Записки дилетанта. Олег Блажко

Клуб Трубадуров
Олег Блажко - имя, которое я открыла недавно. В стихи этого поэта погрузилась с самозабвением и упоением, как в наркотическую стихию, которую нашла в безбрежном хаосе интернетовской поэзии.

Стихи Олега Блажко – это не просто стихотворчество, это жизненное явление, самоценное и самодостаточное, которое представляет собой мировоззрение отдельного индивидуума в свой краткий миг пребывания на земле и трансформированное в поэтизированную форму. Оно вмещает в себя интеллектуальный и эмоциональный опыт человечества, прожившего огромные временные эпохи и сменившего много поколений, а также личный опыт жизни человека, который почти равноценен опыту всего человечества. Оно отражает попытки осмысления этого многовекового опыта и попытки анализа собственного существования на разных этапах своей отдельно взятой жизни с беспощадным препарированием своего «я» и казнью себя самого самым жестоким способом, с вечной маятой человеческой души и её безмерным одиночеством, с движением к Богу и с бесстрашным вглядыванием в бездну вечности. Это мировоззрение, выраженное в стихах, наполнено полётом мысли и накалом страстей не на земном уровне, а на уровне вселенского бытия, на уровне множества её Галактик, притягивающих взгляд, мерцающих и завораживающих. Есть в его мировоззрении присутствие мистики, сверхестественного начала жизни, когда человеком и его судьбой управляют силы, зависящие не от него самого, и он в этом плане есть закономерная и управляемая частица всеобщего мироздания.

Олег Блажко – трагический поэт-философ, балансирующий на грани реализма, сюрреализма и мистицизма. И трагичность его в том, что он не пребывает в благостной гармонии с окружающей его действительностью. Будучи цельной личностью, он испытывает неудовлетворённость жизнью с её бренной суетой, бунтует против отпущенных свыше координат времени и пространства своего пребывания на земле и даже схемы обозначенного свыше пути, находится в неравновесном состоянии от несоответствия собственных идеалов реальной действительности, в трудном и порой тупиковом поиске высшего смысла и божественной истины, в стремлении приблизиться к Богу и в желании понять и познать этот непонятный и непознанный мир. А главное и самое важное в понимании личности поэта и его творчества – это осознанное и прочувствованное одиночество человеческой души, которое есть для него не субъективное ощущение, а объективная данность, полученная человеком вместе с жизнью при появлении его на белый свет. Благо это или кара – это вопрос, ответ на который ищет каждый живущий, в том числе поэт и художник в одном лице – Олег Блажко.

Творчество Олега Блажко самобытно и неповторимо – со своим почерком, со своей интонацией, со своей энергетикой, со своим образным миром, за которыми стоит основное – содержание его поэзии, насыщенное, тревожащее и поглощающее читателя целиком. Формы отражения этого содержания имеют разные варианты – от скупого реализма до щедрой фантасмагории. Почерк – крупные мазки и крупные планы. Интонация – спокойная или нагнетающая напряжение с энергетическим закручиванием в воронку и не отпускающая ни на миг, что напоминает древнее шаманство, когда человек находится в полной зависимости от творящегося действа. Образный мир – от психушки до звёздной пыли, но в этом смешении нет эклектики, а есть уникальная органичность и достоверность сказанного, когда слово обретает свою исключительную значимость именно в данном месте текста в сочетании с другим словом в этом же тексте.

Моё любимое и одно из первых прочитанных стихов Олега Блажко – «Старый скрипач». Это стихотворение очень показательно для него в плане общего подхода к поэзии – в плане стилевом и смысловом.

Старый скрипач

Странник усталый, присядь у огня,
ночь заливается вещею птицей,
той, что поёт про тебя и меня
песню, которая
не повторится,
эта мелодия – глубже чем сон,
мы далеки и неясно похожи,
просто носители странных имён,
сжатые тесной шагреневой кожей.

