Обзор конкурса -Русь Православная-

Чертков Сергей
«Кто не понимает в народе нашем его православия и окончательной идеи, тот никогда не поймёт и самого народа нашего» Ф. Достоевский

Оценка производилась по трём составляющим: а) соответствие теме; б) смысл; в) техника. Вот список представленных в сентябре на конкурс стихотворений, дальше для краткости указывается только порядковый номер.
1. «Сердцем молитву читаю!» Валерий Жабо
2. «О! Да! Здесь» Анатолий Хвостов
3. «Что-то сердце так сильно забилось» Юрий Кравцевич
4. «Я здесь не один» Андрей Болкунов
5. «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Машик
6. «Россия — ноев ковчег» Фаина Гафарова
7. «Если зеленью май полыхает...» Лев Камин
8. «Еще не поздно верить» Тихая Гавань
9. «Человек и душа...» Владимир Сын Иосифа
10. «Женская Молитва» Ирина Галинко
11. «Дева Мария» Игорь Кузнецов
12. «Дыханье свечей...» Вячеслав Даниленко
13. «Возрождение» Виталий Иванов
14. «Каземат» Сергей В Строков
15. «Остановитесь люди!» Grace25
16. «Поклон-камень» Хол Каруд Тоиди
17. «И я проснусь... и всё оставлю...» Агнелий
18. «Церквушки русские» Александр Гаврюшкин
19. «Маниту» Эдддд
20. «Благодатная высь» Robin
21. «У иконы Девы Марии» Олеся Улыбышева
22. «Молитва» Last Dragon
23. «На церкви крест нам снится» Маргарита Монисова
24. «Страстная пятница» Вадим Басков
25. «Исповедь» Мари Астра
26. «Поле Куликово» Юрий Теза
27. «Любовь, как спасительный луч» Солнечная Вербена
28. «Я не знаю молитв, но я чувствую Бога...» Архиреев Иван
29. «Господень град» Ветряная Мельница
30. «Звёздная литургия (Памяти С. Аверинцева)» Никита Брагин
31. «Привалилась крапива к плетню» Шаламонова Елена.
32. «Колени, преклоняя пред тобою...» Рая Легкая
33. «Колыбельная» Цыпленок
34. «На Семи Холмах. Ко дню рождени Цветаевой» Дарина Лунева
35. «Я слаб и немощен» Дмитрий Лапчатый
36. «Оставь меня тяжесть невзгоды моей» Михаил Животинский
37. «Не забыть раскаяться» Александр Орс
38. «Неумелая молитва» Любовь Олейникова
39. «Благословенье...» Юрий Мизерницкий
40. «Я ухожу...» Лидия Мокиевская
41. «Светлый Ангел Любви» Катрен Феп
42. «Ради христа» Андрей Цыбин
43. «Видение» Никола
44. «Соловки» Николай Выморков
45. «Однажды в Париже...» Анатолий Арамисов
46. «Родные степи» Игорь Великий
47. «Это я» Мария Скржинская
48. «Я ортодоксальный христианин» Расстройство Кишок
49. «Гаврилов и лани» Анна Троцкая
50. «Баллада о душе» Ирина Полякова
51. «Песнь России» Михаил Ткалич
52. «Серафим (Я езмь...)» Kirya Gia
53. «Вере» Дивини
54. «Марине Цветаевой и Солнцу» Ольга Щепилова
55. «Игра в любовь» Ярослав Федотушкин
56. «Благочестие (По пустынной белизне гуляет ветер)» Макс Сугатов
57. «Лавра» Авов Аволог
58. «Голос» Владимир Гольдштейн
59. «Вишнёвые облака» Михаил Сгибнев
60. «Гимн качеству» Петр Калита
61. «Не суди» Наталия Белостоцкая
62. «Opel'я серое пятно» Амартлен
63. «Русь» Антон Всевластный
64. «Рисую нашу встречу» Тина Шотт

