Екатерина Великая. Личность и личное

Валентина Томашевская
Уже в 1743 году был решен вопрос о женитьбе наследника русского престола Петра. Претенденток в невесты было немало: и английская, и прусская, саксонская и французская принцессы.Портрет нглийской принцессы особенно понравилась Петру. Но, как известно, учитывалось не только его мнение...
Между русским двором и немецким княжеским родом Ангальт-Церстским существовали довольно близкие отношения. Брат княгини Иоганны Елизаветы, принц Карл-Август Голштинский при Екатерине Первой был в России в качестве жениха Елизаветы Петровны. Он вскоре умер, но Елизавета не переставала питать некоторую привязанность к его родственникам, находилась в переписке с его сестрой, княгиней Ангальт-Цербстской, матерью будущей невесты, и Елизавета через посредство Брюммера начала вести переговоры о браке сына с немецкой принцессой. Ее предложение воспринималось как важное известие, вызывающее мечты о будущем величии, да и речь шла о сближении двух государств: России и Голштини. Естественно, мать и дочь были под впечатлением.
В ответном письме прусскому королю Иоганна Елизавета замечает, что никак не могла думать о возможности такого оборота в жизни дочери. и при этом обещает во всех отношениях руководствоваться советами Фридриха Второго.
Принц Христиан Август, Ангальт -Цербстский, отец, был генералом прусской службы и командовал полком, расквартированным в этом городе. Рассказывают, что Фридрих Второй, желая угодить императрице Елизавете, повысил Христиана Августа в чине, пожаловав его в 1742 году фельдмаршалом, написал дочери письмо с наставлениями: "Она должна держать себя осторожно, с достоинством, уклоняться от всякого участия в политических делах" и т.д. Принцесса торжественно обещала постоянно руководствоваться его советами.
...Путествие в карете в середина января.Четыре тяжелые дорожные кареты( двадцать четыре лошади) везли принцессу и ее свиту. К каретам в предвидении снега, который мог бы встретиться по мере движения на север, были привязаны сани. Снега не было, но острый холод заставлял обеих женщин закрывать лицо маской.
 Зато приемы, оказанные принцессе в Риге, в Петербурге и в Москве отличались торжественностью и роскошью. Принцесса произвела хорошее впечатление на императрицу. А что же принц Петр? Он, семнадцатилетний юноша, был на два года старше своей невесты, которая приходилась ему троюродной сестрой (он был сыном двоюродного брата ее матери -Петр Ульрих Голштинский). Его умственное развитие не шло в сравнение с развитием принцессы, обладавшей живым, острым умом, он любил играть в военные игры, в солдатиков, и не мог не почувствовать, не ощутить разницы.Посмотрим на его портреты: вначале гадкий утенок, затем несколько оперившийся лебедь, но впоследствии - заслуга художника?- взгляд невольно задерживается на этом лице.... Но сердцу разве прикажешь? Петр был лишен такта, живости и игры ума...
С самого приезда в Россию принцесса начала учить русский язык, а 28 июня ее крестили по паравославному обычаю и нарекли Екатериной Алексеевной. На следующий день, в тезоименитство Петра Федоровича, состоялось их обручение., а 21 августа 1745 года Екатерина стала женой великого князя.
Уже в первые месяцы пребывания в России княгиня Иоганна испортила отношения с императрицей Елизаветой и с собственной дочерью и вскоре после свадьбы уехала из страны. Екатерина осталась с капризной, непостоянной в своих привязанностях, подозрительной Елизаветой и с глуповатым, ребячливым мужем. Однако надо было удержаться, и не упустить данный судьбой шанс. И Катерина старалась изо всех сил - нравиться великому князю, императрице, нравиться народу.
Жизнь ее при дворе была строго регламентирована. Специально приставленные люди следили за каждым ее шагом, она не имела права выйти на прогулку без разрешения императрицы.
Отдушиной для молодой Екатерины стало чтение. Она читает французские романы, затем им на смену приходят труды по политической истории Германии, Франции, Англии. В это же время она знакомится с сочинениями Вольтера, Дидро,Д Аламбера.
Брак с Петром в течение семи лет был бездетным, что вызывало недовольство императрицы Елизаветы,ждавшей наследника престола.

 Елизавета стала выговаривать гофмейстерше Чоглоковой, что от верховой езды у великой княгини вот уже столько лет нет детей. Чоглокова отвечала, что относительно детей тут нет вины, что дети не могут родиться без причины, но причины до сих пор не было. Тогда Елизавета стала бранить Чордокову и сказала, что она взыщет на ней, зачем она не позаботилась напомнить об этом предмете молодым. Получив такой нагоняй, Чоглокова начала хлопотать, чтобы буквально исполнить приказание императрицы. Однажды она отвела в сторону Екатерину и сказала: "Послушайте, я должна поговорить с вами откровенно". "Я, разумеется, стала слушать во все уши, - писала позже Екатерина. - Сначала, по обыкновению, она долго рассуждала о своей привязанности к мужу, о своем благоразумии, о том, что .нужно и что не нужно для взаимной любви и для облегчения супружеских уз; затем стала делать уступки и сказала, что иногда бывают положения, в которых интересы высшей важности обязывают к исключениям из правила. Я слушала и не прерывала ее, не понимая, к чему все это ведет. Я была несколько удивлена ее речью и не знала, искренно ли говорит она или только ставит мне ловушку. Между тем, как я мысленно колебалась, она сказала мне: "Вы увидите, как я чистосердечна, и люблю ли я мое отечество; не может быть, чтобы кое-кто вам не нравился; предоставляю вам на выбор Сергея Салтыкова и Льва Нарышкина; если не ошибаюсь, вы отдадите предпочтение последнему". "Нет, вовсе нет", - закричала я. "Но, если не он, -сказала она, - так, наверное, Сергей Салтыков". На этот раз я не возразила ни слова, и она продолжала говорить: "Вы увидите, что от меня вам не будет помехи".
Вскоре после этого дело наладилось. Екатерина забеременела и 20 сентября 1754 года родила сына.

....В царствование Екатерины фаворитизм имел весьма широкое развитие. В записках ее встречается следующее: "Я получила от природы великую чувствительность и наружность, если не прекрасную. то во всяком случае привлекательную; я нравлюсь с первого разу и не употребляла для того никакого искусства и прикрас. Душа моя от природы была до такой степени общительна, что всегда, стоило кому-нибудь пробыть со мною четверть часа, чтобы чувствовать себя совершенно свободным и вести со мною разговор, как будто мы с давних пор были знакомы. По природной снисходительности своей я внушала к себе доверие тем, кто имел со мной дело, потому что всем было известно, что для меня нет ничего приятнее, как действовать с доброжелательством и с самою строгою честностью."

Использованная литература:

1.А.Г.Брикнер История Екатерины Второй. АСТ. Астрель.2005.
2. Цивилизации.Универсальная энциклопедия для юношества.Сост Ф.М. Цирюльников М.: Издательский дом "Современная педагогика , 2000.
3. Периодическая пресса.
4. Интернет.