегает)
 Картина вторая
 Петя прибежал в школу уже после звонка, скорее в раздевалку,начался урок, все дети в классах, и только старенькая тетя Наташа, гардеробщица читала книжку, сидя на кресле.И вдруг Петя как забасит:

В школе, в раздевалке

Петя : Тетя Наташа , возьмите пальто-то!..
Тетя Наташа: Опять на урок опоздал видно кто-то...
Петя: Да, я это, Зубов! Скорее, возьмите!
Тетя Наташа (не видит его):
 Потише,уроки идут, не шумите!
 Ты что так охрип? Простудился, милок?
Петя: Да нет! Вот, возьмите, бегу на урок!
Тетя Наташа : ОЙ! ( вместо прогульщика и лентяя Пети из 4 "А" перед ней стоял сгорбленный бородатый старичок.

Петя: Тетя Наташа , что с вами? Давленье?
Тетя Наташа:
 
 3

 Да нет я здорова...Что за наважденье!
 Вы, вы- Петя Зубов? Вы что говорите?
 Такой пожилой, как мальчишка шалите!
Петя: Да Зубов я, Петр, из 4 класса!
Тетя Наташа:
 Чего вы басите здесь, как контробасом?!
 Вы, дедушка Пети, со мной не шутите!
 Вы после уроков за ним приходите!
Петя: Какой же я дедушка, тетя Наташа?
Тетя Наташа: ( показывая на отражение в зеркале)
 Не Петина в зеркале внешность, а ваша!
Сказала тетя Наташа и решительно села на кресло, продолжая читать свою книжку. ( села)
 ( Петя порывается ей что-то объяснить, она отмахивается)
Тетя Наташа:
 Не надо, оставьте свои возраженья!
 Войти чтобы в школу- нужно разрешенье!
 Директор не школы я, а гардероба.
 Слежу за детьми и порядком я в оба.
( Петя взглянул в зеркало и у него все внутри похолодело: Кто этот бородатый старикашка? )
 Тетя Наташа: Ой, миленький, что с вами?

 Что же творится!

(Петя почувствовал, что он сейчас свалиться в обморок)
Петя:
Что со мною, братцы, стало?
Может что-то с головой?
Не узнает если мама –
Всё тогда пиши пропало!
Что случилось-то со мной?
(И Петя со всех ног припустился домой.)
 Картина третья

Автор:
 Бежал он машинам наперерез,
 С разбега вбегает в знакомый подъезд!
 Домой Петя рвётся, в дверь Петя стучит !
 Дверь мама открыла, он ей говорит:
 ( сцена у двери)
Петя: Здравствуй, ма...
Мама: Здравствуйте... Дедушка,вам
 Помощь нужна?
Петя: Нет, спасибо, я сам...
 Нет ничего, я квартирой ошибся... (убегает)
Мама: ( в недоумении)
 ...Странный дедок, чуть об дверь не расшибся...

 
Автор: И побежал наш Петя куда глаза глядят!
 Он стал самым несчастным на свете из ребят!
 
 
Песня Пети
( идет куда глаза глядят и поет):
Какой же я несчастный,
Ах, как я одинок!
Теперь совсем напрасно
Учить любой урок.

Я с виду очень старый,
Ни внуков, ни друзей!
Умею в жизни мало
Я без учителей!

Без маминой заботы.
Я не умею жить!
И пенсию на старость
Не будут мне платить!

Ни дня я не работал,
Всё кое- как учил,
Опаздывал повсюду,
Каким я глупым был!
(оказывается в лесу)
Так стыдно мне смотреть в глаза ребятам,
Что это-лес? Да я забрёл куда-то!

Картина четвертая
Автор:
Устал идти Петя, прошел длинный путь.
Нашел в лесу домик, зашел отдохнуть.
Хозяев окликнул,а домик- пустой.
Остаться решил в доме том на постой.
Навалено сено горою в углу,
Зарылся в нем Петя и крепко уснул!

В это время в домик вошли четыре злых волшебника(играют дети). Только выглядят они очень странно: внешне,как дети,радостны и возбуждены, потирают руки, поздравляют друг друга .На столе стоит старенький компьютер.Один из волшебников включает его.Петя проснулся ,удивленно наблюдает.
 
Волшебники (напевают):

Эх, ты,горе не беда!
Поделить надо года
Надо честно поделить,
Трудно было их добыть!

(начинают спорить, каждый хочет добраться до компьюера, ссорятся, чуть не дерутся)

Автор :
Петю разбудили голоса,
Он проснулся, ничего не понимает:
Это что ещё за чудеса,
Кто, чьи годы разделить мечтает?
 
