Обзор Второго Малого Конкурса. Зинаида Королева

Фонд Всм
Дорогие друзья!

Только тот достигает цели, кто неустанно трудясь, стремится вверх, познавая новое.

Читая ваши стихи, я позволила познакомиться с ними ближе и сделать кое-какие замечания, немного поразмышлять вместе с вами.

Что важно для стиха, чтобы назвать его таковым? Если он написан по классическому типу (а большинство стихов именно такие), то для этого необходимо соблюдение некоторых правил:
Рифма, размер, ритм, поэтичность-музыкальность.

Мы часто слышим и говорим сами: "Хороша рифма, слабая, нет рифмы".
А что для стиха даёт рифма? Может быть, написать обычной горизонтальной строкой, а затем опустить её вниз по вертикали - вот тебе и стих, да ещё и "белый". Но когда мы излагаем свои мысли в традиционной стихотворной форме, то нам хочется, чтобы стих был мелодичным, музыкальным. Вот для усиления музыкальности стиха и служит РИФМА. И мы вспоминаем, что они подразделяются на три типа:
Бедные (свою - мою),
Обычные (полями - сами),
Богатые (дубравы - нравы).

Рифмы бывают трёх видов:
Мужская - с ударением на последнем слоге (живОй),
Женская - с ударением на предпоследнем слоге (тумАны),
Дактилическая - слово оканчивается двумя неударными слогами (лЕсенка - пЕсенка).

Стихотворные строки, объединённые общей системой рифмовки, называются строфой. Чаще они бывают четырёхстрочные (катрены), делящиеся на парные, перекрёстные, охватывающие. Но встречаются и трёхстрочные строфы - терцины (у А. Толстого, А. Блока)
Из старинных форм осталась сложная восьмистрочная строфа, пяти или шести стопного ямба - ОКТАВА ("Осень" Пушкина). Но самым интересным и сложным размером считается четырнадцатистрочный СОНЕТ, а его венцом - ВЕНОК СОНЕТОВ.

Дорогие мои авторы, давайте не будем обкрадывать себя, а кропотливо, творчески будем учиться работать над стихами. Вы все хотите стать победителями. Но этого можно достичь только собственным трудом над стихом.

Прежде чем отправить свой стих на конкурс, проверьте его 5-10 раз для исключения грамматических ошибок, потому что при наличии их теряется смысл стиха, - пока разбираешь, угадываешь слово, цельность стиха пропадает. А стих должен читаться на одном порыве, на одном вздохе:

"Хочу к нему забыть свои тревоги", - "Хочу к нему - забыть свои тревоги".
Вы чувствуете, что после "Хочу к нему" должна быть остановка и она достигается разделением текста знаком тире. После остановки продолжение текста "забыть свои тревоги", и далее по тексту".

Плохо рифмуются однокорневые слова "дойдём - придём", "доведём - приведём", и других. В одном стихе многократное употребление одинаковых слов, а особенно слов-паразитов "ведь" и других также делают стих слабее
Часто для мнимой рифмы слово коверкается ударением до неузнаваемости, до потери всякого смысла: "кунсткАмерами - МурАками"

Что понравилось?
Считаю находками в стихах такие строки:

"Старый дом с голубыми ресницами",
"Город живет, сутулясь",

"Захлебнувшись в безумии вод,
Чей-то зонтик плывёт на ветру"

"Потоки воды,
Как усталые крылья, шумят".

Новомодные слова "лайф", "драйв", "Микс из картона" и плюс грамматические ошибки, искажающие слово, подталкивают быстрее отложить стих, не засорять мозги. Но последняя строфа останавливает взгляд, задерживает его:

В тригонометрии улиц
Экологический штиль.
Город живет, сутулясь,
Он на пути в утиль.

А строка "Город живет, сутулясь", должна была стать отправной точкой стиха.
Но нет рифмы "улиц - сутулясь"

Обидно, когда есть находка в стихе:
"То звезда, то солнце, вроде,
Гребнем чешет золото-косу".
Но есть и просчёты. Возьмите вот такую строку: "В яркие тканья ночной звезды". Очень трудно читаемая строка. А если попробовать переставить местами два слова : "В ткани яркие ночной звезды" и всё становится на место. Но опять же - нет рифмы "зари - звезды".

Очень обидно, когда задумка стиха прекрасна, но размер!!! Он в рифмующихся строках разрывается даже не на один слог, а на целых 4-5! Каждый стих должен быть музыкален, а попробуйте сочинить музыку с таким разрывом, не говоря уже о том, чтобы спеть или сплясать под такую музыку, если её и сочинит какой-нибудь виртуоз!

Радует, когда встречаешь такие находки, как
"Ты - осенний, обветренный сад".
 Но зато другие строки вызывают спор:
"Мне бы глаз твоих топких закат,
Да ресниц одинокие вспышки".

Зачем нужен закат глаз? Это же умирание,+ а в данном тексте говорится об обратном. А разве ресницы вспыхивают? Это скорее должно относиться к зрачкам или глазам в целом+. А у ресниц - взмах, полёт.

Иногда ненужный разрыв строк, вставка красивых слов, но непонятных по смыслу, затрудняет чтение стиха, отвлекает внимание, а в итоге его красота, значимость теряются.

Многие молодые авторы стараются представить на конкурс произведения большого объёма и они, как правило, недоработанные, плохо читаемые. Моё пожелание им: на первых порах надо выставлять тщательно доработанные стихи среднего размера - 3-4 строфы.

Дю Бюлле (16 век, Франция) писал: +.. "Знай, читатель, лишь тот будет истинным поэтом, кто заставит меня негодовать, примиряться, радоваться, страдать, любить, ненавидеть, изумляться".

Зинаида Королёва,
Член Жюри