Обзор Третьего Малого Конкурса

Фонд Всм
Обзор третьего малого конкурса

Привет, дорогие Поэты)
В эфире внештатный обозреватель Конкурсов Великого Странника – студентка Литинститута, автор и публикатор стихов на сайте Стихи.Ру – Светлана Севрикова.
Представилась – и, представьте себе – засмущалась, как невеста на выданье. Вспомнился герой из книги Бориса Леонова (преподаватель литературы в моем Институте) – Павел Филиппович Нилин, автор известных повестей «Жестокость», «Испытательный срок», сценария к кинофильму «Большая жизнь».
- Ваще сказать, - говорил он, - я раньше один за весь Союз писателей России работал. Правда, руководил строго. По телефону.
Приходил к себе в кабинет, вешал пиджак на стул и сразу же набирал телефон нужной мне периферийной организации. Представлялся: С вами говорит, ваще, заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР, члена Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, депутата Верховного Совета СССР, лауреата Сталинской премии Фадеева Александра Александровича Павло Нилин». Но до Павла дело не всегда доходило. Чувствовал, ваще, что на том конце провода уже стояли по стойке «смирно» и требовали необходимых указаний и распоряжений.
Однажды, ваще, так руковожу, а дверь в кабинет была приоткрытой. Смотрю – в дверях Фадеев. Я тут же в трубку:
- Ваще, я вам потом перезвоню.
И к Фадееву:
- Александр Александрович, проходите.
- Позвольте? – спросил он, входя и застегивая пиджак.
- Конечно, конечно… А в чем дело, что вы, Александр Александрович?!
- Да понимаете, Павел Филиппович, как услышал вашу должность, сразу оробел…

Улыбаетесь? Вот и хорошо. Раз у всех хорошее настроение - приступим к обзору.
В этот раз за орфографию и синтаксис ругать никого не буду. Надеюсь, что здесь нет людей, которых надо беспрестанно убеждать в том, что Поэт должен хорошо владеть языком, на котором он говорит с людьми, и в скором будущем наши конкурсные подборки станут образцовыми, хотя бы с точки зрения грамматики.
Не станем сегодня и углубляться в технику стихосложения. Эта тема, конечно, важна, но не стоит её постоянно мусолить. Ведь Поэзия – это не только техника, это ведь ещё и ВЗГЛЯД.
Сегодня я хочу представить читателям целую галерею удачных художественных образов. Материала у меня – как всегда – обоз: 55 страниц вордовского текса. То есть, почти сотня авторов и сотня произведений. Если вспомнить, что сейчас на Национальном Сервере Современной Поэзии зарегистрировано 100 с лишком тысяч авторов, то можно утверждать, что 0, 0001% благородной публики находится в данный момент на нашем вернисаже. (Кстати, любопытно было бы узнать, чем в этот момент занимаются оставшиеся 99, 9999%?)

Итак, пойдем по нашей галерее.
Помните, у Ахматовой: «Когда б Вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»?
Автор ДОГСГОД предлагает свою вариацию:

ВОПРОС: Что есть слова, написанные здесь?
ОТВЕТ:
Какой-то мусор, что принес прилив,
На опаленный солнцем берег знаний.
Стихотворение Догсгода называется «Точка». Заканчивается оно так:

Я не поэт и в этом каюсь.
Сейчас добью вот эту строчку,
И пожирнее постараюсь
Поставить там, где надо, точку...


Образ «точки» - как решающего довода в лирическом монологе есть и в стихотворении ПОЛИНЫ СЕНТ-ЛИ «Последний стих»:

Я все сотру пустые строчки
Я брошу поиски ответов
Я наконец забуду лето
Я навсегда поставлю точку.

Хочется посоветовать ребятам не спешить ставить финальные точки, хотя бы до тех пор, пока не расставлены все точки над i.

Стихотворение МАРИИ ЧИРКОВОЙ – «Скрипач» - красиво и романтично.

Расстроен рояль и эстрада тесна,
И в винном угаре ведутся дебаты.
Но вот наступила на миг тишина,
А следом за нею мотив Сарасате.

Как тут не вспомнить Вертинского:

Ваш любовник - скрипач. Он седой и горбатый,
Он Вас дико ревнует, не любит и бьёт,
Но, когда он играет концерт Сарасате,
Ваше сердце, как птица, летит и поёт.

Мария не просто рассказывает о том, как играет скрипка. Через ряд художественных образов – метафор и сравнений – Мария пытается заставить эту скрипку звучать прямо здесь – в произведении:

То томно поёт о далёкой любви,
Другому дарующей взгляды свои…
То птицею, кажется, рвётся из рук,
То молит пощады – срывается звук.
То гибели ищет в жестоком бою,
А то в исступлении шепчет – «люблю»…

Хочется отметить удачу ИГОРЯ ТИТЧЕНКА в стихотворении «Ростки твоих крыльев»:

Ростки твоих крыльев..
Видны уже перья..
И первые взмахи..
И неудачи, паденья..
..И снова вперед..
....И снова паденье..
.......И снова ты рвешься..
...И счастье-полет...
..Не чувствуешь ног..
..Расправились крылья..

Обратите внимание, какими художественными средствами пользуется Игорь? Здесь есть градация, то есть «усиление» образа, «нагнетание» напряжения, ежесекундное развитие действия:
видны уже перья, первые взмахи, вперед, паденье и снова, и снова… Употребление антонимов (для поэта антонимы – то же, что черный и белый цвет для художника, с помощью антонимов обозначаются контуры художественного образа): не чувствуешь НОГ, расправились КРЫЛЬЯ.
Кроме того, следует обратить внимание на графическое оформление стиха – но здесь я не буду приводить полный текст, не хочу у Игоря отнимать возможных читателей. Кому интересно посмотреть, как поэту удается заставить графический текст работать на идею и образ – сходите к автору на страничку.

А вот «Волк» Сергея Варюхова. Не могу признать данное произведение совершенным, однако, надо отметить авторскую удачу: перед нами не просто картина, а «диптих» - то есть, две картины из одного и того же сюжета – начало и финал тревожной лесной драмы:

Скрылось солнце, ночь настала,
Покрылся мраком шар земной,
В густых лесах, где жизни мало,
Раздался жалкий волчий вой.

Ярким светом осветит на небе звезда,
В луже крови тело волка.

