Ангел смерти

Эдуард Кузьмин
Ангел смерти
(Драма в двух действиях, в стихах)

Я дни мои влачу, тоскуя
И в сердце образ твой храня,
Но об одном тебя прошу я:
Будь Ангел смерти для меня.
М.Ю. Лермонтов

«Ангел смерти обрел ее, - сказал оратор, - бодрствующую в помышлениях благих и в ожидании жениха полунощного».
А.С. Пушкин

Улыбку ль вашу, взор ли строгий,
Желая здесь предупредить,
Хотел бы сразу пояснить:
Берясь за труд сей лишь из скуки
(Решив занять хоть чем-то руки),
Как вдохновенный мадригал
Любовник пылкий деве пишет,
Так драму эту я писал…
И музой звучной вдохновленный,
Я, силой мысли ободренный,
В короткий срок уж набросал,
Картину ветренну быть может,
Но то лишь плод моих забав,
Что для примера я избрав,
Решил любовь вам показать,
И чувства сильны как бывают
И как порой от них страдают,
И как во славу той любви,
Мы жизни жертвуем свои….

И так, все что хотел сказать я вам
(Зачем не знаю, право, сам),
Я думаю, сполна сказал. Теперь,
С покорной легкостью руки
(Конечно, уж не для тоски),
Вам «Ангел смерти» свой вручаю,
И вас на этом оставляю….
Э.К.



Действующие лица


Графиня – женщина 49 лет, мать Кая.

Кай – молодой человек 25 лет, страстно влюбленный в Низу.

Граф – отец его, мужчина 52 лет.

Лекарь – местный врачеватель, старик.

Низа – молодая особа 23 лет, возлюбленная Кая.

Ангел – смерть, в облике седого старца.

Действие происходит: Россия, век 18-й, загородное имение дворянской семьи.


ДЕЙСТВИЕ I

Сцена I
Гостиная загородного дома.

Выход I
Входит Графиня, следом за ней входит Граф.

ГРАФИНЯ:
…больна. Не долог час –
Вот-вот умрет! Ах, бедное дитя!

ГРАФ:
Но как?! Еще ведь, давеча
Была здорова и цвела.
Я точно помню, пятого числа,
Ко мне проведать приезжали.

ГРАФИНЯ:
Больна…. Как есть –
Седьмого и слегла.

ГРАФ:
Но от чего же сразу не позвали?

ГРАФИНЯ:
Что толку? Мы ведь и не знали!
Мы думали, устала - спать легла,
Проснулась, стонет. Взмокла вся.
То в жар ее бросает, то дрожит,
А раз иной посмотришь, так лежит
Без звука, без движенья,
И тихо так губами шевелит.

ГРАФ:
Уж верно бредит.

Идут к комнате Низы.

Сцена II
Там же. Возле комнаты Низы.

Выход I
Графиня около двери, граф поодаль. Она жестом подзывает его.


ГРАФИНЯ:
Иди сюда (приоткрывает дверь).
Ну, вот смотри.

ГРАФ: (смотрит).
И в правду!
(пауза)
Вот уж не поймешь…,
Жива ли?

ГРАФИНЯ:
Может, подойдешь?

ГРАФ: (закрывает дверь).
Нет, нет. Пускай все будет так, как есть.
Я ведь не лекарь, не монах –
Не сведущ я в таких делах.
Вот ты представь: я подойду,
Она возьми, глаза откроет,
А я, смутившись, знай, не то скажу,
И непременно, лишь только делу наврежу!

Уходят.

Сцена III
Там же. Гостиная.

Выход I
Графиня подходит к окну, вглядывается. Граф чуть в стороне.

ГРАФИНЯ: (в сторону).
Ах, что-то на сердце не ладно –
Мне как-то все не по себе…
Уж верно быть беде!

ГРАФ:
А где же Кай?

ГРАФИНЯ:
За лекарем ушел.
(поворачивается к мужу, пауза, затем).
Представишь ли,
Он словно обезумил:
Скорее кинулся во двор,
Вскочил в седло. Через забор.
И был таков….

ГРАФ:(задумчиво)
Так, стало быть, он любит?

ГРАФИНЯ:
Ах, вот еще!
Все это вздор,
Присущий юности задор!
Не более.

ГРАФ: (удивленно).
К чему ты клонишь?

ГРАФИНЯ: (отходит от окна, заметно нервничает).
У них на пятницу назначено венчанье.

ГРАФ:
И что же из того?
 
ГРАФИНЯ:
Сам посуди: она больна.

ГРАФ:
Даст Бог поправится.

ГРАФИНЯ:
А вдруг умрет?
А вдруг калекой станет!
С постели в век не встанет!
Что тогда?
 
