Записки

Андрей Б
…поэзия – самый короткий путь к смерти…

…поэт может нарушать привычную норму порядочного поведения обывателя, зная, что это является маской отношений приличия – но он никогда не теряет чувство греха что относится к личности и открыт для покаяния, что для него является ценным, нежели порядочность не имеющая корней в благодатном покаянии О. Мандельштам “но не разбойничать нельзя”…

…есть пульс времени, его необходимое течение, его внутреннее движение, которое заключает в себя всю динамику и требует воплощение (реализацию) себя в данную единицу времени; говорят – поэт, художник, ученый опередил свое время, что правильно по видимости, но не верно по сути, т.к. реализация времени требует от жизни художника в “сейчас” и выполнение воли необходимости воплощения… есть жажда, стражда реализации, ее потенциальная пружина; общество (социум) живет своим временем – что оно не может принять “сейчас”, в будущем становится культурным фоном… общество может быть больно “раковой опухолью” своего времени, своей волей…

…слово и есть бытие; для человека это полная искренность, т.е жизнь и слово здесь едино и тут же отличие – выдумать; любой уважающий себя поэт не может произнести не одного выдуманного слова – он им живет…

…нарушить безмолвие и есть получить от Бога – Его Слово; т.е жизнь…

…во всем творчестве человека, в его высшем проявлении – я вижу “жажду слышания слов Господних” – Андрей Тарковский – мало общепринятой веры; как художник, он жаждет выполнить волю Божью через свое творчество; эта не успокоенность и усталость - и все же мало – не уж то нам так и остаться в этом подобии?..

…обычно А.С. Пушкина сводят к морали законченной, устоявшийся; хотя он мастер показа состояния, предполагающего читателю самому выбрать тот или иной результат; героя он ставит в состояние выбора, несостоятельности, неопределенности результата окончания его жизни; шаткость нашего бытия и в тоже время его тайну; нестыковка чувств, желаний – даже взаимная любовь, страсть заканчивается неудачей, трагедией, разлукой (невозможность счастья); любящих разносит в разные стороны, как будто существует запрет, невозможность быть вместе и само счастье, его пик, накал возникает на краю гибели одного из любящих (разлуки навсегда) или же они будто предвидя это стараются избежать, ибо такая любовь приносит смерть, разлуку…
Дубровский: А.С. не дает опоры – та свобода, которая предполагает быть Дубровскому и Маше вместе – невозможна в реальном мире; казалось бы опереться на то что есть – семья, социальная определенность, устои – лишь пародия, маска на то, что должно быть; у всех искаженные лица от внутренней не реализации, страстей (конечно здесь не в удовлетворении их, что было бы очень просто – “наелся ” и сыт)…

…в чем сущность человеческого творчества, его трудов? – неужто оно не должно служить быть импульсом времени; во всей человеческой деятельности должна быть опора, внутренний стержень – быть причастным к Вечности; к Живому Источнику, что питает нашу душу и является Источником жизни, а не вдохновения; мы не птицы, чтобы щебетать; хватит славить творение Божье, нужно славить Бога; мы стали, как курицы нести яйца и восторгаться - что за диво? – забывая о полезности нами совершенного; мы творим только для себя, восхищаясь своими талантами и возможностями, но это вдруг оказалось никому не нужным – т.к. это не возможно “есть” и наши души так и остаются голодными и иссыхают от жажды; наше творчество стало греховным, т.к. оно отпало от Живого Источника, Источника Жизни…


…вы спросите – “кто такой Мандельштам?”,
 а я скажу – “это черное небо над его головой
и далекие мерцающие звезды в глубине темноты,
это его голос обращенный к вселенной,
это диалог с вечным пространством”…

…”только зеркало зеркалу снится
 тишина тишину сторожит” – это же склеп (замурованность), где даже сильный крик замирает, не имея продолжения эхом; это немота, где нет среды распространения произнесенного слова, остается лишь – сила немого вдоха, которая дает образы – блики… невозможность выразить себя иначе – что может быть горче для поэта задача которого – произносить; это все равно, что художнику лишиться рук – наносить краски на холст (здесь говорится о реализации)…

…неужто ты думала об этом?! – как наказание за необдуманность молодости –“я предала тебя” – “яду мне яду”- та бесконечность муки следования по лунному пути? –никогда при солнце наяву; замурованность зеркального пути…