То есть, автор, интуитивно, для создания образа использует проверенный классиками стилистический прием антитезу. Что такое антитеза?
Антитеза (от греч. antithesis — противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Например: «Я царь, — я раб, — я червь, — я бог» (Г. Р. Державин) или в заглавиях — «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Автор ЖУРАВЛИНАЯ ПЕСНЯ в стихотворении «Журавлиная песня» делает попытку вживания в образ – т.е., уже не просто как поэт, художник слова, но как актер, художник действия и переживания – вживается в придуманный образ:


Спою тебе о крае том,
Что был далёким и немилым,
Что принял всех нас журавлей
В её нелегкую годину.
Спою о Родине своей -
Сурова очень, но милее
Простых не любит журавлей,
Что непокорны и честнее.

Этот творческий прием мне очень самой кажется очень перспективным. Ведь поэзия – это не только работа над текстом, это еще и игра, прекрасная возможность волшебных превращений и метаморфоз. Заинтересовавшимся предлагаю ознакомиться со статьей критика Йохана Хейзинга Homo Ludens «Статьи по истории культуры», раздел VII – Игра и поэзия ( http://www.philology.ru/literature1/huizinga-01.htm )

ЕВГЕНИЙ КИСЕЛЕВ представил на конкурс стихотворение «О системе».

Всегда жила во мне проблема,
Но вот открылась вдруг мне суть:
Обманет нас всегда Система,
А нам ее не обмануть.

Стихотворение, с точки зрения образности – слабое. Все свое внимание автор посвящает описанию качеств этой системы и её недостатков:

Она всегда победоносна,
Как ни борись ты с ней, хоть плачь,
И власть ее подчас несносна
Пусть средь локальных неудач.
….
Но где же сам объект повествования? Он не представлен автором. Как её вообще можно представить? Ведь «Система» - понятие абстрактное. Но в том-то и сила таланта художника слова, что он невидимому и условному может придать конкретные формы. Замятин, например, прекрасно решил эту проблему в произведении «Мы».

Аналогично, автор АСТАХ АСТАХОВ в стихотворении «666» пытается рассказать читателю о чем-то страшном и даже ужасном. Но говорит все больше о страшных последствиях, вызванных вмешательством этого чудища в реальный мир:

В страхе серые глаза из пустоты
Через пальцы в небеса уставлены
Вместо слов из горла крик и на кресте
Раскрошился божий лик

Трудно понять, что привело автора в такой ужас. Никак, насыщенный сообщениями о ежеминутных человеческих трагедиях телеэфир:

 Стрёмные фильмы, в крови фотоснимки…

Не спорю, стихи актуальные и на злобу дня. Но поэзия – это, прежде всего, конкретика. «Призрак бродит по Европе, призрак Коммунизма» - вот она, поэзия. Врага надо знать в лицо. Представьте читателю хотя бы фоторобот Вашего чудища, а не свои негативные эмоции, возникшие у Вас от его созерцания…

С АЛЕКСАНДРОМ ШУМЕЙКО, автором стихотворения «Мое дыхание – мои мечты» - хочется говорить, первым делом о штампах. СтихиВаши светлые, добрые и жизнерадостные… Но, простите, скучные. А ведь Вам ничего не стоит добавить в них красок, энергии, чуда!

Облака, как снег,

Кто же не сравнивал их со снегом?! Посмотрите на них снова и не отрывайте глаз, пока не придёт в голову сравнение неожиданное, странное, смешное или дерзкое… Например, облака как… смех. Детский смех… Или облака, как сны… Сны моей любимой… Или облака, как мыльная пена… Знаете, когда женщины стирают вручную – у них в тазу этих облаков – как в туманности Андромеды!


И света
Льется луч сквозь ветки,

Не спешите записывать все как есть, ибо все вещи и явления здесь вовсе не такие на самом деле, каковыми кажутся на первый взгляд.

Луч льется? Хорошо… Но почему сквозь ветки? Разве Вы не видите, что ветки – вовсе не ветки, а СЕТКА… И лучи не льются, а проскальзывают сквозь узоры сети, как пойманные золотые рыбки? Впрочем, это увидела и рассказала людям я. Я вовсе не навязываю Вам своих видений, Вы имеете право на свои собственные. Так воспользуйтесь этим правом!

Ольга Омельчук. Стихотворение «АНГЕЛ МОЙ». Интересен образ ангела, но очень недоработан. Вдумайтесь:

Бредет по дороге
Своим твердым шагом,
Глядит в облака
И не видит земли;

Ангелы по-определению – ЛЕТАЮТ. Следовательно, автор должен сейчас же дать понять читателю, коротко и точно, почему этот ангел «бредёт по дороге»? Автор это чувствует, и старается рассказать о причинах, мешающих ангелу летать: «ангел усталый», с ним «расстаться когда-то смогли» и т.д. Но в целом – здесь нет цельности, ангел получается рассеянным и «не читается» сюжет – что было, что есть и что должно бы быть. Лишь чувствуется горькое отчаяние автора, тоскующего о своем ангеле… Стихи вызывают сопереживание и сочувствие, но не от того, что Поэту удается передать свое состояние читателю и дать читателю возможность прожить эту загадочную жизнь, а лишь потому, что видно – писавшему эти стихи горько и одиноко. Чисто по человечески хочется поддержать. Поэзия здесь – ни при чем… Ольга, не обижайтесь на меня, и не сомневайтесь в себе – я ни за что не буду Вам доказывать, что стихи плохие и писать Вам, якобы не стоит. Наоборот: ПИШИТЕ, РАЗ ПИШЕТСЯ. Но не останавливайтесь на ЗАПИСАННОМ – работайте с текстом. Спрашивайте себя, что еще можно сделать, чтобы персонаж ожил, чтобы каждое слово стало необходимым… Не останавливайтесь. За Вас – весь словарный запас русского языка и громадный, наработанный веками опыт стилистики русской литературы. Не отступайте, и обязательно добьётесь успеха.

КАРИНА МАРТИ. «Жизненный путь Селины. Стихи к роману. 15.06. 2004г. Исламбад» - цикл стихов любовной лирики. Возможно эти стихи в контексте романа будут казаться очень даже ничего – не знаю, романа не читала. Но… если рассматривать стихи как независимое произведение - не удержать разочарованный вздох. Много штампов (я понимаю, когда работаешь с любовной лирикой – избежать их особенно трудно… ). Встречается, порой, некая нелепица. Вот, например, что это такое:

Я знаю, ты общественный мужчина!

