лягушка Басё и попытка классификации - в помощь к конкурсу

Конкурс Хайку
В помощь начинающим

Часть Первая. Лягушка Басё

Рано или поздно у начинающих хайдзынов возникает вполне законный вопрос –
уместно ли использование ставших уже нарицательными персонажей лягушек или
воронов или улиток в своих стихах?

Попробуем разобраться.

Во-1 – почему бы нет.

Ни один из классиков хайку не может узурпировать ворона или улитку или лягушку.
Поскольку воронов или ворон или лягушек вокруг сколько угодно.
Таким образом – используйте сколько заблагорассудится.

Другое дело, что образ той лягушки или ворона, что известны по стихам Басе – один и незабываемый. Поэтому использование этого персонажа в том же образе – уже будет ставить автора в невыгодное положение.
Но разве ворон Басе был одним-единственным на свете?
Разве у ворона – существующего в природе – всего только один образ?
Разве он может быть только символом одиночества?

Нет, разумеется!

Ворон может быть и умным и нелепым и смешным и вороватым…
Он может быть растрепанным, растерянным, линяющим…
Важно совсем не то, что сказал о нем (вороне) Басе – а то, что увидите в нем вы.
В этот самое мгновение, что принято называть моментом хайку.

Во-2 – то что называется хонкадори

Айка совершенно справедливо указала на этот мотив.

Хонкадори или «следование основной песне» - распространенный прием.
Основан он на том, чтобы сделать намек на основную песню
и затем переложить этот образ на другую волну
или в другую цветовую гамму
или в другую тональность –
кому как ближе.

Другое дело
что сам момент отсыла должен быть тщательно продуман
поскольку нельзя сослаться слишком откровенно или прямолинейно –
это может пересилить образ вкладываемый автором вновь
который следует прорисовать глубже
чтобы именно он отложился в сознании читателя
а не сам факт ссылки на классика

В-3. Поэзия хайку – индивидуально-коллективное творчество

Крайне сжатая форма хайку не позволяет растекаться мысью по древу

Это значит – в стихотворении один образ одна деталь один акцент

Это значит – ситуацию (образ, деталь, символ, и т.п.)
можно рассматривать не только с разных сторон
но и в различных привходящих условиях
добавляя или убирая
те или иные детали
краски
или смещая акценты

поэтому использование персонажей или деталей вполне допустимо
более того – чем богаче история у персонажа или детали
тем неожиданнее или интереснее может получиться новая хайка
при свежем взгляде на казалось бы уже давно знакомый образ-персонаж-симовл

В конце концов – Хайям много стихов посвятил вину
Но разве это повод чтобы больше не упоминать его (вино) в своих стихах?

Часть вторая. Оценки.

Теперь поговорим об оценках
Точнее об их системе применения
Вариантов альтернативных «топ-десять» оказалось три:
1) 0-1-2-3 (четырехбальная)
2) 0-1 (двоичная)
3) 1-2-3-4-5 (пятибалльная)

Каждая система имеет свои достоинства и недостатки
Приходится также признать что главное в системе оценок – это привычка к ней а не количество выставляемых рангов
Например кое-кто вполне легко ориентируется в системе абс когда оценки выставляются по типу а0, б2, с5 и т.д.

Возможно, в дальнейшем система топ-10 нам и не понадобится – достаточно будет 0-1
(на самом деле – это действительно неплохо)
однако сейчас (на мой взгляд) она является пока еще оптимальной

вот в связи с чем:

во-1 – по сути она аналогична привычной пятибалльной

примерно так:
0 – 1 (оч плохо)
1-2 – 2 (плохо)
3-4-5 – 3 (удовлетворительно)
6-7-8 – 4 (хорошо)
9-10 – 5 (замечательно)

однако позволяет варьировать учитывая достоинства или недостатки стихотворений
три градации внутри оценки означают:
7 – «твердое хорошо»
8 – «немножко лучше чем хорошо» но не
9 - «замечательно с недостатками»

надеюсь так будет немножко попроще для восприятия

я конечно понимаю – что цифры – это не для поэтов, которым образы подавай ))

в таком случае можно воспользоваться поддерживающей шкалой
(извиняюсь за цыцырование самого себя):

9) супер
8) зашибанско
7) нехило
6) ничё
5) нулево
4) ммм…да
3) ну, ты муманул
2) сам-то хоть понял?
1) х…, однозначно.

теперь о том как относиться к оценкам
конечно - все мы с детства не любим получать двойки и вообще низкие оценки
такими нас воспитали

тем не менее - здесь конкурс поэзии
а мы все люди разные и очень разные
поэтому если вы получаете оценки ниже тех
что по вашему мнению заслуживаете
то

во-1 вспомните о том что
стихотворение может строиться в различных системах образов
которые могут и не влиять на чувства другого

во-2 не забывайте о том что
каждый сравнивает стихи другого с той системой образов и ценостей
что находится у него внутри
как правило это классики с которых все началось

в-3 мы не делим оценки на баллы за технику и за образность
оценивая прежде всего гармоничность сложения

в-4 у каждого свое мнение - что очень хорошо -
как в примере с хикари оценки которого(ой) варьировали от -10 до 10 -
поскольку позволяет найти того кто ближе тебе по пониманию гармонии

зы: спасибо всем кто обозначил проблемы и принял участие в обсуждении
возможно позже мы сделаем анализ выступлений и
сделаем коллективный авторский труд по этому поводу

ззы: каждый из авторов вправе высказаться по любой проблеме –
не только в виде обсуждения в топиках
но и сделать более детальный и развернутый анализ
в виде критики или эссе
опубликовать его на своей странице
а затем дать ссылку
чтобы включить его в список ссылок на этой странице

всем успехов
Младен