Моей любимой первоклашке

Дмитрий Истоков
Я был с тобой незримо в праздник ваш большой –
День первый осени, «День знаний», – моя дочка;
Пусть телом был не очень близко, но душой
С тобою рядом был, был в мыслях близко очень…
Я представлял, как ты, красивая, стоишь
В ряду ровесников, таких же первоклашек,
Волнуясь, чувствуешь, как открывает жизнь
«Дверь» в неизведанное будущее ваше…
Страна учёбы, знаний – школьная страна!..
Страна взросленья – малыши в ней вырастают;
Друзей, подруг себе находят дорогих
И много сведений о жизни открывают.
В ней интересно, хоть, порой, не всё легко;
Там мир особый, в нём и взрослые, и дети
В игру серьёзную играют: будто так,
Как учат в школе, всё устроено на свете;
А значит, детям надо выучить урок
И доложить, о том что понял, на проверке…
А детки ждут, чтоб прозвенел скорей звонок –
Тогда на волю, в коридор, на переменку!
И если честно – не таким бы должен быть
Порядок школьный: «обязаловки» не нужно;
Для жизни деток надо просто научить
Уметь творить, во всё вникать; любить, жить дружно.
Всё это в каждом от природы есть внутри;
Лишь пробудить суметь нам, взрослым, это надо
В детишках наших – все способные они! –
Запреты лишние убрать, чтоб были рады
На свете жить и не боялись ничего –
Все страхи выдуманы, верить им не стоит.
Секрет один есть: чему верит человек –
Счастливым делает его иль беспокоит.
И если люди осознают, наконец,
Что сами жизнь свою творят своею верой;
Всё, что для счастья нужно им, есть в них самих –
Сумеют сделать жизнь прекрасной, а не «серой».
И детям проще взрослых это осознать –
Они открыты всему новому и Миру.
Теперь есть книги*, что помогут всем понять,
Кто мы такие и как жить, чтоб быть счастливым.
Пусть это в школе не проходят – не беда:
Читать научитесь – вы сами их прочтёте.
Что вновь узнали, проверяйте вы всегда
Своим чутьём, – тогда всё лучше вы поймёте.
На веру сразу не спешите принимать
Чему вас учат: ведь не всё бывает правдой;
Не потому, что кто-то хочет вам соврать, –
Их так самих учили, но не знали: так ли
На самом деле это всё; ведь не всегда
Проверить быстро можно истинность чего-то.
И если веских доказательств нет, – тогда
Придумать могут и ошибочное что-то,
Чтоб «пустоту» для понимания «заткнуть» –
Такое свойство есть ума у человека:
Чтоб объяснить себе стараться как-нибудь
Вопрос открытый «что есть что?», все дать ответы
Себе скорей; ну, а потом уж проверять
И сомневаться: может, где-то есть ошибка.
Да, склонны люди гипотезам доверять
Своим, особенно, кто ценит себя шибко, –
И будут верить в то, что это так и есть
(Хотя, на самом деле, там всё по-другому),
Других стараться в том же убедить, чтоб «честь»
Не уронить свою в глазах людей знакомых…
Отвлёкся сильно я; не буду омрачать
Твой праздник знаний, моя доченька родная.
Что напоследок я ещё хочу сказать,
Тебя с этапом новым жизни поздравляя:
Да, интересный начинается этап;
Учителя вам много нового расскажут;
И, чтоб учиться с удовольствием всегда,
Ты помни: это лишь игра… А жизнь покажет:
Не всё так сильно пригодится из того,
В чём разобраться и что выучить должны вы;
Серьёзно слишком ты на это не гляди,
Хоть в школе вы, но не одной учёбой живы:
Пусть радость жизни не проходит стороной,
И неудачи вам её не заслоняют!
«Бежать» от них совсем не нужно, – чуть постой,
Взгляни на них смелей – и все они «растают».
Задач, проблем неразрешимых просто нет –
Взглянуть на них тебе лишь надо по-другому…
Чтоб не был труден в школе ни один предмет –
Не оставляй себе ни слова незнакомым;
Не бойся, дочка, всё спросить и прояснить, –
Учителя и мы, родители, подскажем.
(Коль не поймёшь ты что-то – потеряешь «нить»,
И по предмету в голове начнётся «каша».)
Но, как сказал уже, серьёзной слишком быть
В процессе школьном обучения не надо;
Не вся он жизнь – лишь должен помогать вам жить.
А жить приятней всем, испытывая радость…
«Котёнок» милый мой, пусть школьные года
Твои не станут «заточением в темнице»;
Пусть интересом, счастьем светятся глаза;
Сумей, расправь для жизни «крылья», словно птица!..

--------------------
 *) см. Приложение к стихотворению "Откровение"