Понимаете, ОБЩЕСТВЕННЫЙ – в данном случае не самое лестное и достойное прилагательное. Попробуйте внимательно изучить лексическое значение слова, прежде чем воспользоваться им:

общественный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: общество (1), связанный с ним. 2) а) Порождаемый, создаваемый обществом (1), осуществляемый в нем. б) Связанный с добровольным обслуживанием политических, профессиональных, культурных и т.п. нужд общества, коллектива. 3) Принадлежащий всему обществу (1), созданный, накопленный в нем; общий. 4) а) Предназначенный для всех, для общего пользования; не индивидуальный. б) Охватывающий все общество, касающийся всего общества. 5) Организованный коллективом; не частный. 6) а) Соответствующий требованиям, интересам коллектива, общества (1). б) Выражающий, учитывающий потребности общества, его запросы. 7) а) Проявляемый обществом (1), общественностью (1) по отношению к кому-л., чему-л. б) Организуемый, осуществляемый силами общественности. 8) а) Обладающий потребностью жить в обществе (1). б) Испытывающий потребность в общении с окружающими.

Сам образ лирической героини - Селины – не достаточно раскрыт:

Вот и все, мне пора уходить,
я сюда никогда не вернусь.
В мире том, с миллионом чудес
я Селиною вновь обернусь.

По циклу мы о ней узнали не так уж и много. Но имя – красивое. Веет романтикой и даже фантастикой.

Автор ГОРОДСКОЙ ГРАЖДАНИН. «До сладких грез» :

Твой смех во мне раскаты строит…

Пораскидывала мозгами, и решила, что я не настолько одаренный читатель, чтобы вообразить себе стройку раската… Потому беру на себя ответсвенность заявить во всеуслышание, что считаю созданный Вами образ – нехудожественным, то есть – слабым и неудачным.
Если бы я не задалась сегодня целью выразить свое субъективное мнение о каждой представленной конкурсной работе – я бы тактично обошла молчанием Ваши «раскаты». Но, некоторые из моих читателей полагают, что вовсе обойти вниманием автора обозреватель не имеет права. Вот я и решила попробовать, что из этого выйдет…

Автор БОНДОВНА. «День Рождения» - вот, наконец, мне и воздается сторицей за угрюмое бурчание над штампами и нелепостями. Есть, кого и за что похвалить. Бондовна работает с цветом:

красное варенье -
пятна крови на столе.

красная помада,
за окном снежок.


Неожиданно «красный цвет» превращается в яркое, сильное (красное – т.е. горячащее кровь ) чувство:

ничего не надо,
денег бы мешок.

чтоб раздать их нищим
(мне ведь деньги не нужны).
ядовитый прыщик –
день рождения души.

ВОИНСВЕТА «Слезы неба». Уже знакомый нам художественный метод – перевоплощение по Станиславскому. Я – уже не я, то есть – не человек, пишущий эти стихи, я – это НЕЧТО, о чем я хочу тебе сказать… Смотри!


Упаду на губы сладкие твои–
Сразу засияют радостью они,
Освежу я ночи, освежу я дни,
Потушу собою я войны огни.

МАРК КАМЕНСКИЙ «Сигареты».

Шесть сигарет умрут, убитые желаньем,
Увидеть вновь, тебя обнять.

Есть, конечно, какая-то примета, на счет сигарет. К сожалению я сейчас о ней не помню. Но, если бы и помнила – все равно вопросы остаются: почему сигарет ровно шесть? В художественном образе не должно быть ничего лишнего, ничего отвлекающего от главной идеи… Итак, почему шесть? Автор не сумел ответить в тексте на это произведение. Наверное рассчитывал изъясниться в рецензиях. Но ведь могут и не спросить!... Постарайтесь в следующий раз, чтобы ответы на вопросы, которые могут возникнуть у читателей, имелись в произведении «по-умолчанию».

РОМЕО МОНТЕККИ. Здравствуй, Рыженький Цветочек!

Неплохая идея рыжеволосую и веснушчатую Джульетту представить в образе Рыженького цветочка. Причем, Ромео находчив и оригинален – ему легко удается найти несколько золотистых образов, усиливающих блистание Рыженького Цветочка:

 Ты послаще спелой груши,

Стань веселой доброй пчелкой,
Медом с губ поугощай.

ИРИНА ЧЕРНОБАЕВА «Случайно»

Судьба - лишь карта для пути,
Дорогу должен ты найти
Ведь только избранным дано,
Что путь расписан для него.

Образ найден, и достаточно удачный. Но оформлен – плохо. Почему? Потому что КАРТА - не может быть «для пути» (как не бывает карты «для города» или карты «для государства»). Карта может быть ДЛЯ туристов, путешественников или местных жителей. То есть для тех, кто ею собирается пользоваться. Карта не для пути, а карта ПУТЕЙ (дорог).
Увы, эта грамматическая ошибка «убивает» хорошую метафору.

СКОРПИОНЧИК «Наш Малыш»

Вот, кстати, интересное видение облаков, о которых мы так долго спорили с Александром Шумейко:

Будет этой ночью сниться
Паровозик карамельных облаков.

ЕЛЕНА ТРЕПЕТОВА. «Элегия» (Из цикла «К Бессмертному Возлюбленному»)

Здесь очень красивое вступление:

Пылает малинник в закатном огне,
Густеет тумановый полог.
Старинным хоралом звучит в вышине
Песнь зябликов и перепёлок.

Тяжёлые астры, нахохлясь в цвету,
Роняют пунцовые блики,
И сладко-томительно тает во рту
Полгорсти лесной ежевики...

Автор сначала вводит читателя в свой удивительный мир. Читатель переступает известные ему до сих пор законы бытия, и теперь всерьёз поверит в глобальность трагедии лиргероини:

Кому ж подарить мне ромашковый луг
И нежность ковров васильковых?

Стихотворение удивительно красивое, нежное, глубокое. Чувствуется профессионал, которому хочется подражать, у которого хочется учиться. Так пишутся сказки и фантастические романы – сперва автор предлагает читателю «обжить» созданный им прекрасный мир, потом посвящает в разыгравшуюся драму. Читатель не может остаться безучастным.