ГРАФ:
Ты что такое говоришь?!

ГРАФИНЯ:
Давай смотреть на вещи трезво:
Она бедна? Бедна!
Была б богата, пусть тогда.
А так ведь что:
Он на нее потратит годы,
И что взамен?
Ни денег, ни любви,
Одна лишь мука!

ГРАФ: (задумывается, пауза и, точно размышляя вслух).
И, верно, что за скука -
С калекой жизнь свою связать!

ГРАФИНЯ: (решительно).
Затею надо отложить.

ГРАФ:
Быть может, лишь повременить.
А там глядишь и ….

ГРАФИНЯ: (перебивает мужа).
Отговори его.

ГРАФ:
А что же ты?

ГРАФИНЯ:
Меня он слушать не желает:
Вчера обмолвилась,
А он в ответ:
"И слушать не желаю, нет!"
"Я", говорит "ее люблю".
(пауза)
Сказал, что клятву дали,
Чтоб между них мы не вставали,
Что женится, сказал,
Пусть даже против нашей воли.

ГРАФ: (качает головой).
Подумать только – в раз до боли
И не понятно и смешно:
Еще вчера мальчишкой бегал,
Шутил, играл – забот не ведал…,
И вдруг, балы, и светские манеры,
Приемы, гости без конца,
И все при важности лица.
Какие подавал примеры!
И вдруг жениться вздумал….

ГРАФИНЯ: (с издевкой).
Ему уж скоро двадцать пять,
А ты, пади, забыл опять?!
Хорош отец, родное чадо,
Уж завтра женится! А он?!
Ему и дела нет – не надо!
Он все последним узнает!

ГРАФ:
Ну ладно, полно, иль забыла –
Уж пятый год разведены.

ГРАФИНЯ:
И что же? Стало быть, не мы,
А я воспитывать одна,
Ребенка нашего должна?

ГРАФ: (возмущенно).
Что за нелепая опека:
Считать младого человека
Ребенком?! За него решать,
Что должен делать он и знать?!
Он волен сам, пройти свой путь.
Что до меня, так вот скажу:
Признаться, хоть отец ему,
С его строны не потерплю,
Высокомерия к себе!
Вдовцом, коль хочет вскоре стать,
Пусть женится на ней, плевать!
(скрещивает руки на груди).

ГРАФИНЯ: (приближается к нему).
Так, это как вас понимать?
Спихнув заботы – с плеч долой
Ошибку юности младой?!
Подумай – он ведь сын тебе!
Ведь знать ты должен по себе,
Что всем верней – совет отца!

ГРАФ: (опускает руки и немного смущенно).
Он не послушает меня.
Такое нынче поколенье:
Другие взгляды и ученье,
Другие догмы бытия.
Теперь ведь им и невдомек,
Тех, кто взрослей, внимать урок.
На правду принять без суда,
Без отвращенья и ухмылки,
Забыв душевные ужимки,
Не выбирая «нет» иль «да».

ГРАФИНЯ: (настойчиво).
Отговори его!

Выход II
Входит Кай, следом за ним лекарь.

ГРАФ:
А вот и Кай.

ГРАФИНЯ: (к Каю).
Ах, слава Богу, ты пришел.

КАЙ: (переводя дух).
Не знать бы век – как я устал!
В седле час с лишним! Прискакал,
И вот едва его застал!
(кивает в сторону лекаря).

ЛЕКАРЬ:
Мое почтенье…, где больная?

КАЙ: (направляется к комнате Низы).
За мной идите.

ГРАФИНЯ: (к Каю).
Нет, нет.
С отцом уж здесь вы подождите.
Я провожу его сама.

ЛЕКАРЬ:
И в самом деле,
Вам лучше здесь побыть пока.

ГРАФИНЯ: (чуть заметно толкает мужа, затем идет).
За мной идемте.


Выход III
Графиня и лекарь уходят. Отец и сын остаются одни.

КАЙ:
Тебя увидеть я не ждал отец.
Давно ты здесь?

ГРАФ:
Как только слух я сей узнал,
Без промедленья, лишних дел,
Велел коней и в дрожку сел,
Наверно…, час и не прошел,
А я уж тут. Как есть зашел,
С тех пор и жду.

КАЙ: (удивленно)
Чего же?

ГРАФ:
Уж ясно – твоего прихода!

Кай немного успокаивается. Вместе садятся на диван.

ГРАФ:
Мне мать твоя все рассказала.
 
КАЙ:
Ни уж-то все?

ГРАФ:
И даже больше.

КАЙ:
Могу представить…,
Ей добродетель не впервой!
Но только помощи такой,
Уж грош цена, покуда он,
Тепла сердечного лишен,
И дан тебе, лишь из расчету!

