Твою мать! или Несмешные деньги

Татьяна Печегина
Решившись вынести в заглавие фразу главного героя, рефреном повторяющуюся в спектакле и завершающую его, можно было, в принципе, на этом и закончить… Привязанность Константина Райкина к современным кассовым драматургам и писателям проявилась совсем недавно, но уже успела принести свои сомнительной ценности плоды, последним из которых стали «Смешные деньги».
Одна из премьер прошлого сезона в «Сатириконе», «Маскарад» Владимира Агеева, вскоре бесследно исчезла с афиши театра, надолго оставив в недоумении не только искушенных театралов, но и простого среднестатистического зрителя. «Смешные деньги», открывшие этот сезон, безусловно, продержатся дольше, хотя бы потому, что режиссером спектакля является сам художественный руководитель. Константин Райкин бросил на амбразуры «ударную команду» театра: Дениса Суханова, Агриппину Стеклову, Максима Аверина, Григория Сиятвинду – одно упоминание этих имен в программке до недавнего времени заведомо гарантировало зрителю хороший вечер и массу положительных эмоций. «Смешные деньги» доказали, что из каждого правила есть исключения… Легкий и даже местами остроумный текст драматурга теряется практически полностью по причине того, что на сцене - суета, беготня, крик и бессмыслица. Все что остается зрителю – это пару раз хихикнуть над ситуациями, в которых оказываются персонажи (заслуга автора!), и тут же восхититься настойчивостью режиссера, с упорством маньяка в очередной раз загоняющего героев для пересчитывания денег под одеяло (другого места для этого он, по-видимому, не признает). Не стоит большого труда догадаться, как это выглядит со стороны и, соответственно, на реакцию какой части публики рассчитано. Не пожалел худрук и свою «старую гвардию»: Марину Иванову, Лику Нифонтову, Владимира Большова и Алексея Якубова, которых тоже не миновали «диванно-денежные отношения»… И, зная по другим спектаклям «Сатирикона», на что способна его далеко не самая слабая в Москве труппа, остается лишь пожалеть актеров. Впрочем, драматурга тоже. Понятно, конечно, что от комедии положений, коей являются «Смешные деньги», глупо требовать глубокомысленности, но смысла – все же стоит! И претензии в данном случае не к автору: вот уже несколько лет в МХТ им. Чехова с аншлагами идет спектакль «№ 13», поставленный по пьесе Куни Владимиром Машковым. В «Сатириконе» Машкова ждут в феврале на постановку «Собачьего сердца». Остается надеяться, что и сатириконовскую афишу он обогатит удачным спектаклем, и из зрительного зала этого театра я, наконец, смогу выйти со словами, кардинально отличающимися от той самой последней фразы «Смешных денег», которую я имела смелость вынести в заглавие...