ДМИТРИЙ АПРАНОВИЧ. «Сердце»

Говорят же: «Ты живёшь в моем сердце…». Ну почему не сделать из сердца ДОМ? Дом, из которого когда-то давно, навсегда ушла любимая женщина, но теперь пришла другая, незнакомая, опасная, небрежная:
Меня не спросив, передвинула мебель
Подумала миг, - перекрасила небо
Проветрив романтикой душную память
Сказала с улыбкою – “Буду здесь править!”

Гостья покорила сердце своего пленника, а вот в свое сердце его впустить не торопится…

ИЛЬЯ ЛУГОВОЙ «Моё существо»

Сходу задаётся сложнейшим из всех существующих философских вопросов:

Что наша жизнь?

Ответ – разочаровывает. Новых определений и образов нет. Одни лишь описания лиргероем своих ощущений и переживаний… Не достает конкретики.

Жестокою судьбой
Заброшен я в водоворот событий
И каждый день отдельный вид борьбы
Удачи, радости и маленьких открытий.

МАРИЯ МАЛЫШЕВА. Перелески, долы, горы.

Стихи – на пять с плюсом. Лиргероиня написана превосходным образом, в буквальном смысле – превосходным художественным ОБРАЗОМ. Это – влюбленная провинциальная женщина. Она любит столичного жителя. Кажется, даже взаимно. Но быть с ним всегда вдвоем – не может. Что-то мешает. Остаются лишь редкие встречи, каждая из которых – путешествие в иной, сказочный мир.
Характер героини в нескольких строчках прописан – отменно:


Забываться будем – правильно,
Где мы, кто мы и зачем?..
Ржать мы будем, эх похабельно.
Не уймёте нас ничем.

Слово-то какое: ПОХАБЕЛЬНО!!! Такие находки называются индивидуальными авторскими окказионализмами. (Образование прилагательного от наречия)

РЕТРО. «Старые друзья»


Простые, добрые стихи, не особо замысловатые, но, тем не менее, считаю их удачными. Автор успешно использует интертекстуальные связи – то есть делает ссылку на известную песню:

недаром в песне есть слова
"мои года - моё богатство".
Я эту песню запою,
в ней только слово изменю -
мои друзья - моё богатство.

Не упустил случая пошутить:

Конечно, это не вопрос,
что там с причёсками твориться,
и с сединой и без волос
мы будем к лучшему стремиться.

И правильно. Художественному образу это только на пользу.

ДАНИЭЛА «Ты этого хочешь»

Тщательно пугает своего возлюбленного, отговаривает от неизбежного:

Это случается с каждым из нас,
Приходит негаданно она каждый раз,
Символ имеет она красной страсти,
Символ разврата, тирании и власти,
Символ отчаянья, боли и слез,
Символ в реале несбывшихся грез.

Этакая «эротофобия»… Надеюсь, прекрасный принц не поддастся её уговорам испугаться, и на риторический вопрос в финале стиха сумеет ответить по-мужски достойно:
- Да, я этого хочу!

ВЛАДИМИР КОНДРАШЕНКО «Мотылёк»

Восхитительное стихотворение. Маленькая, но очень живая и впечатляющая зарисовка:

Заклинаю тебя, помоги же!
Дай мне воздуха только глоток!
Неужели меня ты не слышишь? –
Задыхался в руке мотылек…

Однажды я на сайте уже читала стихотворение о жестоких и равнодушных играх сильного и слабого. Про паучка. который бежал в аптеку за лекарством для больной мамы. Бежал по человеческой руке… Большая драма маленького существа не остается невидимой для великого таланта.

ЮЩИК АЛЕКСЕЙ «Холодной тени отраженье»
Автор рассказывает о своих тревожных сновидениях. К чему снятся монахи?
Рассказ долгий, затянутый, скучный. Но есть в нем строки, врезающиеся в память навечно:


Я снова солнце наблюдаю.
Его печальные лучи.
И ТУТ ВНЕЗАПНО ПОНИМАЮ,
ЧТО КАК СЕЙЧАС НЕ ЗАКРИЧИ


ВОЙНА ОСТАНЕТСЯ НАВЕЧНО.
И ГИБНУТЬ БУДЕМ МЫ ВСЕГДА.
От рук своих же человечьих.
И вымирать день ото дня.

Есть у автора дар, несомненно есть. Но надо дать поэту время его прочувствовать в себе, поверить в себя, убедиться, что многое можно сказать немногими словами. Желаю успеха и вдохновения.

Сейчас я рассмотрела подробно лишь только 19 страниц обзора. Далее, прошу Вашего снисхождения, дорогие мои читатели. Я буду очень краткой. Времени – в обрез, а обзор надо отправить до того, как уйду укладывать своего малыша спать)

АЛЕКСАНДР ЧЁЛПИН «Морошка»

Не спеши, подожди немножко.
Мой подарок нежнее всего.
Это северная морошка –
Слёзы солнышка самого.

Прекрасная метафора: слёзы солнышка – это спелые ягоды.

ВАЛЕРИЙ ПАБСТ. «это сладкий яд»

это яркий свет
от других планет
манит снова вниз
манит снова вверх

Удачное описание движения, полёта: «вниз – вверх, снова вниз – снова вверх…»

ВОЛОСЫ ВЕРОНИКИ «змеи воздушные»

мысли мои - змеи воздушные

!!! Великолепная идея – мысли – змеи воздушные!

НАТАЛЬЯ КРИН «Ливень»

Дождь пошёл такой страшной силы, что:


Лесные звери сбиты с ног (!!!!)

НАТАЛЬЯ ШИЧАЕВА «Осенний пейзаж»

Красота такая, что Художник Слова решает стать Художником Красок и Кисти:

В руки взять скорее кисть,
Раствориться в ощущении:
Неба красочная высь,
Золотой пейзаж осенний.

ЮРИЙ ЛЕБЕДЕВ «Оборотни»

Другое время, новый век, другие нравы.
Все изменилось, даже лик родной державы.

Жизнь поменялась, курс идейный поменялся,
Сменилась власть, но кажется, режим остался.