ГРАФ: (смотрит на сына)
Поверь, я искренне расстроен!
И знаешь, был обеспокоен:
Все думал «вдруг и не успеет»,
«Что станется тогда?».
Подумать только! Не всегда
Судьба ведь дарит нам фортуну.

КАЙ:
Я небеса молил успеть!
Как ветер, конь летел вперед,
И расступаяся народ,
Во след смотрел, не без испуга.
Там по пути я встретил друга,
Он улыбнулся и хотел
Сказать «привет!», но обомлел,
Я чуть не сбил его! Представь:
Не каждый день встречаешь друга,
Что с выражением испуга,
Лицом поникнув, на коне,
Точно пылающий в огне,
Несется голову сломя,
Не видя никого вокруг себя!

ГРАФ:
Ну что же, жди на завтра в гости,
Не для игры конечно в кости,
Соседей близких и друзей (улыбается).
Придут, как есть, не сомневайся!
А на расспросы их скорей,
Уж и устанешь отвечать –
Ведь, каждый там захочет знать,
Как и почем, да что случилось,
И что ж с тобою приключилось,
Что ты промчался на коне,
Гоня его во весь опор,
Меж них устроив шум и спор!

КАЙ:
Мне никого на свете нет милее Низы!
И неустанно исполнять готов капризы,
Любым желанием навеянные ей!
Так что ж мне дело до гостей?
Я прогоню их, вот и все!

ГРАФ:
Пожалуй, нет сильнее чувства,
Чем светоч истинной любви.

КАЙ:
Я рад, что хоть уж ты,
Меня немного понимаешь.

ГРАФ: (пауза, затем).
Сказать по правде: ведь ты знаешь,
Любовь лишь тем и хороша,
Чтоб испытать все не спеша.
Вот ты подумай, что за толк,
Играть в любовь, когда умолк
В одном из двух порыв прекрасный?

КАЙ:
Я, верно, поспешил с ответом?!
И речь недавнюю твою,
Принять готов был за свою!
Вначале было, согласился,
Теперь обратное гласишь?!
Иль может, я чего не понял?
Тогда быть может, объяснишь!

ГРАФ: (вздыхает).
Когда в ночи горит огонь,
Пространство светом озаряя,
На свет тот, ход свой ускоряя,
Летят из тьмы ночные мошки.
Мы им подстать….
Любовь – огонь. Ты мотылек.
Играть в нее ты век бы смог.
Но нет!
Огонь гореть не может вечно!
Так и любовь – всегда беспечна:
Горит, горит и вдруг погасла!
И снова мрак – ты одинок!
И вот, порхаешь мотылек,
Куда, зачем, и сам не знаешь –
Бесцельно так в ночи летаешь!
Но вот вдали ты видишь свет,
И ты к нему летишь опять,
Летишь, чтоб только поиграть –
Он, как и прежний, лишь на миг,
Зажжен был, бросив света блик!

КАЙ: (встает, отходит).
Могу тебя заверить смело:
Моя любовь – другое дело!
Она не просто свет в ночи,
Она пожар и свет ее,
На столько пламенный и сильный,
Как солнца луч нам непосильный,
Стирает мрак и гонит прочь,
Врасплох застигнутую ночь!
И так гореть он будет вечно,
Покуда пламенем объятый,
Дотла тот лес весь не сгорит!

ГРАФ: (тоже встает, прохаживается, за тем).
Подумай Кай, на что себя ты обрекаешь!
Представь, а вдруг она умрет?
(плюет три раза через плечо).
Или калекой станет?
Готов ли будешь ты тогда,
С больной остаться навсегда?
И день, и ночь – не зная проку,
Себя отдать ее пороку?

КАЙ: (скрещивает руки на груди, отворачивается).
И ты туда же!
Был я готов подумать даже,
Что ты наперекор всему,
Поможешь делу моему.
Но нет! Ошибся!

ГРАФ:
Я по-отцовски, лишь хочу,
Благополучью твоему,
Не помешать – помочь!

КАЙ:
И ты и мать, вы заодно!
Подумать только – сговорились!

ГРАФ:
Зачем бравад не нужных рой?
Спустись с небес – глаза открой!
Кому, что, хочешь доказать?!
(пауза)
Иль может нас ты наказать,
Решил, причину утая,
За то, что жили не любя,
Мы с матерью твоей?

КАЙ: (холодно).
Молчи! Довольно! Хватит слов!
Я все решил, и быть таков,
В своем решении готов,
До самого конца!

ГРАФ:
Но почему?
Скажи на милость.

