Шокотерапия

Елена Трусова
 «Всякое лекарство есть яд,
 Но не всякий яд есть лекарство»
 Пословица

 Знаете ли Вы, что такое шок? Шок культурный или моральный, без применения к Вам какого-либо физического воздействия? Самое первое впечатление о шоке получает каждый из нас в комнате смеха – эдакой уменьшенной копии Королевства Кривых Зеркал. Поначалу мы робко входим в эту таинственную комнату, с опаской всматриваясь в многочисленные изогнутые зеркала. Осторожно заглядывая в каждой из зеркал, мы с испугом узнаём в каждом из них себя. И нам становится страшно – неужели это я, тот самый единственный и неповторимый, кого я вижу каждый день в зеркале, и кого я люблю больше всех на свете?! Неужели я выгляжу так отвратительно?! Неужели именно таким меня видят все остальные?! Вот он, наш первый шок! Но это только присказка, сказочка впереди будет!
 Приглядевшись к изображениям в зеркалах, мы понимаем, что все остальные выглядят ничуть не лучше! И вместе с ними мы начинаем смеяться – до хрипоты, до боли в животе, до истерики, хотя на самом деле нам в этот миг может быть вовсе не смешно! Но мы смеёмся вместе со всеми для того, чтобы быть «как все». Хотя что такое эти «все»? Несуществующее безликое чудовище, без имени, без чётких очертаний, воплощение ужаса, пришедшее к нам из ночных кошмаров. У этого чудовища тысячи голосов и множество рук – но нет ни одного лица! И от этого монстр по имени «Все» кажется нам ещё страшнее! Мне иногда кажется, что это чудовище является олицетворением совковости, той самой, которая правила Россией больше семидесяти лет и взрастила себе безликую смену. Впрочем, я уклоняюсь от темы.
 Посмеяться вместе со всеми, когда отнюдь не хочется этого делать, - это так захватывающе! Это так приятно – почувствовать себя одним из членов сообщества, который посвящён в восхитительные тайны, ведомые лишь избранным!.. Так, хохоча и смеясь, весело комментируя вслух каждое увиденное изображение, мы доходим до последнего в комнате зеркала, и смело продолжаем вести избранную линию поведения. Но смех застывает на наших губах ледяной колючей коркой, когда мы осознаём, что именно последнее изображение – это реальность! Мы попёрхиваемся своим собственным смехом, когда понимаем, что именно над таким, каким каждый из нас является на самом деле, смеются все остальные! И вот тут-то наступает подлинный шок! Нам становится плохо при одной мысли о том, что кто-то посторонний мог видеть, как нас подвергали осмеянию. Нам становится гадко оттого, что близкие люди видели это надругательства и принимали в нём активное участие, В этот момент мы начинаем ненавидеть весь мир! Мы ненавидим его за то, что в нём существуют кривые зеркала. И в душе каждый из нас клянётся в том, что никогда больше не зайдёт в это чудовищное изобретение, в эту камеру пыток, в этот застенок для человеческого самолюбия, который лишь по недоразумению назвали комнатой смеха!
 Это был первый шок. Потом будет много других – менее болезненных и более ранящих наши души. Но именно первый шок навсегда останется для нас уроком – чего никогда и никому нельзя позволять делать, ни при каких обстоятельствах! Всю дальнейшую жизнь каждый из нас строит по-своему, никогда не забывая о полученном уроке. Вот она, реальная польза шокотерапии!
 А потом мы начинаем забывать о том, что когда-то с нами уже случилось… Детские воспоминания о комнате смеха сглаживаются и закладываются новыми впечатлениями в дальних чуланах памяти. Мы начинаем думать о себе как об умных, состоявшихся и неуязвимых людях. Мы забываем детские уроки – и становимся беззащитными перед таким страшным оружием, каким является смех и презрение. В тот миг, когда мы уже начинаем думать о себе, как о воплощении Бога на Земле, нас настигает неожиданный удар по нашему самолюбию. Действие детской прививки закончилось, у нас нет иммунитета перед этой напастью. И вот тогда-то больное самолюбие начинает мучить нас с неистовой силой! Как доказать окружающему миру, что он неправ?! Как объяснить окружающим, что они всего лишь видят искажённое изображение в кривом зеркале? Как заставить их услышать и увидеть себя таким, каким каждый себя знает и любит? Оправдываться - незавидная затея, да ведь никто и не поверит! Такой удар – это неслыханный шок! И вот в момент, когда нам становится уже невыносимо плохо оттого, что мы не в силах смириться с собственным несовершенством, шок мобилизует наши скрытые силы. Мы наконец-то осознаём, что не сможем перекричать весь мир, да и не нужно нам этого! Пройдёт несколько дней – и чудовище по имени «все» найдёт себе новую жертву! А мы – мы будем радоваться тому, что сумели это достойно пережить, что сумели выстоять, не утратив собственного достоинства! И в этом – великая целительная сила шокотерапии!
 Кто теперь посмеет сказать, что шокотерапия – это плохо?! Да, это больно, это мучительно, но это – лекарство, а лекарство не может приносить удовольствия! Впрочем, есть иной вариант – лечение естественными антидепрессантами, закармливание веществами, сладкими до одури, например, шоколадом. Кстати, этот метод лечения так и называется - шокотерапия!

02.08.2005 г.