Юрий, очень удачно Вы назвали этих приспособленцев – «Оборотни»… Надо зайти мне к Вам, хочу дать ссылочку на свои стихи с той же идеей и содержанием.

ИНГА ДАВЫДОВА «Ну почему когда любовь»

Ну, почему, когда любовь трагична
О ней рождается особый интерес?!
И так выходит, будто в счастье личном
Не суждено нам дотянутся до небес.

Художественных образов как будто нет, разве что «душа иного человека – темный лес» - старо. Но зато какой прорисовывается образ лиргероини! Значит стихотворение – получилось!

КРЮЧКОВ ПАВЕЛ «Всё, что было некогда»

Память – Огонь
Ветер – Прах
Поле – Полёт
Виденья во снах

Бурные эмоции. Но художественная логика, к сожалению, не просматривается.

АЛЕКСАНДРА РОМАНЕНКОВА «Шелком по телу»

Глубоко... До мурашек по коже.
Да, такою бывает любовь.

Любая женщина признает: да, всё происходит именно так.
Но вредный критик-обозреватель напомнит автору: Поэзия – это всегда новое. Мурашками по коже трудно удивить читателя женской любовной лирики.

ЕЛЕНА ГОРШКОВА «Собака на обочине лежала»

Собака на обочине лежала,
Затравленно-беспомощно дыша,
В предсмертных муках, бедная, дрожала,
В пыли дорожной жалобно шурша.

Стихотворение – трогательное. Но уже в первом куплете – автор отвлекает читателя от собственного изложения. ШУРШАТЬ сами по себе могут только листья и ветер… Еще бумага… Во общем, объекты, которые по-определению ШУРШАЩИЕ. Собака если шуршит, то шуршит чем?

КОЛОСОК «Говори мне о любви»

Не бросай меня одну-
Протяни надежды круг.

Что за круг такой - «круг надежды»? По-моему Колосок просто поленился придумать хороший образ и разобраться, что же такое должен протянуть возлюбленный своей печальной подруге… Собственно, если хорошенько подумать – кругом надежды можно считать объятия любимого…

ВАДИМ СТРАННИК «Где ты, любимая»

Ах, как хотелось мне дотронуться рукой
До белых плеч её, коснуться алых губ,
Но мне казалось, что я буду с нею груб,
Она хрупка и растворилась по утру...

Хороший женский образ - настолько хрупкий, что может раствориться по-утру… Есть ли она вообще? Нет, конечно, это всего лишь прекрасные юношеские грезы… Как у Блока…

АНДРЕЙ ОГУРЧИКОВ «Охота на лис»

Окружили меня, обложили,
У норы лают истово псы

… В соавторстве с Высоцким? За это не хвалю. Но вот – удача:

Запах дыма уже нестерпимый
Всё, пора! Попытаюсь сбежать
РЫЖИЙ ХВОСТ СВОЙ ИЗВЕЧНО ГОНИМЫЙ
Я НЕ ДАМ НИКОМУ ОТОРВАТЬ.

ВИТАЛИЙ БИКИНЕЕВ «Что делать?»

Легко бывает бить других кнутом –
Критиковать за мелкие провины.
Легко казаться пламенным борцом
И быть колоссом на ногах из глины.

Легко бывает поучать других,
Высмеивать невежество убогих.
Но отыскать вину в себе самом –
Поступок смелый далеко не многих.

Почитала – и смутилась. Многих ведь авторов сегодня зацепила «за мелкие провины», поучала, и даже, невольно, высмеивала… А сама-то, а сама… Но где же здесь то, из-за чего, собственно весь сыр-бор начался? Где художественный образ? Ах, вот он:

Но Бог не глуп – безумен человек,
Войну несущий своему народу.

И правильно подумано, и здорово сказано!

ДЕНИС ЗАБЛОЦКИЙ «Весна»

Техника сложения – не достаточно хороша. Так и тянет меня напомнить автору о неуместности глагольных рифм в красивых стихотворениях (взмахнувши/метнувши)… Но речь не о теории, она ведь суха, а древо жизни – вечно зелено. Весна решительно пробивается сквозь неуклюжие строчки, и, в финале – все-таки НАСТУПАЕТ:
Вокруг все цветет и порхает.
Как будто ты в мире одна.
Природа сейчас расцветает.
Вот так наступает Весна...

АЛЕКСАНДР ТОВБЕРГ «Зодиакальный свет» (Световая ассоциация)


И лился свет. Стальной, холодный.
Он лился из чужих миров.
Я этим светом был обглодан…

Хорошо сказано. Вот с этой строки читатель начинает чувствовать, насколько необычный свет пробивается в междустрочьях…

КИАН-КЕС «Сижу-курю»

Что-то сегодня тема курения часто встречается…

Сижу курю…смотрю на ночь,
Последний раз была не прочь,
Пройтись с тобой опять по иглам,
Расстеленных ковром…
…..
Но как уснуть ,ведь сердце рвет?!
Когда оно на все забьет?
Когда забудет ,будет жить?
Кого же мне еще спросить…


Кажется, курящая женщина – действительно очень красноречивый образ для изображения глубокого женского отчаяния.

НАТАЛИЯ ПРОХОРЕНКОВА «Целуя небеса»

Эх, Россия, Россия -
Кабаки, кулаки.
И воскрес бы мессия -
Удавился б с тоски.

Вот уж, точно! Просто, немногословно – но можно ли выразиться точнее о современной России?

ЭРАДЖ «Несбывшаяся казнь колдуньи»

Предрекала смерть себе,
Но снова рядом ты.
Спи в моих руках теперь,
Они уже позади…

Вот так говорят о любви, не произнося слова «любовь». Герой спасает любимую от неминуемой гибели, и нежно посмеивается – плохой, мол, из тебя пророк. Напрасно смерть сама себе пророчила – не сбылось, и не сбудется, пока я жив.

АЛЕКСЕЙ СЫЧЕВ «Жертва любовного тира»

Не Одиссей ли?

Опять я плыву по рекам страстей
И снова в объятьях любимой.
Эх, ветер любви, мой парус развей,
Чтоб снова была жизнь счастливой.

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАХАРОВ «День тайфуна»

Мы танцуем
Вода струится,
Птицы песни поют,-
Простор!
Лев и львица,
Орел и орлица
Все мы вместе
С тобой
У гор...