КАЙ:
Да потому что я люблю!

ГРАФ:
Подумай, мало ль в мире места?
Случится так и вот невеста,
Ей не чета – найдется лучше,
И при деньгах и при манерах!
Ее ты сможешь полюбить,
Сильней в два раза, чем сейчас,
Свою больную Низу любишь!

КАЙ: (в сторону).
Пусть буду я три раза проклят,
Уж если клятву не снесу!
О вероломство! Вот порок!
Прекрасное нещадно убивает,
И жизнь младую он ввергает,
На путь иной, лишенный смысла!
Но нет же, нет! Пойдите прочь!
Вы, кто гонимые заботой,
Как бы карман потуже свой
Набить деньгами. И едой
Желудок ублажить презренный!
Готовые благое отрицать,
И неизменно признавать,
Лишь только чтобы прибывать
В довольстве и тепле,
Все низкое, что есть!

Выход IV
Появляется лекарь, за ним Графиня.
 
КАЙ: (к лекарю).
Скажите, что с ней?!

ЛЕКАРЬ:
Боюсь, не все так просто.
(вздыхает и разводит руками).
Уж сколько лет людей лечу,
Вам седина в том мой свидетель,
Больных я уйму врачевал!
Но чтоб такого – не встречал!
Уж и не знаю что сказать.

ГРАФ:
Чего ж изволите нам ждать?

ЛЕКАРЬ:
Я думаю, покажет время.
Пускай лежит и не встает,
Компресс почаще ей меняйте…
Водою соли разбавляйте,
И по стакану в день давайте,
До дна пусть пьет – раствор лечебный!…
Ну что еще? Пожалуй, все…

КАЙ: (хватает лекаря за грудки).
Ты, кто давал святую клятву,
Людей лечить – не отступать!
Теперь же хочешь мне сказать,
Что должен я, сложивши руки,
Сидеть бесцельно и взирать,
Как будет Низа умирать?!
Ты говоришь, людей лечил?!
Своей ты клялся сединой,
Что ни минутою одной,
Больных от смерти выручал?!
О, старикан – седой мерзавец!
Вот час настал, а ты, что заяц,
Прижавши уши и в кусты?!
Ах, негодяй! Сейчас на «ты»,
С тобой мы потолкуем! (трясет лекаря).

ГРАФИНЯ:
Ах, боже мой! Что за разлад!
До драки б дело не дошло!
(к мужу).
Скорей, скорее разними!

ГРАФ: (успокаивает сына).
Опомнись Кай! Оставь его!
Смотри, как бедный побледнел,
Ведь он, наверное, хотел,
Не то сказать! Ведь так?

Лекарь в испуге согласно кивает.

КАЙ: (отпускает старика и в след ему).
Да при таких подходах к делу:
Тебе не то что бы людей,
Доверья нет лечить зверей!

Лекарь второпях уходит. Графиня провожает его, после чего возвращается.

ГРАФИНЯ:
Какие слухи! Знай не к месту!
Соседи станут говорить,
Что в доме нашем, стало быть,
Безнравственность в лице потомка процветает!
О воспитанье, что же скажут?!
А упаси, так и покажут:
«Так, дескать, вон,
Смотрите он»,
Или «она», и пальцем ткнут!
Какой позор!

КАЙ:
Какой мне черт, до слухов тех?!
Когда вся жизнь мне без утех,
Несносней смерти в двести раз
И все сильнее каждый час,
Покуда Низы нет со мной!
(уходит).

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена I
Загородный дом. Комната Низы.

Выход I
В комнате двое. Под пологом, на кровати спит Низа. Подле нее, опустившись на колени, сидит Кай.

КАЙ: (тихо).
Любовь нам посланная небом,
Всевышней волею Отца
Скрепила души и сердца,
И получив благословенье,
Теплом овеивая нас,
Сиять, казалась, будет вечно –
Так не навязчиво, беспечно,
Но оказалась скоротечна –
Как летний день прошла она!
На место ей – скорее боль,
Смиряя души молодых,
Печали яд излила в них.
(опускает голову).

НИЗА: (просыпается).
Ты здесь со мной любимый друг,
Прикосновеньем теплых рук
В минуту сон развеян мой.
(пауза).
Но что же, что ж это с тобой?
Ты плачешь Кай?
(улыбается).

КАЙ: (поднимает голову, утирая слезы).
Нет, ангел мой,
Мне просто что-то в глаз попало.

НИЗА:
Мужчинам плакать не пристало…,
Но слезы все ж тебе к лицу.
(пауза).
Я, верно, бредила во сне?

КАЙ: (улыбается, целует руку Низы).
Напротив – крепко спала.