А. Соответствие теме
В название конкурса заложены два критерия, и, к сожалению, многие стихи им не удовлетворяют, а значит, не могут в нём участвовать. Обоим требованиям не соответствуют — [1], [4], [7], [8], [9], [11], [14], [15], [17], [19], [20], [21], [22], [25], [28], [29], [32], [36], [38], [41], [47], [50], [52], [55], [62]; только первому — [10], [12], [24], [27], [33], [35], [37], [39], [56], [61]; только второму — [5], [23], [26], [46], [48], [49], [54], [58], [59], [60], [63].
Сколь бы ни были замечательны внеконфессиональные и абстрактно-«духовные» произведения, они не раскрывают особенности православной веры. В самом деле, какими образами причастны именно ей стихи первого и третьего рядов? На основании чего их следует атрибутировать как православные? Вот характерные черты отсеянных: типично католическое именование Дева Мария; языческое поклонение камню, траве, тучам, горам и рекам; воспевание индейского идола Маниту; безбожное утверждение, что мы остались одни; отождествление жизни с игрою; вера в судьбу, сны и приметы; прославление волхвов и Перуна-сварожича; смешное заявление, что батюшка при встрече благословляет лоб; инсинуации о материальности души, слепой (!) благодати, божьем мраке и вторичном постриге в монахи; сетования о приходе к Богу без приглашения; обречённость служить неведомому Качеству; совсем уж больное обещание позабыть губы в ногах Спасителя??? Складывается впечатление, что большинство соискателей награды не имеют представления даже об азах христианства, не говоря уже о катехизисе и своеобразии православного мирочувствия. Следовательно, в данном случае они ошиблись адресом.
Жёстко отсекает часть стихотворцев первый критерий. Опять в изобилии абстрактные вирши, написанные от лица некоего всечеловека (по выражению Достоевского) и не раскрывающие сколь-нибудь типичных русских сторон души или природы. Читателю не предоставляется никаких определённых доказательств места действия или национальной принадлежности героев (ведь свечи, ладан и иконы бывают не только на Руси и в православных храмах, а верить и молиться можно разным богам).
Остаётся 18 вещей из сентябрьского списка, соответствующих теме конкурса. Разберём их подробнее.

Б. Смысл
Из [2] мы узнаём, что Россия скроена именно по-русски, а не как-нибудь ещё, что она грешна не более чем свята, и народ в ней дружен нуждою. Мягко говоря, не густо… Последняя кривая фраза допускает два прочтения: с нуждою (в соответствии с предыдущими строками) или по нужде, т. е. по необходимости или из-за бедности. Тогда это весьма уничижительная характеристика, насмешка над соборностью — главной идеей русского народа.
Автор [3] хочет ближе к Богу, но молиться предпочитает один и кардинально меняться не собирается, так как обещал нам (вам?) обратное и безнадёжно считает себя неспособным противостоять греху. Это его дело, но при чём тут православие?
Автор [13] видит возрождение России в вере и чести. Второе ничего общего с христианством не имеет, но как же понимается вера? Возвращение святынь (каких?), изменение себя (как?), сохранение Бога (какого?). Вопросы риторические — перед нами пустая абстракция.
[31] из разряда насквозь вторичных сетований о храме без крыши (достаточно знать «Церковь без крестов» Шевчука) и больше подходит для критики техники письма (см. далее).
Нелепо оборвано [32], но и слава Богу! Ведь в последних строках сквозит безнадёжность, язычество и выступает горделивое упоение прошлым, только что заклеймённым. Только вряд ли автор осознанно выстраивал аллегорию с Россией…
Участие в православном конкурсе стихов, посвящённых самоубийце, объявлявшей своим богом дьявола [34], [54] — примета нашего непросвещённого времени, забывшего каноны и догматы.
В пейзаже [40] присутствует Храм Упенья (дословно); колокольный звон успокаивает душу, хотя автор и не понимает его смысла (с чьего голоса тот поёт) и жаждет земных лир. Будем надеяться, не вся Русь такова.
Казалось бы, не надо останавливаться на опечатках. Но вот и в [42] Христос пишется с маленькой буквы (а уж то, что и местоимения, к Нему относящиеся, должны писаться с заглавной, ведает меньшинство)… Здесь до ненависти один шаг. Хоть он и не сделан, но это не боль Башлачёва и не святые обличения Хомякова, потому что свет не брезжит и надежда не веет. Увы.
В унисон звучит и [43], только здесь нет обречённости и написано талантливей.
Плач по утерянному сердечен и нужен, но плачевно, если автор [45] во время пасхальной службы не почувствовал соборное единство с братьями и сёстрами (озарёнными фаворским светом!) только на основании того, что они граждане иного государства. Остаётся сожалеть, что не все осознают разницу между Русью — выражением сущности Земли и «Россией» (эта польская кличка утвердилась с тяжёлой руки Ивана IV, о чём сетовал ещё В. Даль) как эмблемы государственности. Работа К. Аксакова «О внутреннем состоянии России» даёт исчерпывающее понятие о принципиальном несовпадении Земли и государства.
Та же беда и в [51]. Никогда (до последних безумных лет) народ не величал себя «россиянином». Петь тропарь берёзам (о них или для них?) впору язычнику. Нелепы комплименты о любви самоубийцы и кощунника (стихотворные издевательства над Святым причастием, если кто забыл), о несокрушимости (когда, где?) баррикад.
Набросок [44] неплох, но и неглубок. Достойный эскиз к полотну, но о чём оно будет, пока понять нельзя.
Очередная акварельная зарисовка[53], но, в отличие от предыдущей, вещь законченная. Мысль выражена ясно, коротко и просто.
Типично бунинские строки [64], только без его таланта. О православии Руси говорит лишь механически прицепленный вагончик последнего двустишия. А почему же она такова? Уж не из-за неистребимого ли взгляда (причём синего) смородиновых зрачков?! Лишь одна строка остра и сильна, это подлинная поэзия: «Ты без лузганья помнишь нас?!!»
Помесь гипертрофированной идеи Третьего Рима и извращённого Апокалипсиса [6] предвещает явление в России некоего Принца (!), святого пророка (вероятно, вместо Христа). Любопытно, что все тогдашние русские уже удостоены блаженства (самовольное продолжение известных заповедей: Мф. 5, 3–11).