Смотрит- две девчонки:
Голос первой- тонкий,
А вторая двум малчишкам
Под нос тычет злобно книжку.
Меж собою спор ведут,
На стене часы идут.
Дети странные поют.
 
Песня злых волшебников:

Маленький толстенький мальчишка, которого эти странные дети величали Пантелей Захарович, подбежал к часам на стене и запрыгыл, как индеец в ритуалном танце по случаю удачной охоты:

Наши ходики идут,
Время у детей крадут.
Эх, спасибо ротозеям:
Из-за них мы молодеем!
Пр-В:
Ваше времечко подсчитано,
До минутки всё учитано!
Мы подкрутим наши ходики-
И растают наши годики!

Ему противным голоском вторил мальчишка по имени Сергей Владимирович:

Тех, кто в школе ловит мух,
Кому лень считать до двух
Ищим всюду,замечаем
Очень рады мы лентяям!
Пр-в:
Колдуны мы вездесущие
Наши руки загребущие!
Крутим-вертим наши ходики,
Забираем ваши годики!

А тут вдруг заверещала, отплясывая противная девчонка Ольга Капитоновна:
Помогай же нам, лентяй!
Чаще школу пропускай!
И опаздывай повсюду:
Я ещё моложе буду!

Пр-в:
Ищем-рыщем всюду по свету
Тех,кто тратит время попусту!
Крутим-вертим наши ходики
Прибавляем детям годики!

Пете совсем поплохело, когда суетливая по старушечьи малявка по имени Марфа Васильевна вдруг назидательно призывно начала выкрикивать:

Не спеши и не учись:
Пролетит быстрее жизнь!
Утечет жизнь, как вода,
В миг расстает без следа!
Припев: 6
Ни к чему детишкам знания,
Послушанье и старание!
Завтра в полночь наши ходики
Нам подарят ваши годики!
Все вместе:
Пролетят стрелой года,
Молодеем навсегда!

Злые волшебники танцуют и веселятся.

Автор:
Сначала думал Петя,
Что это просто дети.
Но то,что он услышал-
Его повергло в дрожь!
Волшебники,не дети ,
Ребята были эти.
Они воруют время,
Всех старят ни за грош!

Вдруг опять заговорил Пантелей Захарович , раскладывая на столе какие-то бумаги:

Ну, Сергей Владимирыч, где ваш отчет?

Сергей Владимирович:

Вот это - мой Вася, такой обормот!
Из класса второго, про-моему, «а»
Уроки учить успевает едва.

Пантелей Захарович:

Вам, Марфа Васильевна, слово даю.

Марфа Васильевна:

Надюшу свою я безумно люблю,
Она все года подарить мне готова,
Она у доски не проронит ни слова,
С соседкой по парте лишь любит болтать.

Ольга Капитоновна(перебивает, будто хвастаясь):

А Маша таблицу не знает на пять!
Но по телефону часами болтает,
Уроки не учит, но все про всех знает.
Её прозвали Маша Телефоновна

Марфа Васильевна:

Ах, как забавно, Ольга Капитоновна!
Нам, Пантелей Захарыч, это точно,
Ее года прибавить нужно срочно!

Сергей Владимирович:

Ну, прибавляйте, Пантелей Захарыч, поскорее,
Нужно все сверить, чтоб мы вдруг не постарели.
Ведь волшебство нам нужно закрепить.
 7
Ольга Капитоновна:

Ах, как чудесно молодыми быть!

 Пантелей Захарович (обращаясь к Марфе Васильевне)

Как я, похож на Зубова Петра?

( Волшебники с сомнением пожимают плечами)

Да не лицом, а возрастом? ...Пора!
Запомните , может случиться на свете,
Друг друга найдут если вредные дети
И ходики 77 раз назад
Прокрутят- опять превратятся в ребят!
И нет заклинанья - исчезнет оно!
Мы в полночь погибнем!
Сергей Владимирович:
 
Но это смешно!
 Откуда они про всё это узнают?
 Придти сюда в полночь?
Марфа Васильевна:
 
Они опаздают!

Ольга Капитоновна:
 Они до столькА не умеют считать!
 Они даже два не умножат на пять!

Пантелей Захарович:
 Но если они в полночь стрелок коснуться,
 Придется нам вновь в стариков обернуться!
 Мы просто изчезнем!
Сергей Владимирович:
 ( в сторону Пети)
 Сопит вроде кто-то?
Марфа Васильевна:
 Тебе показалось.

Пантелей Захарович:
 Пошли на работу!
 (шумно уходят)

Автор:
Две девчонки,два мальчишки
Не любили читать книжки.
И учиться не любили,
Всюду позже приходили.
Не заметили, как сами,
Стали дети стариками!
Вот бывает как на свете!
Был четвертым Зубов Петя!