Тайфун – это оказывается не явление природы, а событие в жизни двоих…

ОЛЯ ВАСИЛЬЕВА «Ромашки»

Смотрю я трепетно на белые ромашки,
Что в вазочке на столике стоят.
Бегут по коже легкие мурашки,
И непонятной нежностью наполнен взгляд.

Букетик этот трогательно белый
Нашла сегодня утром у двери.
Поступок чей-то детский и несмелый,
Но сколько искренности, сколько в нем любви!

Здесь уже не поэзия слова – это поэзия жизни. Завидую Оле! Белой, ромашковой завистью!

ДИАНА АЛАБИНА «Художник»

Ногами ты безумствуешь портреты
Зонтов зареванных, закутавших сердца.

Обещала сегодня не говорить ни слова про орфографию и опечатки. Но придётся. НоГами – это, наверное, ноЧами?
Но даже если НОЧАМИ вместо ногами – все равно не очень понятно – как это безумствуешь портреты? Догадываюсь, о чем Вы хотели сказать, но догадка – это не разгадка. Образ должен быть точен. Безумствуешь портреты – то есть пишешь их в порыве творческого безумия… Предложенный неологизм не выражает заданного содержания.

ОЛЕГ ДУБОВИЦКИЙ «Кровавое одеяло»

Проводи же меня в путь последний
И запомни поэтом кудрявым…
Ну а труп мой безжизненный, бледный
Ты укрой одеялом кровавым……

Из содержания не ясно, что это за одеяло такое и где его взять… Неудача. Не обижайтесь, кудрявый поэт, вступайте со мной в бой с новыми силами. Я – очень хочу сказать о Вас что-нибудь хорошее в следующих обзорах)

КИРИЧЕНКО СЕРГЕЙ «Спроси у кожи»

Прочла название – заволновалась: а вдруг бред? Ну что можно спрашивать у кожи? Разве она что-нибудь может ответить… Разве она что-нибудь знает? Вы мне доказали, что знает. Я Вам верю. Ответить – может и не может, но если бы могла – она бы рассказала… Есть есть о чем сказать:

Студила кожу шеи,
Кожу,
Которая ползла по швам.
Я слизывал слезинки. Боже!
Я пил из обнажённых ран!
Касаясь нервов и видений,
Касаясь снов и губ.
На них
Моих ресниц дрожали тени,
И было больно – на двоих,

Особенно восхитили строчки:

Она тебя не заставляла
Следить украдкою за мной?

ИРИНА ДУМАНСКАЯ «Почему расстаются люди»

Снова приходится говорить о «штампах»:

Я не верю, что время лечит.
Ведь приходит конец терпенью.
И расправив с гордостью плечи,
Я уйду, громко хлопнув дверью!

Образ лирической героини вызывает сочувствие, но чисто человеческое, не читательское. Ирина, когда пишете стихи – будьте выше собственных эмоций. Не жалуйтесь, не сетуйте, а описывайте, изображайте, делайте невозможное – чтобы другой человек через сложенные Вами стихи мог «влезть в Вашу шкуру» .

МАРИЯ ЕФИМОВА «Смерть матроса»

Эта бабушка с косой,
Улыбнулась очень многим,
Черно-белой полосой.

Не каждый поэт может заметить в полосках морской тельняшки такую страшную усмешку… Удачный образ.

АНАТОЛИЙ КАЛАШНИКОВ «Жизнь по Библии сверяя»

День за днем, и вот уж год
Жизнь по Библии, сверяя,
Я несу свой бренный крест,
Душу к Богу примеряя.

Образ – поэтический поэт раскаявшегося атеиста. Наивного, бесхитростного человека, верящего в добро и добродетель. Не хочется портить настроение автору своим «литературно-художественным» анализом. Я просто Вам улыбнусь и скажу, что Человек, пишущий Стихи – это уже Поэзия)

ДМИТРИЙ ВОРОНКОВ «В бреду»


Мой ум слабеет, разум точит похоть,
И я не в силах успокоиться!
Как зверь зубами впился в локоть…
Почувствовал во рту немного крови,
Горячей, почемуто очень вкусной…
Забыв про все, про силу воли,
Я делаю все новые и новые укусы…
Вдруг красным затекли глаза
И я увидел море света…
Я высоко… на небесах…
А подо мною черная планета…
Я видел войны, битвы, горе, страх,
Больных людей, калек, бездомных и убогих,
Как всех их поглотил холодный мрак
На рубеже предсмертного порога…

Надо сказать, что образ «бредящего человека» автору удался.
А теперь доказывай, что ничем не хотела обидеть автора)

АЛЕКСАНДРА КЛИННИКОВА «На каруселях»


Летели
Карусели
По кругу
С определенным
Угловым
Ускорением.

Не правда ли, забавно получается? Иногда, чтобы предстать пред читателем во всей своей «остранённости» - обыденные вещи требуют у поэта умения говорить не только «просто о сложном», но и «сложно о простом»…

МАРИЯ ОДНОЛЕТКО «Тени ходят по кругу»

Одна только фраза, вложенная в уста лиргероини – становится опорой образа и его пьедесталом:

В этом мире, поверь, я уже ничего не решаю…

Значит раньше – решала? Сильный и гордый характер. И найдены верные слова для раскрытия этого характера.

МАРИЯ ПШЕНЁВА «Осень»

Так зрело это буйство красок и вот как выглядит теперь.
Палитра Рая разлилася...Я верю...Да и ты поверь!

Палитра Рая? Необычно и чудесно. Мне нравится эта идея, и я уже верю в неё. Осень – это палитра рая. Рай – он тоже золотой, багряный, алый…

АНАСТАСИЯ НЕЛИНА «Не осуждают за любовь»


Не осуждают за любовь.
И ты не вправе.
Сияет призрачный чертог
В ненужной славе.
Живет неверием твоим
И ложью мира…
Я ТАК СКАЖУ: ТЫ ПРОСТО ЖИЛ,
А Я ЛЮБИЛА

Если есть две таких точных и прекрасных строки – в которых выразилось все содержание, вся идея – не стоит растягивать текст на три куплета. Поверьте, эмоции надо сжимать, как пружины. Чтобы читателю было страшно: сейчас как выправится, как выстрелит…

ЕЛЕНА ВАРВАРИНА. М. Цветаевой

и я любила белые страницы
рвать вихрем слов!