НИЗА:
А знаешь, я ведь сон видала…

КАЙ:
И что ж за сон, коль не секрет?

НИЗА:
Любимый мой, секретов нет.
А сон такой: старик седой,
(пауза).
Он так явился предо мной,
Что я сначала испугалась…
Потом, вдруг, помню, растерялась,
Он мне сказал «со мной пойдем»,
И поманил…

КАЙ: (с тревогой).
А дальше что?!

НИЗА:
Ты разбудил!
(улыбается).

КАЙ: (в сторону).
Примета есть – то знак плохой!
Коль кто во сне к тебе придет,
И за собою позовет,
Отказ держать, верней всего –
То для спасенья твоего!
А если вдруг за ним пойдешь,
Так неминуемо умрешь!
Я видно во время поспел,
И разбудить ее успел,
Пока она ответ не дала,
Она ведь верно и не знала –
Так и скорей за ним пошла б!

НИЗА: (приподнимается, с тревогой смотрит на Кая).
Он и вчера являлся мне.
(пауза).
Мне от него не по себе:
Я просыпаюсь и боюсь,
Того седого старика,
Увидеть здесь: у ночника,
За шторкой той!
Иль пред собой –
Глаза открыв, увидеть в миг,
Его, застывший рядом, лик!

КАЙ:
Любимая! Тебя готов я защищать,
И день и ночь! Готов стоять,
На страже здесь, пока ты спишь,
Клянусь тебе, и даже мышь,
Нарушить сон не сможет твой!
(встает, отдергивает полог, проходит по комнате, заглядывает за штору и т.д.).

НИЗА:
Ах, милый Кай, скажи скорей,
Что нет его, и страх развей!

Кай отрицательно качает головой. Низа облегченно вздыхает, откидываясь на подушки, и закрывает глаза.

КАЙ: (подходит, наклоняется и целует ее, затем).
Твой сон не более чем сон,
Пусть и казался страшным он,
Теперь прошел, и нет причин,
На нем вниманье заострять,
Пытаясь, суть его понять.
В часы болезни так бывает:
Сон, нами виденный, пугает
Своими действами, но так,
Его принять нельзя, за знак,
Он лишь болезни порожденье!

НИЗА (тихо).
Быть может мне предупрежденье?

КАЙ:
О чем?

НИЗА: (совсем тихо).
О смерти, например…
(засыпает).

КАЙ: (улыбается).
Ты не умрешь.
(целует ее).



Выход II
В туже секунду, словно из неоткуда, у изголовья Низы возникает седой старец в рясе монаха, с покрытой капюшоном головой.

АНГЕЛ:
Тебе ли знать?!
(пауза, затем спокойно).
Умрет она, иль будет жить,
Сие известно, может быть
Отчасти лишь не многим.
(отрицательно качает головой).
Не тебе.

КАЙ: (глядя на незнакомца, в испуге шарахается в сторону).
О, Пресвятая Дева!!! Кто ты?!

АНГЕЛ: (смотрит на Кая).
Поверишь ли? (пауза), Я Ангел.

КАЙ: (приближается).
О небо!
Молитв моих услышан хор!
(пауза, с чувством, запинаясь, начинает говорить).
Я был бы рад любому знаку,
Но о таком и не мечтал,
Когда поникнув у постели,
Эффект своих воззваний ждал!
Поверь, мне и сейчас
Сполна хватило б самой йоты,
То: свеч, зажглась сама б собой,
Иль, скажем, чистою слезой,
Икона знак мне подала!
Но нет.
Всего, что ждал я, не случилось –
Случилось то, чего не ждал!
Когда, томимый ожиданьем,
Уже надежду потерял,
И вдруг тебя я увидал,
Представить, в силах ли –
В душе минутой страх закрался,
Но я тебя не испугался,
Глазам поверить я не смог!
Спаси ж ее, молю тебя!

Ангел отрицательно качает головой.

КАЙ: (отходит назад).
Так значить ты….

АНГЕЛ: (холодно).
Я Ангел смерти.

КАЙ: (на глазах появляются слезы, пауза).
Зачем явился дух страданья?
Ужели мало в мире слез?!
Ужель земных не видя грез,
Пришел сюда ты для разлуки?!
Иль может только ради скуки,
Несешь страданья нам и смерть?!

АНГЕЛ: (смотрит на Низу, дотрагивается до ее головы, нежно проводит по волосам).
Она прекрасна….
(пауза, переводит взгляд на Кая, затем).
Цветок не в пору всходы дал,
Как не печально, но завял,
Еще бутонов не раскрыв…

КАЙ: (громко).
Не смей! Не тронь ее, уйди!