…Ахматова “Поэма без героя”- неразрешенность; внутри себя таит, требует события; в отсутствии героя, она как на панораме, готовая пригласить наблюдателя в один из своих эпизодов (музей, автор вроде из ее гидов, вдруг превращается в участника события); поэма удивительная шкатулка со всякого рода чудесами, которые может преподнести – но это в ней соблазны – она это делает для того, чтобы не произошло главного события, чего она внутри боится, вернее пытается избежать; попытка уйти от самой себя, творя чудеса, тем самым прельщая и очаровывая того, кто пытается приблизится к ней; она уходит от самой себя – от своей сути, пугая или очаровывая…

…Ахматова – “и Бог не спас” – где корни этого и откуда это исходит? – что это – проклятие, печать запрета (повеление неба) или же это тупиковый путь человека, ведущий в глухую стену неутоляющей жажды каменных взглядов? – и что дано мне – разрешить или так и остаться замурованным в этой стене безъисходности, как и многие другие…

…символичность “ поздней ” Ахматовой приписывают из несоответствия ее личной биографии, с содержанием стиха – как свершившегося факта; и не как события, обстоятельств ее собственной жизни или пророчество – что относится к будущему, которое можно было понять даже после ее смерти – а как настоящего, которое свидетельствует о действии происходящим при жизни поэта… Ахматова, предвосхищая будущее, писала об этом, как о свершившемся факте (в прошедшем – о будущем – в настоящем!) или который свершается и она в нем участвует - “тринадцать строчек” – “предстояло” - в каком времени это понимать?.; т.е. здесь мы наблюдаем заключенную нериализацию стиха и его внутреннюю потенцию (жажду) – свершиться, что не является мертвым символом декораций (моделью) – в котором нет перспективы…

…вся мировая поэзия закончилась на Ахматовой, она исчерпала все ее силы, небудучи причастной ее единственному предназначению – глас Божий. ибо все ее импровизации, саморазвитие, причастность только к человеческой жизни дошли до своего рокового придела и встала на немоте, на жажде “слышания слов Господних”; поэзия уже довольно погуляла по свету, будучи служанкой у земных забот и пристрастий; но и уход в “заумь” или же поиск родовых корней лишь побег, желание наполнить себя содержанием – эта чаша испита до дна…

…”но что нам делать с ужасом который
был бегом времени когда то наречен” – надо понимать как неизбежный уход из времени этой жизни и другого нам уже не предоставят; это ужас – не реализации себя, неполнота и жажда исполнения – неутоленность, вот причина ужаса бега времени…

…свое отношение к “Поэме без героя” Ахматова сама не могла понять: личное присутствие, как автора и участника тех событий, которым она была свидетелем… Поэма совершенно не давала ей опоры, лишь нити объяснения – собственное состояние когда она настигала ее… в поэме не было исхода, завершенности события, последней точки. будто это не литературное произведение, а запредельное бытие, где она является и участником, и носителем, того, что относится ко всем нам… показав, она подытожила, сделала видимым то, что присутствовало от начала времен внутренней истории человека; наряду с литературным произведением, “Поэма” – это состояние времени за пределами истории, событий и включающие их, только по силе внутренних поступков…

…“Поэму без героя” бесполезно читать, она оживает в памяти звучащих фраз, в силе внутренних поступков…


…”не матерью, а мачехой я своим стихам была ” – трагичность судеб поэтов, но и там (поэзии) Ахматова не прибывала дома, стихи не были ей утешительной опорой, оправданием… близость ей в этом Цветаевой, которая вплотную подошла к каменным взглядам гробового молчания, отсюда и самоубийство – будучи поэтом в поэтах, она и там ощутила свою ненужность… поэт всегда с пустой котомкой за плечами и спроси – что ты сделал – ничего, ибо оправдать себя не может; т.к. спроси его – “что ты делал все это время?” – “я любил” – это оправдание?.. (“дырка от бублика” Мандельштама)…

…кого учителем считаю – Надежду Мандельштам; кого я встретил в начале пути – Александра Меня; кто благословил меня на этот путь – Николай Бердяев…

…Надежду Мандельштам считаю одну из лучших женщин, которые были в России и первую, кто судьбой и творчеством разделил судьбу и творчество своего мужа; она дотянулась до него и осознала в полной мере то, что тот мог догадываться на ходу; ее книги – не “воспоминания”, а книга, рожденная автором на пути становления личности…

…о Цветаевой : если бы она в это время могла бы писать стихи, она бы не сделала этого (самоубийство)…


…“но наверно навеки имею
нежность грустную русской души” – это главное в Есенине; как поэт ничего не приобрел, все растратил – жил за счет своего дара; отцвел – конец…