Петя опять остался один и до него медленно стал доходить весь ужас случившегося:
 
 Петя (сам с собою):
Что делать-то, сразу не сообразить!
Хочу сам свою жизнь сначала прожить!
Нас четверо глупых детей –старичков!
Вот влипли!Растяпы! Как стадо ослов!
Нет, буду учиться!
Всех надо найти!
Пора торопиться!
Не сбиться б с пути!
( убегает)
 
Картина пятая
Автор:
Вернулся Петя в город, кругом полно людей
Но нет, нигде не видит он стареньких детей,
По улицам часами он наугад бредет!
Глядит: сидит старушка и семечки плюёт!
 
Петя подбегает к бабушке(настоящая взрослая бабушка):

Петя:
Вы бабушка, конечно,
Того.., то есть, простите...
Мне кажется, вы школьница

Бабушка.: Пень старый!

Петя : взмолился Не шумите!
 Так вы не третьеклассница?

 Бабушка.: А вам какая разница?
 Какое безобразие, так к дамам приставать!
 Еще почтенный старец, несете несуразицу!
 Я позову милицию!

Петя.: Не надо её звать!

Бабушка.: Седой весь, как не стыдно!

Петя: Да я ошибся, видно!
 Простите, но откуда мог, бабушка, я знать,
 Что семечки Вам можно
 Грызть в сквере и плевать?!

Бабушка.: Вы просто грубиян!(зовет милицию)Товарищ капитан!
Петя: Не надо звать милицию!
 (убегает)
Бабушка.: ( кричит в след)
 Здесь злостный хулиган!...

Автор:
 Порой к стыду взрослых бывают на свете
 Воспитаны взрослые хуже, чем дети!
 Но надо иметь к старикам снисхожденье:
 Достойны из них большинство – уваженья!..
 Вновь по сторонам Петя смотрит тревожно.
 

Решил в своих поисках быть осторожным!

 
 Петя (идет по городу.)

 Автобусы, трамваи, спешат грузовики!
 Людьми полны заводы, мигают маяки!
 Железная дорога составами полна!
 Не знал я, что так рано работает страна!
 Вон тот старик, с портфелем, учитель,не иначе!
 А этот – огородник: спешит к себе на дачу!
 Пожарник!Сразу видно, заслуженный старик!
 Терять напрасно время он, точно, не привык!
 
 Невесело день начат,
 Устал я, посижу.
( замечает старушку в сквере)
 Постойте, кто там плачет?
 Старушка? Погляжу,
 Быть может, я ошибся-
 Вновь это не она?.
 На лавочку садится.
 Мяч достает она!
 (Бабушка, поиграла в мяч потом уселась на скамейку, болтает ногами:)

Автор:
Попрыгала бабуся и на скамьейку –шлёп!
Наш Петр немного трусит, но к бабушке идет!

Петя подходит:

Вы, бабушка, ногами
Болтаете отчаянно,
Вы,бабушка,простите,
Не школьница случаянно?

Бабушка(девочка Маша):
 Да, Маша я, Поспелова,
 Поспелова Маруся!
 А вы кто?
Петя.:
 Мальчик Петя!
 Еще одну бабусю
 И старика-мальчишку
 Скорей надо найти.
 Потом бежать в домишко,
 
 Часы перевести!
 Тебе всё по дороге
 Я, Маша, объясню,
 Бежим!
Бабушка(девочка Маша): Бегу! Ой, ноги!
 Боюсь, не догоню!
Автор:
 По площадям и скверам искали целый день,
 Уж небо стало серым! К концу склонялся день!
 Вдруг увидАла Маша в одном дворе картину:
 Поёт старушка , пляшет,накинув шарф на спину!
 (и Петя заметил эту бабушку в сквере).
Петя: Бабуля,как девчонка,
 Расплыгалась так лихо!
Бабушка(девочка Маша):
 И напевает громко!
 Бежим скорее!
Петя: Тихо!
 (подходят к старушке)
 Скажите ваше имя!
 Бабушка( девочка Надя):
 Я – Надя Соколова!
 Петя: А класс какой, ну, срочно!
Бабушка( девочка Надя):
 Класс? Третий! Что смешного?
Бабушка(девочка Маша):
 Тебя давно мы ищем,
 Средь разных старушат!
Петя: Старушек этих тыщи
 На лавочках сидят!
 Ну, где же он, последний,
 Мы можем опоздать!
Бабушка(девочка Маша): Он, видно, самый вредный!
Бабушка( девочка Надя): Кого надо искать?
 Зачем его мы ищем?
 Кто может объяснить?
Петя: И дедушек здесь тыщи!
(Первая бабушка - Маша шепчет на ухо, все объясняя второй бабушке - Наде.)
Бабушка( девочка Надя): ( удивленно)
 Да ну, не может быть!

