Русский философ Семён Людвигович Франк

Журнал Мастерство и Вдохновение
Русский философ Семён Людвигович Франк.

10 декабря исполнилось 55 лет со дня смерти одного из крупнейших русских философов, Семена Людвиговича Франка. Многие журналисты и писатели посвятили ему свои литературные исследования. Я провела литературно-критический анализ изученных мною материалов. О личность ученого-философа Семена Людвиговича Франка должны узнать многие читатели.

Семен Людвигович Франк родился 16 (28) января 1877 года в Москве в семье врача. Отец умер, когда мальчику было пять лет. После смерти мужа мать С.Л. с сыном переселилась к своему отцу, одному из основателей еврейской общины в Москве в 60-х годах. Первым воспитателем С.Л. стал его дед, под влиянием которого сложились первые религиозные впечатления будущего философа. Наряду с этим, через окружающую среду шли религиозные настроения русского православия. Умирая дед просил внука, продолжать начатое им дело, изучать еврейский язык и еврейское богословие.

Уже взрослым человеком Франк пришёл к христианству и стал одним из вождей религиозного возрождения русской интеллигенции. Другим человеком, оказавшим влияние на взгляды Франка, был его отчим В.И. Зак., который в дни молодости был связан с народничеством. Детство Франк провёл в Москве, учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков. Но окончил он гимназию в Нижнем-Новгороде. Духовный перелом в нём начал назревать в 1892 году. В это время Франк учился на юридическом факультете Московского университета. Произошёл духовный разрыв Франка с революционной средой. Все свои силы молодой философ отдаёт научной работе.

В 1898 году Франк впервые встретился с П.Б. Струве, который издал книгу "Критические заметки об экономическом развитии России". Дружба продолжилась до смерти П.Б. Струве в 1944 году. Какое-то время Франк жил в Берлине, где слушал лекции по политической экономии и философии. Весной 1901 года Франк сдал государственные экзамены в Казанском университете. Большое влияние на Франка оказала книга Фр. Ницше "Так говорил Заратустра". Он был потрясен не учением Ницше, а глубиной духовной жизни. Франк подготовил к публикации сборник "Проблемы идеализма" и издал его в 1902 году. Он поместил в нём этюд "Фр. Ницше и этика любви к дальнему", где дал точный, вдумчивый критический анализ этики Ницше, стараясь найти положительное зерно в проанализированном материале. Вдумчиво написаны другие этюды Франка: о прагматизме, о Гёте и другие. Франку удался философский синтес, высоко оцененный учеными-философами всего мира.

В 1906 году Франк при участии Струве издал философский журнал "Свобода и культура", где он встал на позиции либерализма, защищая свободу и культуру *как от правительственной бюрократии, так и от неумеренных увлечений левого крыла русской интеллигенции*. Вопрос *социальной справедливости* стал ключевым звеном полемики журнала. Возможно ли привести в жертву *свободу и культуру* ради *социальной справедливости*? - рассуждал Франк. Ведь именно на этом настаивало левое крыло интеллигенции... В журнале Франка принимали участие Бердяев и Булгаков.

В 1909 году вышел сборник "Веки" Франка. В него вошла статья "Этика нигилизма", а в 1915 году была опубликована книга Франка "Предмет знания" - это была его магистерская диссертация. Книга явилась одним из лучших произведений русской прогрессивной мысли. Это книга о единстве бытия и сознания. В 1912 году С.Л. Франк стал приватдоцентом при Петербургском университете. Его докторская работа "Душа человека" появилась в 1917 году.

В 1922 году Франк переезжает в Берлин, где принимает участие в созданной Бердяевым "Религиозно-философской академии". До 1937 года он читал лекции в Берлинском университете. Преследование евреев в гитлеровской Германии заставило Франка переехать с семьёй во Францию, где в 1939 году был издал главный его труд "Непостижимое" - гордость русской философской литературы. " И как бы крепко мы не вросли в строй нашей обычной, будничний жизни, как бы мы ни срослись с нашим социальным положением, с ролью, которую мы играем в социальной среде.., как бы мы ни привыкли смотреть на себя извне.., со стороны и видеть в себе лишь то, чем мы "объективно" являемся другим людям, - порой, хотя бы изредка, в нас шевелится и что-то совсем иное; и это иное есть что-то непостижимое и таинственное, и мы смутно чувствуем, что подлинное существо нашей души есть что-то совсем иное, что мы привыкли скрывать не только от других людей, но и от самих себя", - пишет Франк. "Непостижимое кроется как в основе внешнего мира, так и в основе нашей души. "Непостижимое - не есть ночь, в которой все кошки серы.., и перед лицом которого теряло бы всякий смысл ясное и отчётливое восприятие "дневного", зримого облика мира... Подлинную правду нам раскрывает лишь философия - установка, в которой рациональность, направляясь на самоё себя, тем самым трансцендирует через самую себя и опирается на общее и вечное откровение реальности как Непостижимого..," - рассуждает Франк.

Во время второй мировой войны Франк очутился под германской оккупацией. Достаточно было доноса, что он - еврей, и философ погиб бы. Но философ чудом уцелел и в 1945-ом году переехал в Лондон к дочери. Он написал ещё три книги: "Свет во тьме", "С нами Бог", "Реальность и человек". Мотивы религиозного обновления оказались у него доминирующими. "Можно провести параллель между ролью Тютчева в поэзии и ролью Франка в философии",- считают исследователи учения С.Л. Франка.

По материалам журналистских исследований