В. Техника
Лишь упомянем в назидание курьёзы «грядет время чудесным прологом» [6]; «каждый камень пропитан жаждой», тавтологию «за прошедшее время прости», «больные руины» [31]; «и жизнь свою шагала напролом» [32]; чужое «купола купают» (тот же Шевчук), невнятное «открытый праг» (порог) [34]; т. н. рифмы «просторы—тобою» [51] и в анапесте «тень ястреба— сердце раба» (ритмически и весь [42] ниже критики). А для последнего раздела осталось 6 вещей (расположены по значимости).
Портит впечатление от [18] троекратное местоимение «вы» в пяти строках, от балласта нужно избавляться. Не красят стих «лишайники» и «ужики» (частицы «лишь», «уж»). «С любой сторонки, отовсюду» — тавтология. Слабых мест ещё немало, но мысли 2, 4 и 6 катренов — несомненное достоинство.
Техническими несовершенством отмечено [45]. «Пасхальная служба пела красиво» — по-русски так не говорят; совсем убрать глагол — и будет мысль, и размер выровняется: «Пасхальная служба красива…» Сбой ритма в 3 и 5 строках.
Слова-паразиты внедрились и в [43]. «Только мёртвыми костями» — а что, бывают живые? «Зубы от дракона» — ненужный предлог для соблюдения размера. «Ударил колокол в кровь разбитыми губами» — красивая, но неточная метафора. Особенно сильны 2 и 3 катрены. Последняя строка вызывает удивление.
Почти безупречно качество [30] («невесомая сила» — банальная заумь; «подхваченный на крыло души голос» — туманная метафора). Но впечатление двойственное. Странен призыв «да сбудется ночь изначальная». У Бога-Слова и вдруг «предвечное молчание». Игра в противоречия (не стоит приводить их все), не остаётся только игрой: из мрака может вызвериться маска.
Минимальны претензии к [53]. Всё-таки не «накрЕнилась», а «накренИлась», но тогда ритм уходит. Очень обидно несовершенство технологии сайта: для «лесенки» автор вынужден прибегать к многоточиям…
Главное замечание к светлому, простому и глубокому [57]: преподобный Сергий Радонежский — это не прошлое, наш заступник всегда с нами. И хотя бы в этом веке мы должны с ним встретиться.

Общая же картина конкурсных произведений удручает. Ни одного сюжетного стиха, ни единого описания характера, оригинального или типичного, персонажей по пальцам пересчитать, и те предельно схематичны. Всё пустые абстракции, идейная и словесная скудость, стёртые образы на фоне низкого уровня исполнения и крайне расплывчатого, поверхностного знания православия. Что ж, конкурс отразил состояние общества. Да, это нынешняя Россия… Но не Православная Русь!