Троица. Троицкая поминальная суббота

Ольга Ролич Брестчанка
Православный календарь: Троица - 50-й день после Пасхи Христовой.

     В православном календаре этот двунадесятый праздник имеет двойное название – «День Святой Троицы. Пятидесятница». Ветхозаветное название праздника «Пятидесятница» указывает лишь на то, что празднуется он в 50-й день после Пасхи. 
     День Святой Троицы считается днем рождения Церкви Христовой. По своей структуре праздник включает в себя события трех дней: Троицкая родительская поминальная суббота (накануне), само Троицкое воскресенье и следующий за ним понедельник – день Святого Духа (Духов день). На Троицу принято украшать храмы и дома зелеными ветвями деревьев, травой и цветами, в знак обновления всего живого силой Сошедшего Святого Духа.

     Во 2-й главе «Деяний святых апостолов» - пятой книге Нового Завета, написанной евангелистом Лукой - рассказывается, как после Вознесения Господа апостолы вернулись с Елеонской горы в Иерусалим. Через десять дней после этого события наступил ветхозаветный праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках».
     Услышав необычайный шум на улице, к дому, где были собраны апостолы, стал стекаться народ. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, простые рыбаки, и вдруг заговорили на иностранных языках (на всех наречиях того времени). Кто-то даже осмелился предположить, что «они напились сладкого вина». На что апостол Петр, встав перед народом, ответил, что ученики не могут быть пьяными, «ибо теперь третий час дня» (по нашему времени 9-й час утра), и разъяснил присутствующим, что просто наступило время исполнения тех пророчеств, которые были предвозвещены ранее (по сути, это была его первая проповедь). И с этого самого момента ученики стали другими людьми. В страхе бежавшие из Гефсимании, надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства в день Вознесения, теперь они открыто обращаются ко всему миру. Миру, который будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арену Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу.
     Народная пословица гласит: «Святым Духом всяка душа живится». Верно: уходит Дух из тела человека - уходит и жизнь... Святым Духом живет и Церковь Христова. Силой Святого Духа молятся и наши священники, совершая святые таинства - Крещение, Исповедь, Причастие... Сила эта преемственно переходит через таинство рукоположения в сан священника, установленное еще самими апостолами: когда епископ, возложив на голову будущего священнослужителя руки в таинстве рукоположения, читает  особую молитву.
     Из особенностей Богослужения.
     С этого дня в церкви начинают читать молитву Святому Духу («Царю Небесный, Утешителю, Душе истины...»), которую не читали со дня Светлой Пасхи. После Литургии на Троицу сразу же совершается Вечерня, на которой читаются три коленопреклоненные молитвы (по Уставу земные поклоны также не совершались со дня Воскресения Христова), обращенные к Триединому Богу.


     ТРОИЦКАЯ  ПОМИНАЛЬНАЯ  СУББОТА (накануне Троицы).

     Как-то в одном из фильмов я услышала фразу: «Бог забирает тех, кого здесь некому любить»... Страшная мысль, пришедшая однажды в голову автора сценария кинокартины. Сколько людей, горячо нами любимых, все равно умирает... Таков земной путь человека. Но то, что со смертью человек не прекращает своего существования, а наследует жизнь вечную, - суть христианского учения и нашей веры: во Христе смерть побеждена. Человек живет и в вечности, и «здесь» только благодаря Любви.
     Потеря близких людей – одно из самых великих бедствий, постигающих человека в земной  жизни. Нет ничего трагичнее, чем смерть. Для неверующего человека смерть – это действительно полный крах, разрушение всех иллюзий земной жизни. Потому что многое, если не всё, что еще можно было исправить при жизни,  не изменить. 
     Для верующего человека смерть есть рождение в новую жизнь, которую подарил нам Своей Крестной смертью и Своим славным Воскресением Иисус Христос. Быть верующим – величайшее благо, дающее уверенность, что даже если о тебе некому будет помолиться через  5, 10, 150 лет, это всегда будет делать Святая Церковь. Руководствуясь этим, Святая Церковь и установила Родительские поминальные субботы.
     Лучшая память – молитва. Молитва есть дело любви. Без любви невозможно молиться ни о живых, ни тем более об умерших – не хватит сил, не будет памяти, не придут слова. Только любовь сохраняет и продлевает память, дает силы, диктует сердцу нужные слова.
     Но молитва может быть тяжелой, как камень, а может парить, как пушинка. Это ощутимо, когда мы поминаем своих усопших близких. Молясь о людях, ушедших с грузом грехов, непокаявшихся и непримирившихся с родными и Богом, – трудно произносить даже уже утвержденные Церковью слова святой молитвы. А когда мы молимся о упокоении людей добрых, живших достойно, чем-то в своей жизни заслуживших милость Господа, – то и слова сами льются, и дышится легко и утвердительная радость за их участь в Вечности наполняет сердце. И они, «упокоившиеся  со  святыми», в благодарность за наши молитвы, просят у Господа и нам милости и участия в наших земных делах.



© Copyright: Ольга РОЛИЧ /Брестчанка/
             Публикация из "Зари".