За шаг до языка

Алексей Смирновъ
И вновь на некоторое время превратимся в младенца, блаженствующего в созерцании его маленького трехмерного мира.
 Вдруг эта стройная система окружающих предметов нарушается появлением еще одного, большого и почему-то приятного, и предмет этот доставляет со стола к нашим губам заветную бутылочку…
Оказывается, предметы могут перемещаться в пространстве!
И тут же мозг младенца начинает активно анализировать происходящее. Помимо перемещения предметов в пространстве происходит что-то и еще… Ведь бутылочка не сразу попадает к нашим губам. Приходится ждать. Продолжительность этого ожидания определяется началом и счастливым финалом этого перемещения. Так устанавливается в сознании понятие периода. Периоды эти оказываются разными по длительности, и, что важно, каждое взаимодействие предметов имеет свой период. Причем один период может следовать за другим, периоды могут быть неравномерны… Мозг привязывает эти периоды буквально к каждому перемещению предметов в пространстве, отмечая при этом, что некоторые предметы при этом могут и не двигаться, а спокойно находиться там, где и были еще до того, как, например, бутылочка начала свое приятное приближение к губам младенца.
 Период приводит нас к осознанию времени. Перемещения предметов в пространстве, ожидание, неразрывно связанные с периодами, приводят нас к осознанию движения, состояния, процесса, действия.
Сначала нам кажется, что временем можно управлять: стоит хорошенько поорать – и тебе достаточно скоро достанется желательная бутылочка или новенький памперс. Но со временем, с опытом к нам приходит новое открытие: у любого действия, как результата, есть своя причина. И что именно они – причина и следствие – управляют всем происходящим вокруг, вопреки нашему желанию властвовать над временем.
При этом мы бессознательно осознаем и принципы относительности. Все мы в младенчестве – маленькие Эйнштейны, хотя в этом возрасте осознание сего нам абсолютно безразлично: мы еще не познали мир настолько, чтобы влюбиться навек в свою собственную неповторимость.
Человеческий мозг, фотографируя окружающий мир, анализирует его и создает в качестве продукта этой работы информацию. Сама по себе информация особой ценности, пока она не социальна, не стала средством обмена. А таким средством она может быть лишь в том случае, когда ее рецепиент обладает, как минимум, небольшим опытом анализа окружающего мира и достаточным опытом, иначе она окажется бесполезной и непонятной для него. Меньше опыта, меньше информации может получить наш мозг. Действительно, объяснить трехлетнему ребенку принцип действия мотора внутреннего сгорания не сможет даже исключительного ума человек.
С другой стороны, информация может давать искаженное понятие о ее сути исключительно за счет сопутствующей окраски. Что вы скажете, например, о такой фразе: Мойдя дяса мыхчест ныхпр а вил, к Огдане в шут куза не мог? Хотя, стоит в этой фразе поменять расположение букв, и глазам предстанет начало знаменитого пушкинского романа в стихах. А представьте себе счастливых Дездемону и Отелло, весело предающихся удушению, и сам факт удушения совершенно иначе будет воспринят вашим сознанием.
Тем не менее, путем проб и ошибок, путем активного поглощения новой информации человек движется вперед по жизни, начиная свой путь с простого созерцания мира и аккумуляции в сознании аналитических образов окружающей действительности.
Но не будем спешить во взрослость, побудем еще некоторое время младенцами. Овладев на этом этапе понятиями места, периода, причины и следствия, даже первичными навыками понимания относительности, мы уже вполне можем путешествовать во времени, перемещая при помощи памяти по его линии свою точку пересечения координат назад, в прошлое, или отправляя ее в противоположном направлении, занимаясь нехитрым прогнозированием.
Это уже приличное богатство, которое позволяет нам приступить к первичной классификации понятий.
Итак, первую группу в нашей классификации составляют предметы. У этих предметов есть любопытная особенность: они могут совершать, инициировать действие, и в то же время действие может происходить и с ними. Понятное дело, в мозгу каждого младенца возникают какие-то свои, особенные символы классификации, но, в любом случае, любое мыслящее существо человеческого рода отделит друг от друга предметы, производящие действие (мы их в нашей формуле обозначаем, как S, субъект), и те, над которыми действие совершается или каких действие так или иначе касается (в нашей трактовке О, объект).
Вторая группа – действие (мы его обозначили, как Р, предикат), которое в свою очередь подразделяется на процесс и движение.
Третья группа – характеристики предметов (А – атрибут). Это уже не только материальные понятия, с какими мы доселе сталкивались. Но на каждый предмет мы реагируем в силу того, что позволяет нам наш организм. Молоко - вкусно, бутылочка с ним – вожделенна, сухой памперс приятен, мокрый – наоборот. Погремушка невкусная, но забавная. Подключая все свои органы чувств, мы разделяем предметы по признакам, чтобы не только облегчить процесс их опознания, а еще и классифицировать их по атрибутивным подгруппам, что значительно облегчает и ускоряет процесс оперирования понятиями.
Четвертая группа – характеристики действия (С – обстоятельство). Здесь так же материальное переплетается с нематериальным. Время, место и скорость действия как бы уживаются с его качеством. Муха в комнате летает быстро, но назойливо. Мама поет колыбельную приятно, и пусть это продолжается подольше. Несомненно и в этой классификации должны быть разные подгруппы, так удобнее сразу несколькими понятиями охарактеризовать интересующее нас действие.
Конечно же, исключительно на этой классификации наш разум не останавливается, поскольку наблюдения даже бессловесному младенцу показывают, что элементы всех вышеуказанных групп взаимодействуют в тесной связи друг с другом, выстраиваясь в логические цепочки, объясняющие нам происходящее вокруг в силу накопленного нами жизненного опыта.
А что получится, если к разуму младенца наконец-то подключим разум взрослый, столь счастливо обогащенный достижениями цивилизации, и попробуем объяснить становление этих базовых моделей для будущих грамматических воплощений?
Для этого нужно заговорить.