Как и где крестился князь Владимир?

Валентина Томашевская
 

...Город Херсонес (ныне - в черте Севастополя) был основан греческими мореплавателями и купцами за несколько веков до нашей эры (до Рождества Христова) выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря.
В 1 в. до н.э. Херсонес попал в зависимость от Римской империи.
В V в. - вошел в состав Византийской империи, став в IX в. стал одной из ее военно - административных областей. К этому времени изменился и внешний облик города, и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне – Корсунем.

...Предание повествует, что апостол Андрей дошел до Херсонеса и жил в нем немалое время, основав здесь христианскую общину. Отсуда поднялся он вверх по Днепру до того места, где сейчас находится Киев. Нестор Летописец повествует, что апостол Андрей, взойдя на высокую гору, водрузил над ней крест и сказал ученикам: «Здесь воссияет благодать божия, воздвигнутся церкви Христовы, и свет истины отсюда разольется по всей стране».
 

...Киевский князь Владимир, собрав огромное войско, в 988 г. подошел к стенам города, высадился на сушу и взял его в осаду. Он передавал жителям города, что будет хоть три года стоять, но добьется победы. Неизвестно, чем бы кончилась осада, но житель города Анастас, прислал князю вместе со стрелой записку, в которой советовал перекопать трубы, по которым под землей в город идет вода. Князь так и поступил, пообещав себе, что если возьмет город, то примет крещение новой верой.
Скоро жители стали страдать от жажды, и сдались.
Воины князя Владимира вошли в город, но не разрушали его по приказу князя.
Князб Владимир отправил в Константинополь, в Византию послов, которые передали императору Константину, что Великий князь завоевал Херсонес и желает себе в жены сестру императора, царевну Анну, а н то придет и завоюет Константинополь.
Ответ был таким:
- Передайте своему князю, что мы отдали бы нашу сестру ему в жены, если бы он согласился принять христианскую веру. По правилам нашей страны мы не можем отдать ее замуж за язычника. От самого князя зависит, получит ли он руку прекрасной царевны.
Князь этого хотел, только гордость не позволяла ему просить о крещении.

...в те годы в Киеве уже жили христиане, правда было их не так много - основную массу людей составляли язычники. Они поклонялись богам, в которых веровали их отцы и чьи деревянные изваяния украшались по праздникам разноцветными лентами, украшениями.

Рядом с деревянной скульптурой находился жертвенник, на котором в особых случаях приносили в жертву людей.
После того, как князь Владимир установил на Руси мир и порядок, киевляне собрались на большой праздник, и решили принести в жертву красивого юношу или девушку. Выбор пал на молодого человека, красивого лицом, сына варяжского христианина. Отец юноши пробовал увещевать вооруженных людей, сказав, что они поклоняются деревянному идолу, принося ему в жерву людей."Страшный грех и заблуждение - поклоняться деревянному идолу, приносить ему в жертву человеческие жизни. Сначала убейте меня, а потом - сына". Люди разъярились: чужеземец осмелился ругать их богов, не разрешил приносить жертву. Они ворвались в дом и - убили двух ни в чем не повинных людей.

Их звали Иоанн и Феодор. Впоследствии они стали первыми христианскими мучениками на Руси.
Одного слова князя Владимира было бы достаточно, чтобы помешать убить ни в чем не виноватых людей... Это слово не было сказано. Однако этот случай не забылся, не стерся в сознании князя, что-то в нем переменилось...

... В Херсонес прибыл корабль, на котором вместе с царевной Анной приплыла почетная свита, известные люди империи. Корабль встречали жители горда, сам князь Владимир. У него как назло, болели глаза, он словно ослеп. Царевна Анна, узнав о его болезни, посоветовала немедленно креститься. Владимр прислушался и внял совету своей невесты.
... и в тот момент, когда князь принимал крещение, когда святитель возложил на него руку, боль в глазах прошла.
На виду у всех произошло чудо.
Пораженные происшедшим, воины князя также приняли крещение.

Преподобный Нестор Летописец повествует:

После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры.
И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное."