Роза Тургенева

Валентина Томашевская
185 лет назад, 18 июля , в Париже родилась Полина Виардо-Гарсиа.


 Она обладала искусством петь( по признанию К.Сен-Санса, великого французского композитора 19 века, “...ее голос, не бархатистый и не кристально-чистый, но скорее горький, как померанец, был создан для трагедий, элегических поэм, ораторий”, артистическим талантом) и слыла умной женщиной, владевшей талантом жить (трудолюбивая, многосторонняя, энергичная и бодрая, превосходно владевшая несколькими европейскими языками).Она была подругой, любовью великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева.


...Свои стихотворения в прозе Тургенев озаглавил Senilia (лат., стариковское, старческое), их следует читать не все сразу, а постепенно, открывая для себя
какую-то грань, впечатление, мысль великого писателя.
 Это и маленькие новеллы, в которых проступает интерес писателя к человеку и его судьбе, это и стихи в прозе, в концентрированной форме рассказывающие о нем, о его любви, а также о его одиночестве в конце пути.

 «Роза» Тургенева.
В последние дни августа она сидела за столом в гостиной, а он «знал, что свершалось тогдав ее душе». Потом она уходит и не возвращается несколько часов, и тогда он отправляется по аллее, по которой пошла она и находит чуть распустившуюся розу, которую видел у нее на груди. Он «бережно поднял упавший в грязь цветок и , вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед ее креслом».
«Вот и она вернулась наконец - и легкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.
Ее лицо побледнело и ожило; быстро, с веселым смущением бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза.
Она увидела розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня - и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами.
- О чем вы плачете? - спросил я.
- Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.
Тут я вздумал выказать глубокомыслие.
- Ваши слёзы смоют эту грязь,- промолвил я с значительным выраженьем.
- Слёзы не моют, слёзы жгут,- ответила она, и обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.
- Огонь сожжет еще лучше слёз, - воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзко и счастливо.
Я понял, что и она была сожжена.» Апрель, 1878.

Ответ лишь между строк.