(Уселись на скамейку, вдруг пролетает на скутере дедушка)
Автор: Сидят они,и каждый по сторонам глядит!
 Вдруг Машенька негромко Надюше говорит:
Бабушка (девочка Маша):
 

На скутере как ловко,
 Катается дедок!
Бабушка( девочка Надя):
 Да, есть ещё сноровка!
 Свистит!
Петя: Постой, дружок!
 Лови его, скорее! (поймали)
 Бабушка( девочка Надя): Держи его ,лови!
Бабушка(девочка Маша): За ним я не поспею!
Петя: Эй, шустрый, погоди!
 Ты – школьник?
 Дед, Вася Зайцев: Я? ... Ага!...
Бабушка( девочка Надя):
 Ага, Баба-Яга!
 Ты кто?
Дед, Вася: Я – Вася Зайцев!
 Учусь во втором «а»!( начинает канючить)
 Бабули, отпустите!
 Да я не убегу!
 Дедуля!...!
Петя: Прекрати ты!
(Маше) Дай зеркало ему!
Дед смотрит в зеркало:
 Кто это? И откуда взялася борода?
Бабушка(девочка Маша): и Бабушка( девочка Надя):
 Наверно от верблюда!

Петя: Иди скорей сюда!

Автор:
И Петя объясняет,
Случившегося суть.
Как расстеряли время,
Как всё назад вернуть!
В трамвай они влетают:
Там школьники сидят.
Места все уступают
Для стареньких ребят!

 Картина шестая
 ( в трамвае)

Школьники обращаются к постаревшим детям:

Садитесь, пожалуйста,
Вы ведь устали!
 Всю жизнь вы работали,
Много стояли.

Дети - старички, смущаясь:

Спасибо не надо!
Да мы постоим!

Школьники:

При старших сидеть
Ни к лицу молодым!

Дети - старички:
Спасибо, но нам надо
Здесь срочно выходить! (выбегают из трамвая)

 Картина седьмая
 ( в лесу)
Петя: Скорей через ограду!
 Дом близко должен быть.
 Я не припоминаю,
 Где дом надо искать!
Бабушка( девочка Надя):
 Опять я опоздаю!
Дед Вася Зайцев: Нельзя нам опоздать!
 Потеряное время
 Нам надо возвращать!

Петя: Уже почти 12!
Бабушка (девочка Маша):
 Как время-то летит!
Бабушка( девочка Надя):
 Боюсь я потеряться!
Дед: Смотри, вон дом стоит!
Петя: За мной, ни слова, тише!
 Волшебники все спят!
 К часам скорей,как мыши!
Бабушка (девочка Маша):
 77 раз назад!
Дед, Вася Зайцев: Крути, крути скорее!
Бабушка( девочка Надя):
 Скорее, боже мой!
 Пантелей Захарович проснулся, почувствовав неладное:
 Пантелей Захарович:
 Проснитесь, мы стареем!
 
 Сергей Владимирович:
 Не двинуть мне ногой!
 
Марфа Васильевна увидела Петю:
 Ой,не сойти мне с места!
 Не смей часы вертеть!
 
 Ольга Капитоновна:
 Хочу обратно, в детство!
Все волшебники.: Мы не хотим стареть!

Петя стал мальчиком, постепенно принимая свой прежний вид: Мне не достать до стрелок!
 ( ему помогают дети)

(девочка Маша): Уже 75!
Вася: Украденное время
 Вернулось к нам опять!
Девочки: Волшебники пропали!
 Какая красота!
 Вася: Детьми мы снова стали!
 
 Пускай бегут года!
 Петя: Но помним, как печально -
 Минутку потерять!
 Быть важно пунктуальным!
 И время уважать!
Автор:
 И радостные дети запрыгали ,смеясь,
Нет их на целом свете счастливей в этот час!
И выбежали дружно из домика гурьбой.
Домой им срочно нужно! Скорей, скорей домой!

 
Вам сказку рассказали всю честно, без затей!
Про время, что украли у маленьких детей!
Порой бывает в жизни, друзья, и среди вас,
Не бережешь минуту- теряешь целый час!
Там день за днем проходит, за годом год бежит!
Ничто не происходит, на месте все стоит!
Глядим- уж постарели, а в жизни ничего
Добиться не успели! И в том винить кого?
Уже подкралась старость, ничто не изменить!
А прожито лишь малость!И хочется так жить!
Учись минуты с детства считать, беречь, ценить!
Сумеешь, не старея всю жизнь свою прожить!
И будешь полон силы, энергиии всегда !
Пускай летят минуты, пускай бегут года!
 Марина Мануйлова 02.02.2003, Торонто