Обзор Первого Малого Конкурса

Фонд Всм
В то время, когда я читал произведения участников Конкурса, у меня возникла идея сделать краткий обзор по Конкурсу в целом (краткий – потому что, к сожалению, у меня острая нехватка времени).

О себе: вхожу в состав Большого и Тематического Жюри Фонда, Председатель Попечительского Совета Фонда, не филолог, не профессиональный критик или же поэт, хотя творчеством занимаюсь давно, можно сказать с малых лет и т.д.
Поэтому всё, что будет написано ниже, только моё личное мнение и не более того. Вы имеете право с моим мнением не соглашаться или соглашаться, принимать для себя или нет. Для простоты (и написания, и понимания текста) материал структурирован по категориям. Имена авторов используемых цитат и названия произведений я не упоминаю; мне кажется, что так будет лучше (автор свои строки узнает сам). Итак,

Позитивно:
1) довольно много верлибров (стихотворений без чёткого ритма и рифмы, НО с мыслью и интересными идеями)
«..А вера? -
Это моя готовность идти
С закрытыми глазами
Туда, куда ты укажешь мне
Рукой…»

«…Я прятала
В ладонях
Небо –
Вдруг
Промокнет…»

«…Руки сложи лодочкой
И уплыви подальше от берега
В твои ли годы грешить на возраст
Жизнь веками не смыкает веки…»

2) встретились довольно сильные «сюжетные» стихотворения (особенно на основе прозаических произведений иных авторов, о чём было написано в комментарии к стихотворению или читалось «между строк»)… Сначала думаешь «Ну зачем же так длинно писать?!..» Вы знаете, это свойственно молодым авторам – растягивать, писать, пока не выдохнешься… и бывает, что на четвёртом-пятом четверостишии уже и не знаешь – дочитаешь ли ты?..но дочитываешь уже больше по чувству долга, чем по желанию… Но есть «длинные» стихотворения, которые «затягивали», «сюжетные», с классными идеями и внутренней философией («Слово для мира и леса – одно…» или «..(слёзы небес) По капле – за надежды тень пустую, / По капле – за разбитую мечту!..», «…Я - закат, / Что не стал спотыкаться о камни…». Им бы я дал номинации «Поэзия Множества Миров», как было в годовщину Фонда (см. Номинации от Попечительского Совета)…
3) с удовольствием прочитал некоторые стихотворения, наполненые образностью и даже, я бы сказал, поэтической «акварелью» или «графикой» («Почти угас костер из облаков…», «...В кружке/ Чай затянуло невидимых снов паутиной…», «…Лишь падшие ангелы знали всегда, / Насколько обманчиво зеркало неба…», «…Нет, не знойная тень, не гранатовый отблеск заката…»)… Их долго рассматриваешь, как картину, как некое воплощение движения красоты (или передачи атмосферы) через слова…

Местами:
1) иногда встречаются классные строки, «находки», по моему мнению
(«..Время лечит, но только когда молодой,
Когда старый – тихонько смеется…»

«…Осанка
 Заменяет боевой доспех…»

«..Я тоску - перелетную птицу –
 Отпускаю в небесный простор…»

 «…И, кажется, уже столетье
Ты, запинаясь в междометьях,
Всё повторяешь – счастье будет…»

«…Для босой моей русской души
Только здесь и сейчас благодать…»

«…я смертельно устала от жизни твоими следами.
я искала тебя, но нашла эту глупую боль…»)

но всё вместе стихотворение… сложное впечатление… есть слабые места, банальности, сбои ритма и есть, как я уже сказал, сильные строки… такое впечатление, что его бы (стихотворение) исправить чуть-чуть, выбросить вот это, изменить вот это и… было бы очень классное стихотворение, по моему мнению конечно… но пока так…
2) в некоторых стихотворениях очень яркие идеи (не-банальный взгляд на что-то), даже иногда неожиданные ракурсы вроде бы всеми-исписанной-темы («…Знаешь, что такое совсем одиночество? / Это похоже на мини – тюрьму…», «..Не бью я зеркал.Но себя методично / В осколки,в осколки,в осколки…», «..Ты счастье искал напрокат / В судьбе среди сотен томов..»)…
3) грустно оттого, что попадаются хорошие стихи – и по идее, и по образам, и по некой переданной атмосфере… Но очень плохо с ритмом, читаешь и сбиваешься, восхищаешься иногда образами, но сбиваешься, падаешь, набиваешь шишки
(«…Жизнь-ты не мелкая монета,
Подброшенная вверх судьбу определить,
Ее значение, как тень для света,
Нельзя от смерти отделить…»)

Интересно:
1) некоторые стихи почему-то напомнили «рэп», песни Дельфина, иногда старый добрый рок… не всегда читается хорошо, как стихи, но вероятно могло бы петься…

«…Падает вниз она, не дыша,
На острые ветки орешника,
И вот уже птичья душа
Из тельца выходит как из скворечника…
Вот он, билет – на полке пылится.
Кто там просил? Какая-то птица…»

