несколько слов по поводу шелкового зонта

Конкурс Хайку
Кто были эти люди?
Какую роль играли в его жизни?
История о том умалчивает...
Кажется – из «Формулы любви»

просматривая новые хайку я наткнулся на стихотворение Арджуны:

Шёлковый зонт

зонта острый нож
чистит луковицу
моей памяти

Арджуна

прочитав которое позволил себе такое замечание:

дружище :)
две прямых (даже ортодоксальных) метафоры на три строки..
это очень много
в таком стиле проще излагать рубайи или иные ближневосточные формы :)
успехов :)

Младен Пулек
2006/05/12 06:35

на что получил вот такой ответ:

эммм ну кому как :) мне и так несложно ;)
однако согласен, мне сложно мыслить такими терминами как метафора, мне как то образами попроще, может для кого то это метафора, а для меня естество ... у меня это связные цепочки ...
если многие искренне полагают что, прыжок лягушки живёт в пространстве сам по себе, не захватывая слившегося с ним созания наблюдателя и не помогающего ему, тем самым, приобрести совершенно новый опыт, то это их проблемы, к моему глубокому сожалению, могу только посочувствовать.
Каждое событие происходящее вокруг точно также происходит и в нашем сознании, хотим мы того или нет, и если мы старательно рвём каждый раз эту связь в своём сознании и в результате не замечаем её ... ну что ж
для меня вот например воспоминания многослойный пирог, тянешь за поверхностный слой и тянутся все остальные, для меня это не метафора, точно также как солнце и тепло , луна и чистота, вода и любовь и так далее, я, простите, пишу сердцем, а логикой только подправляю и создаю условия для возникновения первого
или, как тут принято говорить, просто зафиксировал произошедшее, назвав явления своими именами

если вам проще могу написать и так

весомый образ
поднимает поочерёдно
мои воспоминания

правда, полагаю, это всё же европейская традиция, не имеющая никакого отношения к востоку, зато тут нет метафор ... какая радость ..

спасибо, я буду стараться :)

Арджуна
2006/05/12 16:01

что заставило меня немного подробнее пояснить свою реплику

вот это пояснение
сделанное скорее в математической манере
чем в художественой
но поскольку у нас скорее разбор а не стихи - то
как мне кажется
такая форма вполне уместна

пи.эс.
никаких личных претензий к вышеназванному автору :)
это был просто повод высказаться по тем соображениям
что копились некоторое время

более того - я вполне понимаю почему и как пишутся такие стихи как разбираемое
и даже считаю что в какой-то мере написание подобных текстов вполне оправдано
отчасти - в порядке эксперимента
отчасти - в порядке нахождения собственного почерка

если автору неприятен тот факт
что его стихотворение послужило поводом для этого разбора -
я обещаю убрать всю преамбулу

аксиома 1
философская.

«усложнение формы порождает убогость содержания»
(философский закон)

теза 1
две метафоры для одного хайку – избыток (ненужный)

антитеза 1 (принципиальное)
сколько метафор может уместить хайку?

лемма 1
если подходить формально – до шести
если ограничиться плоскостным решением – до трех

мясорубка дождя
заточенным ножиком зонта
перемалывает жизнь

резонное соображение 1
есть ли в этом смысл?

риторический ответ 1: только в том случае если мы хотим позабавить свое больное (не обязательно в плохом смысле) воображение
к примеру можно болеть любовью к метафорам
или похвалиться (перед девушками, окружающими, самим собой) изощренностью (действительной или мнимой) интеллекта
или самоутвердиться
или исследовать свойства формы

экспертное решение 1
каждый из мотивов (отчасти кроме последнего) возможен
но недостаточен для творческих решений

лемма 2
одна метафора на одно хайку.

резонное соображение 2
это намного более приемлемо
поскольку хайку – это
единственный и неповторимый миг бытия
мгновение внезапного озарения
часто совершено интуитивного
не имеющего видимых зрительных посылок
неожиданного проникновения в сущность вещей
заставшего врасплох
и тут же растворившегося в следующей картине изменчивой реальности катарсиса

экспертное решение 2
метафора разрывает поэтическую ткань хайку
от нее лучше отказаться - в пользу символа или даже обычного изложения фактов
или же сделать употребляемую метафору предельно легкой и невесомой
или использовать традиционную (устоявшуюся) метафору

алый лист клена
в пенном кружеве
зонтик от солнца

аксиома 2
композиционно-смысловая

теза 2
перепад качества образа между названием и телом трехстишья

пояснение 1
здесь (в разбираемом стихотворении) –
название намного поэтичнее и художественнее чем все остальные строки
не будь этого перепада – я даже не стал бы высказываться на эту тему
прекрасное название – очень поэтичное, рождающее массу ассоциаций и ожиданий
однако заглянув внутрь файла я обнаружил лишь искореженную консервную банку с позеленевшими от плесени остатками завтрака туриста
более или менее удачна лишь средняя строка –
упоминание о луковице неизбежно порождает ассоциацию о слезах

что с тобой
спросят соседи меня
луковицу чистил скажу

теза 3
избыток качества

пояснение 2
в данном случае речь идет о лишних словах

здесь таковых как минимум два –
«острый» в первой строке и «моей» в заключительной
это (здесь) слова-паразиты – можно было бы обойтись и без них

в киргизской мифологии есть метафора «тупой нож и острая бритва»
в дальневосточных твердых формах нож в с е г д а острый
если конечно он не затупился по прихоти автора

корундовое кольцо
все острей (твоя) бритва
все тупее (мой) нож

пояснение 3
здесь местоимения можно и опустить – если речь идет от лица мужчины
если от лица женщины, то их лучше поменять местами

теза 4
какое-либо композиционное построение (здесь) отсутствует

пояснение 4
отсутствие формы порождает этакий «поэтический студень»
увы – даже не «ведьмин»

аксиома 3
традиционное

теза 5
хайку не имеет названия

пояснение 5
это традиция – ее приходится принимать

вариация 1
название по первой строке хайку

вариация 2
кратким сопровождением – где когда или по какому поводу написано

вариация 3
более продолжительным сопровождением – хайку в прозе – хайбун

аксиома 4
показывать а не называть

теза 6
хайку – это деталь натолкнувшая на открытие
а вовсе не декларация возможностей открытия

пояснение 5
в самом стихе детали отсутствуют
есть хорошая деталь в названии

шелковый зонтик
ты все еще помнишь
тепло (ее) рук(?)

отступление 1. о пустоте

пустота рождает стихи.

отступление 2. о лишних словах

лишние слова порождают опустошение

отступление 3. о новых веяниях

метафорические хайку – как экспериментальный раздел (пан)хайку

отступление 4. о минимализме

все лишнее отвлекает от главного

отступление 5. о форме

допускается не 5-7-5 и не 3

ключевые слова: серебряный век, Масаока Сики, Хототогису

пример:

ippiki no nomi wo sagashite iru yonaka

единственную блоху ловлю всю ночь

Ozaky Hosai

отступление 6. о читателе

крохотная пирамидка хайку
буквально – кристаллик соли для инициации воображения
поэзией хайку делает читатель

заключение

как и всякий раз – все высказанное – лишь мосток
к чему?
к кому?
пусть каждый для себя решит сам

Младен