АНГЕЛ: (делает знак: подносит указательный палец к губам, пауза, затем).
Любовь свою не разбуди!

КАЙ:
Я знаю, ты за ней пришел.

АНГЕЛ: (лукаво).
Как знать.

КАЙ:
Скажи как есть!

АНГЕЛ: (встает, едва заметно улыбается).
Никто не вечен в этом мире…,
Вот и ее настал уж час.

КАЙ:
Клянусь, ты не разлучишь нас!

АНГЕЛ: (смеется, потом серьезно).
Тебе ли совладать со мной?
Тебе ли смертный?! В час иной,
И твой черед придет, поверь!
И пусть закроешь мне ты дверь,
Я чрез окно войду, как тень,
Как мрак ночной, скрывая день
Приходит в мир. Что за разлука?
Так я, без шума и без стука,
К тебе приду и заберу,
То, что по праву должен взять!

КАЙ: (отворачивается).
Я смерти не боюсь.
Ее холодные лобзанья,
Иным, быть может и страданье.
Не мне!

АНГЕЛ:
Глупец!
Как можешь ты, не умирев,
Сказать о смерти, страх презрев?!
(исчезает).

КАЙ:
В том нет нужды:
Чтоб страх познать,
Я не обязан умирать!
Страх есть один,
И он един,
В своем начале.

АНГЕЛ: (все еще невидим).
Вот именно!
Он, лишь в начале, вам един,
Потом же, тысячью личин
Свое обличие скрывает,
И раз за разом принимает,
Любые формы и цвета!

КАЙ: (стоит все так же, отвернувшись).
Какие ж, например?

АНГЕЛ: (по-прежнему, все еще невидим).
Он может ненавистью стать,
Иль облик завести принять.
Вдруг может стать любви порывом,
Иль резким, радости приливом!
Вопрос весь в том,
Чему подвержен, будешь ты,
В момент душевной пустоты
Или излишней полноты!

КАЙ: (поворачивается, и, не видя собеседника, начинает ходить по комнате, после чего останавливается и растерянно).
Уж и не спятил ли я часом,
И не с собой ли говорил?

АНГЕЛ: (неожиданно, вплотную появляется перед Каем, затем, так же неожиданно исчезает, после чего, приглушенно громко, с каким то зловещим выдыхание, слышится).
Я страх!

КАЙ: (шарахается в сторону).
Исчадье! Дьявольский монах!
(пауза).
Играть со мной ли вздумал ты?!

АНГЕЛ: (выходит из темноты угла, за его спиной, и спокойно).
Играть? С тобой? Нет, нет – уволь.
Ведь, не шута, пришел я роль,
Здесь исполнять!

КАЙ: (резко оборачивается, несколько секунд смотрит на него, затем идет в сторону, не спуская взгляд, словно хочет посмотреть на него с боку, останавливается, пауза, затем).
А для чего ж тогда пришел?

АНГЕЛ: (идет и в сторону).
Ему я преподам урок!
И буду вовсе не жесток,
Когда от сюда я уйду,
Забрав две жизни, за одну!
(садится в одно из кресел и к Каю).
Сюда пришел я для того,
Чтоб жизнь забрать.

КАЙ:
Постой, постой!
Уж если б ты пришел за ней,
Так и забрал б ее скорей,
Не став со мною говорить!
Чего ж ты хочешь?

АНГЕЛ:
Скажи мне Кай,
Ты любишь Низу?

КАЙ: (с чувствами).
Как мог бы жизнь любить свою,
Так я ее – сильней люблю!

АНГЕЛ: (улыбается и в сторону).
На этом и сыграю я!
(пауза, затем принимает задумчивый вид и с холодным спокойствием к Каю).
Так, стало быть, что жизнь твоя,
Ничто не значит для тебя?

КАЙ:
Уж если рядом Низы нет –
Что жизнь моя?
Померкший свет!
Слепая серость бытия!
Не более!
Я лучше смерть бы предпочел,
Чем без нее, ее провел!

АНГЕЛ: (в сторону).
Вот и готов коварный план –
Еще не знает то он сам,
Но приговор себе уж вынес!
(к Каю).
Есть вариант.

КАЙ: (немного приближается к Ангелу).
Твои слова – скорей обман.
(пауза).
Но если шанс один хоть дан,
Мне будет в том, чтоб жизнь спасти
Любимой Низы, то снести,
Готов любые соглашенья!
Я слушаю тебя.

АНГЕЛ:
Мне совершенно безразлично,
Какую душу в тартар весть.
Одно б – лишь главное учесть:
Сегодня должен я увесть,
Из этой комнаты, уйдя…

КАЙ: (перебивает его, нерешительно договаривая).
Не важно – Низу иль меня?