2) встретилось стихотворение на украинском языке… честно скажу, не всё понял, но красиво… желательно всё-таки, если Вы посылаете на Конкурс стихи не на русском языке, то писать в самом тексте, например ниже, перевод… («…Тепло долонь та крик у самоті…» не понимаю - что такое «самотi», не знаю…)

Негативно:
1) не стоит, по моему мнению, выделять все слова в стихотворении заглавными буквами… автор считает, что тем самым он привлекает внимание, может быть и так, но чаще это внимание перерастаёт в некий внутренний протест читателя «Ну и что? Зачем это делать? «Выпендрёж» какой-то…»… проблема не в протесте, как таковом, а в том, что само стихотворение уже не так важно, мысли ведь идут в другую сторону…
2) некая банальность в рифмах, сюжете, идее некоторых стихотворений… я понимаю, что Вы можете многого ещё не уметь, не знать, считать, что поэзия – это «крик души» и «как написалось – так написалось»… и я не спорю с Вами, но читать «крики», в которых нет ничего, кроме «Он меня не любит… Ушёл… Очень плохо…», а рифмы « в душе - вдалеке», «одинока-звука» («одинаковость» окончания не означает рифмы… должно быть созвучие слов) и т.д. – это не всегда интересно… нет индивидуальности автора, нет его работы со словом, с языком, просто рифмованные (и то не очень) переживания несчастного человека… Такие стихи имеют право быть, не спорю, может автору стало легче… после написания… но смысл? Идея? Поэзия, по моему мнению конечно, это не рифмованные переживания, не тяп-ляп-сделанные строки с одинаковыми окончаниями… подумайте над этим, почитайте книги, поэзию классиков… Это всё не просто так… (один мудрый человек сказал : «Написал стихотворение, прочитай – сто!»… к сожалению, в последнее время, как мне кажется, авторы меньше читают, чем пишут… а зря…)
3) во многих стихотворениях встречаются опечатки или ошибки («от внуренней тревоги», «Отряхая рукой сворота порошок», «…оставшись чем-то плоским, наровне…»)… Вы можете считать меня занудой:) но просто плохо читается… ощущение такое, что автор или куда-то торопится или не знает, что такое орфографический словарь или не читает… ни своего, ни чужого, ничего… потому что даже механическая память не работает… конечно, я всё равно читаю эти стихи и с ошибками, и с опечатками, но, уж извините, ощущения такие… это ухудшает и восприятие, и понимание, и собственно оценку стихотворения… Не ленитесь – проверьте свои слова на предмет ошибок! Вам и Вашему стихотворению от этого будет только лучше… И для всех, кто так или иначе работает со словом, орфографический словарь должен стать настольной книгой (или иные проверки, программные с помощью Ворда и т.п. хотя они и не всё «улавливают»)…
4) к сожалению, встретились откровенно пошлое стихотворение (цитировать естественно не буду), автор которого, как мы и предупреждали, незамедлительно попал в «Чёрный список»… Честно говоря, не понимаю – зачем они это делают – присылают заявки… ведь наш ответ на это известен всем и было же сказано «Просьба к авторам не подавать произвение, содержащее ненормативную лексику…», однако присылают… какой смысл в этом действии? – я не пойму…

Странно:
1) некоторые стихи создавали впечатление авторского… то ли эксперимента, то ли «прикола»…

«…Бух.
Попал.
Мух.
Упал…»

я люблю эксперименты, конечно, но эксперимент эксперименту рознь…
у меня создалось впечатление, что если бы вдруг Жюри выбрало бы автора на первое место (в качестве эксперимента:)), то… автор был бы сам очень удивлён, ошарашен и обеспокоен таким «решением» Жюри…:)

Давно хотел сказать:
Когда читаешь пакет конкурсных произведений (одним файлом документ Ворд, в который копирует стихи Великий Странник и рассылает затем членам Жюри), то часто возникает такое ощущение, что многие стихи, находящиеся в документе рядом (т.е. заявки поступившие друг за другом) как будто ответы друг другу
(«…смешаю
Все Ваши мысли я в хаос!..»

а затем
“…Не хаос царит во Вселенском миру,
Стихия – источник порядка…”)

Видимо, авторы читают стихи своих коллег, а затем делают заявку? Или это случайность?
Так или иначе, это довольно интересно… этакое непередаваемое ощущение поэтической общности:) и это классно:)

Статистика:
Всего стихотворений-заявок: 174
из них яркие, талантливые, сильные (по моему мнению): 18
лучшие, интересные: 23
не плохие: 51
не понравились, не почувствовались, сбои ритма, слишком банально: 82
(на всякий случай… если вдруг возникнут вопросы – куда и почему я отнёс Ваше конкретное произведение, то… поймите, это моё личное мнение, которое, как мне кажется, не тактично будет разглашать…)

Председатель Попечительского Совета Фонда, член Жюри
Алексей Лис