Образ создается не столько словами и содержанием, сколько узнаваемой ритмикой…

ПЕХТЕРЕВ РОМАН «Феминисткам» Олимпия де Гуж. Декларация женских прав.

Декларация прав словно облако
все свелось что мужчины-скотины
А вопросы о равенстве по-боку
Не пора возродить гильотину?

Неудобно признаваться, но я, Ваш обозреватель, не настолько оказалась образованной, чтобы разобраться кто такая Олимпия де Гуж. Потому не берусь судить Вас, уважаемый Роман, а почитаю-ка лучше, для начала энциклопедию…

СЕРГЕЙ ПОДУРУЕВ «Из далёкого детства»

Очень красивый образ-воспоминание. Стихотворение небольшое и очень цельное, хочется привести полностью…

Уносит ветер отголоски дня,
В поля за речку с тихою водой,
Ведет мальчонка под уздцы коня,
С покосов дальних на ночлег домой.

Босые ноги поднимают пыль,
Играет ветер рыжими вихрами,
Морской волной колышется ковыль,
Смеясь над придорожными цветами.

Угас закат, ночная тишина,
Укутала все в теплые объятья,
За дальним лесом, полная луна,
Чуть задержалась, примеряя платья.

ДИАНА ВАЛЕРИ «Не бойся»

Сначала – вроде все хорошо. Величественный образ бездонного океана… Такова любовь, и мы, кто любил и был любим – охотно поверим в это. Но финал – неудачный, и чуждый сплачивающей произведение цельности:

Безмолвная стихия радужно царит,
Теперь ты с теплою волной едина.
И небо трепетно любовью говорит,
Блаженную тебя нашла здесь половина.

ДМИТРИЙ ЛИТВИНЦЕВ «Поиски Бога - Башня»

Еще одна версия известной библейской истории:

Мы строили Башню и было нас - тьма:
Большая, единая чудо - семья.
Мы верили в то, что осталось немного,
Осталось чуть-чуть и достанем мы бога.

КРЕПС «Бесы»

Тема – не нова. Немало авторов пытаются перенести чертей и булгаковских чародеев в мир современной столицы. Правда, Крепс «ранозглазого» волшебника упоминает лишь вскользь:

Снова грозы над Москвою
То ли Воланд, то ль разборки,
Иль 'Cвершилось' кто то сдуру
Ляпнул под конец попойки.

И покаяться взывает
Не священник с амовона
Сонм гуманных пидерастов
Требует себе закона.

После таких убедительных аргументов трудно не поверить автору. В самом деле – бесовщина какая-то вокруг…

ЭРИКА РАЙТВЕЙ «Каждый день всё длинней»

Здесь автор рассуждает о счастье. Какое оно? Не знаем точно, но, кажется, должно быть «немного другим», чем то, что происходит сейчас…
Солнце светит, за ним
Вслед ненастье.
Я немного другим
Представляла счастье.
Словно, выбросив в жизнь
По указке,
Позабыли отнять
Веру в сказки.

ИГОРЬ БАЛЮК «On Off»

Это стихотворение тоже приведу полностью. Понравилась игра слов:


Сон.
Приснилось мне во сне.
Я практически в тебе.
Ты – на мне.
А может – ON.
Вот такой приснился
Сон
Такой приснился мне.
Я почти уже в тебе.
Ты – на мне.
А может – ОН.
Вот такой приснился ...
OFF.

АНДРЕЙ СОЛТАНОВ «Мрачный демон во мне поселился»

За сумрачным и угрюмым персонажем угадывается нежный, доверчивый, ребячливый человек, горько переживающий свою собственную резкость и грубость по-отношению к покинутому симпатичному существу:

Мрачный демон во мне поселился…
Не молился я долгую осень…
Мрачный демон во мне поселился…
Я Ее, не распробовав, бросил…

Я Ее не побаловал даже…
Не читал Ей любовную сказку…
Не кормил Ее утренней кашей…
Не искал наслажденья и ласки…

СЕРЁЖА И НАТАША ДЕРИПАСКО «Честные враги»

Потрясающие стихи. Возможно, просто потому, что сейчас у меня период в жизни выдался непростой… Как говорится – «в тему». А может потому, что я читала весной роман писательницы-фантаста, Ольги Громыко «Верные враги». Сильнейшая вещь. А эти стихи – хорошая была бы иллюстрация…

Мне очень хочется победить тебя
Но не хочется тебя убивать.

НАТАЛЬЯ ЧАРСКАЯ «Лабиринт»

Я безнадежно заплутала в лабиринте
Мой факел вспыхнул ярко и угас
Прошу, меня вы за руки возьмите
И проведите к выходу сейчас

Здесь – снова можно наблюдать ту же ошибку, которая уже встречалась у многих здесь поэтов, Художников-слова: описываются ощущения заплутавшего в лабиринте героя, но самого лабиринта в тексте – нет. Не прорисован.

РИНА ВЕТР «А просто»

А просто весна…

потом

 А просто жара…

потом

А просто зима….

И наконец:

А просто с ума
Навсегда мы сошли.

Прелесть) Рассеянные такие, добрые, влюблённые в красоту жизни и человеческих чувств стихи.

ДРУГ НЕБА «Изобретай культ себя»

Одна интересная мысль порой посещает меня:
А почему бы не придумать культ себя?
Может быть, это слишком эгоистично,
Но я считаю лично,
Что, если никто не будет такому культу следовать,
Я сам смогу его проповедовать.

Хорошая идея. Вот только, посмею огорчить автора… Многие Поэты уже изобретали это колесо. Например Павел Кашин поёт о «вере имени меня»)

СЭР ЁЖИК «Твои нежные глазки»

Приятная песенка про любовь с рефреном «… твои нежные глазки…»


Дни в единую массу слились,
Жизнь окрасилась в чёрные краски…
Лишь одно мне поможет спастись –
Это взгляд в твои нежные глазки.

ПАВЕЛ СЕДЫХ «Всё не так»

Здесь каждая строчка – афористична. По сути - отдельный образ.


Путешествия
В бытии – абсурд.
Происшествия
Нам оставят культ.
Лишь пятак дарит жизнь живому.
Только так, а не по-другому.