АНГЕЛ:
Ты можешь отказаться.
(пауза).
А после, в том себе признаться,
Что страх, бесстрашного сломил…
(улыбается).

КАЙ: (проходит и грузно садится в соседнее кресло, с минуту молчит, растерянно смотря в пол, затем, переводит взгляд и испытывающе смотрит на собеседника, пауза, затем).
Нельзя ли чуть повременить?

АНГЕЛ: (отрицательно качает головой).
Мне в полночь там уж надо быть.
(устремляет взгляд вверх).

Несколько минут сидят, смотря друг на друга. Комната, вдруг, наполняется невыносимой тишиной. Кай встает, лицо его бледное что мел, не выражает никаких эмоций. Несколько раз, медленно пройдя по комнате, подходит к камину и смотрит на резные часы, стоящие на нем. Все это время, Ангел, не двигаясь, терпеливо ждет, наблюдая за ним.

КАЙ: (вздыхает и как-то отрешенно).
Без пяти…
(пауза, по-прежнему смотрит на часы и тихо).
Ах, слуги времени, идти
Могли бы вы, замедлив ход,
Хотя б на час, сдержать исход
Печального конца?!
(на глазах появляются слезы, отходит, долгая пауза, во время которой обводит взглядом комнату, затем).
Тишина…, в часы раздумий я бывало,
Сей гостье, был безмерно рад,…
Но что ж теперь, в минуты горя,
Своим присутствием она,
На голос мой, молчаньем вторя
Скорей сведет меня с ума!
(пауза).
Ну,… хоть бы звук один…
(прислушивается).
Нет,…все по-прежнему – нема…
В иное ж время мне была,
Ты терпеливый благодетель,…
Так будь же смертии свидетель!

АНГЕЛ: (встает).
Пора.
Подходит к Каю, достает из рукава небольшую бутылочку и потягивает ему. Кай берет и выпивает. Пауза.

КАЙ: (обе ладони прижимает к груди).
Ах, точно огнь внутри горит…

АНГЕЛ: (в сторону).
В груди его теперь весь ад!
До дна был выпит гнусный яд!

КАЙ: (чуть заметно шатаясь, подходит к Низе, наклоняется и целует, затем).
Любовь моя, по воле рока
Нас в час иной судьба свела,
И точно так же, но жестоко,
Теперь те узы порвала!
(медленно опускается на колени, и так умирает подле своей возлюбленной).

Выход III
Низа спит, рядом с ней бездыханное тело Кая. В отдалении стоит Ангел.

АНГЕЛ:
Как не печально умиранье,
Но я не знаю состраданья…
Мне сей порок души людской,
Отчасти кажется смешной,
И недостойный подражанья!
Коль были б люди много тверже,
Так мне и дело все трудней…
(Приближается к кровати, смотрит на Низу, затем)
Так мирно спит… (улыбается).
Еще не знает,
Какой ей выбор предстоит…
(Вновь из рукава достает бутылек).
Орудье смертии сие,
Я положу в ладони Каю,…
Ха, ха, ха,…конец я знаю,
И все ж сполна им наслажусь!

Вкладывает бутылек в ладонь Каю, после чего стремительно отходит.
Доходит до середины сцены, останавливается, точно забыл что-то, пауза, поворачивается к зрителям, чуть заметно кланяясь, делает шаг вперед и.

Хотя старания мои
Со стороны внушают отвращенье,
Я безо всякого смущенья,
Закончу начатое мной…
(Собирается идти, но снова останавливается и)
А коли, кто из вас считает,
Уж будто я иезуит…,
Так пусть же знает:
Я слово данное сдержу –
И жизнь ее не заберу…
(Поворачивается и уходя)
Она сама ее отдаст!
(Исчезает)

Выход IV
Утро. Низа просыпается, рядом Кай.

(Потягивается, после чего, не замечая Кая)

НИЗА:
Болезнь мне вкупе с преживаньем,
Дала на редкость здравый сон…
За дни былых недосыпаний,
За жар испытанных страданий,
Лекарством верным стал мне он…
(переводит взгляд и видит Кая)
Ах, милый Кай, доколе ж здесь,
Терпенья, сил, охоты есть,
Сидеть со мной?… Как мать верна,
С ребенком малым до утра,
Готова нянчится, так ты,
Покой забыв, не зная сна,
Не часом около меня –
От темноты до темноты,
Сидел, пока болела я!
За то тебя благодарю…,
(в сторону)
Но…, сказать хотела что люблю,
(гладит его по голове)
А он…(улыбается), пусть спит…

Встает с кровати, подходит к окну и раздвигает шторы. Проходит к туалету, смотрится в зеркало, садится, начинает причесываться и т.д.

(Напевает)
Ах, судьба моя, судьба,
Мне ль в окно ты постучала,
Как весенний солнца луч?
Мне ль любовь ты указала,
Солнцем, выйдя из-за туч?
Мой любимый, ненаглядный,
Загадала в ночь тебя,
А на утро мне явился,
И забрал с собой меня…
На коне мы белогривом,
Мимо речки, через лес,
Все быстрей, быстрей да выше –
Мимо тучи до небес…(и т.д.)

Наконец заканчивает прихорашиваться, отходит от туалета. В настроении снова подходит к окну, пауза, затем поворачивается и Каю.
 
(как бы заигрывая)
Ну, сколько ж можешь спать ты Кай?
Уж заскучалась я, вставай…
Ведь так и можно ненароком,
Провесть и жизнь во сне далеком…
(идет и, улыбаясь, и в сторону)
Хорош тот страж, что на часах,
Забыв о службе, при делах,
Вместо того чтоб охранять,
С поста идет скорее спать!
(подойдя к кровати, к Каю)
Не так ли мной ты дорожил,
Не так ль меня ты старожил?
(садится рядом)
Ну, будет соня, знай же меру,
Не я с утра, а ты к примеру,
Касаньем чувственным, любя,
Что ветра нежным дуновеньем,
С чуть уличительным волненьем,
Будил б привычкою меня!

Касается его руки, но, почувствовав хладность, тут же отдергивает свою руку.
На лице ее вдруг появляется волнение и испуг.
Нерешительно встает и отходит, и

Когда б не видела тебя
Часами раньше, то тогда
Скорей подумала, что ты,
Отвергнув светлые черты,
Во мрака бездну погрузился…

На шаг приближается и тихо в сторону.

Коль шутку ты решил сыграть,
Иной забавы не найдя,
Залог достойней для себя
Уж можно было б подобрать…
Я вся дрожу! Сполна мне страх,
Придал волненья; на устах
Уже застыл, готовый в миг –
 Вот, вот сорвется дикий крик!
(пауза и в сторону)
Нет, нет…, ты на такое не способен…
Напрасно все…, как я могла
Такое думать про тебя?!

Приближается. Останавливается. С минуту смотрит на Кая; видит небольшой бутылек в руке его; осторожно берет его. Пауза. Теперь лицо ее бледнеет; появляются слезы. Роняет бутылек.

Когда б увидела я вдруг,
Тебя, тебя любимый друг,
С лицом, исполненным страданья,
От тяжб нависших умиранья,
Я без раздумий – в тот же миг,
Свою бы жизнь взамен отдала,
За то лишь только, чтобы стала
Спасеньем смерть моя тебе!

Ноги ее вдруг подкашиваются, и она опускается на пол. Теперь сидит на коленях. Плачет.
Появляется Ангел. Подходит к ней и стоит рядом, и смотрит на нее. Пауза. Легким касанием дотрагивается до ее плеча. Пауза. Низа перестает плакать, но все еще всхлипывая, дотягивается до бутылька, берет его. Встает. Подойдя к кровати, опускается на колени, рядом с Каем. Смотрит ему в лицо. Ангел все на том же месте, внимательно наблюдает.

НИЗА:
К тебе ж иду любимый мой,
Как прежде – ты, я за тобой,
Когда бывало меж дерев
Гуляли мы, так умерев,
Во след идти решаю я,
В покойной гордостью, любя!
(выпивает)

Ангел исчезает.

Сцена II
Темнота

Выход I
Из темноты появляется Ангел. Стоит недвижимый – недолгая пауза, затем начинает говорить. В этот же момент начинает играть музыка.

АНГЕЛ:
Когда, всевластья над людьми,
Любовь способность проявляет,
То неизменно заставляет,
Быстрее биться их сердца!
Сие увидеть сможет тот,
Чей разум страсти не подвержен,
И совершенно безмятежен,
В минуты выбора, порой,
Когда усильем над собой,
Решая, быть или не быть,
Избирал скорее позабыть,
Все что когда-то ощущал!
И вот тогда, в твоей уж власти
Решить исход влюбленных страсти!
Иным ли словом, иль движеньем,
Судьбу беспечных предрешить,
Оставить их иль разлучить –
Любви их быть иле не быть!

Уходит. По мере его удаления в глубь сцены, все темнеет и лишь блеклый луч света освещает его удаляющуюся фигуру. Секунда. Вот на сцене появляются Кай и Низа, берутся за руки и, повернувшись, не торопясь, уходят вослед за Ангелом. Минута. Наконец все исчезает. Темнота. Занавес падает.

 
КОНЕЦ