ДМИТРИЙ ДЬЯЧЕНКО «Как создаются настоящие шедевры»
В этом стихотворении оживают не только главные и второстепенные герои ненаписанного автором романа, но даже и сами сюжеты, а также стилистические фигуры и др. составляющие:

Сюжет сказал мне: «Я довольно плох».
Ему поверив, я порвал бумагу.
Наборы эвфемизмов, синекдох
Порою неподвластны даже магу.

НАТАЛИЯ МАЛИЦКАЯ «Август»

Прекрасное и очень художественное стихотворение. Запоминающийся сказочный образ месяца Августа - который, кстати, сейчас, уже за середину перекатился…

Августеющий, августейший,
Загустевший, тягучий, как мед,
Запах трав, от жары сомлевших,
В теплом воздухе тихо плывет.

Подошла пора урожая,
Соловей уж давно не поет,
И земля приглашает хозяев
Насладиться плодами ее.

НАТАЛЬЯ КОМАРОВА «II»

…Что толку – дышишь ты, не дышишь,
Сам знаешь, лучше б не дышал.
Сдохнуть, вот и все, и нет мучений
Последних гадостных минут,
В сердце каша – грязь и кровь, зачем мне?

Перечитала несколько раз. Страшно за Наташу. На мой взгляд поэзия – не всегда искусство, иногда это крик о помощи… Человеку больно – и человек говорит стихами. Наружу пробивается музыка боли его души… Надо залечить эту боль, а потом говорить об искусстве слова. Но сначала надо выговориться. И нет лучше слушателя, чем чистый лист бумаги или пустой файл… Наталья, Ваша боль может стать песней. Но сначала – преодолейте её, преодолейте себя. Поверьте в силу добра и в людей – заново.

АЛЕКСЕЙ АНВАРИН «17»

Стихотворение посвящено себе любимому. У Алексея – День Рождения. ПОЗДРАВЛЯЮ! От всей души. И, скажу Вам –очень мне понравилось одно из Ваших загаданных в этот день желаний:

Мечтаю я, чтоб люди сняли маски…

ЮРИЙ ТОСКАЛЁВ «Вот откуда любовь моя к снегу»

Были вехи скитаний в санях
по глубинке, крещенной издревле,
что раскинулась русской деревней
на заснеженных долгих полях.
Вот откуда во мне эта боль! –

Слышится знакомый голос… Этот голос трудно не зунать. Ну, вылитый Есенин! И не спроста. Ведь автор принимает лиру именно у Сергея Александровича:

Я войду через нашу калитку
в белый сад на десятке шестом.
Я войду по-есенински спеть!
Вот откуда любовь моя к снегу,
к деревеньке далекой, к побегу
в глухариную раннюю медь!

Думаю, Юрий Тоскалёв станет известным и любимым читателями поэтом. И не только у нас на Стихире.

ВЕРА БЕРЁЗИНА «Реки перемен»

Сонет о разлуке и об уходе. Музыка надежды и веры в лучшее:

Когда-нибудь, очнувшись от печали,
Я к берегам весны твоей причалю.

КРАСНАЯ ТОЧКА: «Рисунок загнутых ресниц»

Загадка:

Рисунок загнутых ресниц
Порхнул и скрылся между строчек.
Среди толпы усталых лиц
И взглядов мысленных трёх точек…

Кто это такой или что это такое? В жизни не догадаетесь, сударь, а ведь ответ – проще простого:

Знакомьтесь, перед Вами – СЧАСТЬЕ!

АЛЁНА ЩИРОВА «Я»

Занятный, и неплохо выполненный автопортрет:

Я своими мыслями вам жизнь порочу.
Я своими ритмами вам сердце в клочья
Рву…

ВАЛЕТТА «6. Добрыми должны быть чувства»

Занимательна выведенная Валеттой формула:

Не учли того, что двое
Будут столько петь,
Сколько душам их бродяжим
Суждено гореть.

ЮРИЙ ЛАПИДУС «Дороги»

Юрий дает хороший ответ на вопрос, кого же мы, поэты, любим, и за что:

Я люблю совсем немногих….
Сильных, смелых и родных

После «немногих» я бы поставила двоеточие…

КИРИЛЛ САФОНКИН «По направленью пустоты»

По направленью пустоты
Иду сквозь вакуум сознанья
Сквозь липкий ветер отрицанья
И мимо всякой простоты

Представить трудно такое направление, и сложно догадаться, куда можно идти, брести «по направленью пустоты».

Казалось бы, куда спешить?
И может взять с собой подругу?
Но ведь весь мир со мной за руку
Идет по направленью к «ЖИТЬ»

Теперь что-то проясняется. Однако, в целом над этими стихами следовало бы еще серьёзно поработать. Образы размытые и неточные. О пустоте надо писать ёмко. Иначе она поглотит сам текст…


Ну вот и всё. Пустота – это была последняя картина нашего вернисажа.

На часах – третий час ночи. А садилась за обзор, когда еще шести не было… Эх, злую шутку надо мной сыграла Надежда Емельяненко своей рецензией на мой прошлый обзор:

«Уважаемая Светлана! Я понимаю, вы проделали большую работу,спасибо Вам за это, но всё же я считаю не до конца и всё таки не справедливо, одни работы Вы проверили ип написали на них рецензии, а вот другие, почему то, игнорировали, а ведь и другие авторы, тоже люди, и старались, писали свои произведения от души, и хотели бы увидеть на свои стихи тогже рецензию, а Вы им ничего не ответили, не справедливо. Надо писать рецензии на все стихи или не писать вообще. Вот такое моё мнение, извините, если Вам не нравится».

Вот, решила попробовать, и, чувствую, у меня не очень хорошо получилось. Пролетела галопом по Европам, а ничего конкретного так и не сказала) Слишком большой объём материала.
Предлагаю вот что. Давайте в следующий раз мы подробно останавливаться на каждом авторе не будем, но любой участник конкурса может обратиться под обзором лично ко мне и заказать рецензию на любое свое произведение. ОК?)

Ну а пока – вернисаж закрывается. Поздравляю участников и победителей с состоявшимся конкурсом. Всем желаю бурного и неукротимого вдохновения. Пишите больше. Чтобы научиться плавать – надо плыть… Чтобы усовершенствовать свой стиль – надо писать…

А мне надо выспаться)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. Ваша Севрикова;-)