Кожа сгорит, освещая камин,
ставший для вечера адскою сценой,
нюхает старый скрипач кокаин,
чтобы платить непомерную цену
за ненадёжный и призрачный шанс,
что-то сыграть –
и услышат глухие,
как затихает, впадающий в транс,
ветер - владелец
холодной стихии,
что закружила в бесцветной тоске
листья, как кадры немой киноленты...

Где мы, ушедшие, где мы и с кем?..

Горечь полыни в бокале абсента
перетекает в прогорклый нектар,
в жилах бредёт сумасшествием вялым,
мир был ещё до рождения стар –
он обезлюдел ещё до начала.

Улиц запутанных плотная сеть,
в окнах витрин отражаются звёзды,
можно бежать –
невозможно успеть,
можно спешить, но всегда будет поздно,
или поверить увиденным снам,
встать у черты,
глянуть вниз, а оттуда –
прямо в зрачки себе смотришь ты сам –
то ли апостол, а то ли – иуда.

Бледные лица, мешки возле глаз –
это мои отражения, или
то, что случится со мной через час
за сто-последней
непройденной милей,
где в янтаре повелителя вин
время становится горькой настойкой,
нюхает старый скрипач кокаин
сидя в больничном халате на койке,
слушает запах степного костра,
а из него,
простучав каблучками,
тенью в палату войдёт медсестра,
снимет с души прикипевший к ней камень,
снимет, уйдёт,
и – за мутной стеной
нервные пальцы на лаковом грифе
чувствуют как, прижимаясь струной,
время вибрирует.
В призрачном Склифе
маслом в палату течёт тишина...

Странник усталый, сегодня приснится,
что улетит навсегда от окна,

так надоевшая
вещая птица.


Композиционно стихотворение построено как монолог лиргероя, который обращается к воображаемому (или реальному) смертельно больному скрипачу, находящемуся в клинике Склифосовского. Но при этом он говорит и о себе, и обо всех – об одиночестве, о несоразмерности божественного и земного в человеке, об уходящем времени и о краткости мига жизни. Образ старого скрипача – это воплощение человеческого таланта, его власти над окружающими, когда его могут услышать даже глухие, и в то же время бессильного перед властью вещей птицы – смерти. В тему музыки скрипача вплетается «ветер – владелец холодной стихии» и, «прижимаясь струной, вибрирует время», которые работают на основные темы стихотворения – тему одиночества и тему вечности. Плотность произнесённого даже чрезмерна для такого небольшого произведения.
В этом стихотворении есть гениальные строки, в которых квинтэссенция этого стихотворения и, вообще, всего творчества Олега Блажко, про космическое одиночество:

Где мы, ушедшие, где мы и с кем?

мир был ещё до рождения стар –
он обезлюдел ещё до начала

Предопределённость судьбы, бессмысленность и бесполезность собственных усилий перед мистическим всевластием высших сил даны в строках:

можно бежать –
невозможно успеть,
можно спешить, но всегда будет поздно

Противоречивость человеческой личности лиргероя, мучающее душу и сознание стремление к примирению возвышенного и земного отражены в строках:

встать у черты,
глянуть вниз, а оттуда –
прямо в зрачки себе смотришь ты сам –
то ли апостол, а то ли – иуда

Сюрреалистичность картины достигается вкраплением некоторых строк:

Кожа сгорит, освещая камин,
ставший для вечера адскою сценой,

Бледные лица, мешки возле глаз –
это мои отражения, или
то, что случится со мной через час
за сто-последней
непройденной милей,

нюхает старый скрипач кокаин
сидя в больничном халате на койке,
слушает запах степного костра,
а из него,
простучав каблучками,
тенью в палату войдёт медсестра,
снимет с души прикипевший к ней камень,

В стихотворении присутствует налёт декаданса – камин, абсент, кокаин, придающий дополнительный колорит общего распада вместе с уходящим из жизни старым скрипачём. Фрагментарность формы работает на общую целостность произведения. Синтез этих фрагментов вкупе с размышлениями лиргероя вводит читателя в состояние собственной причастности к происходящему, когда он находится внутри предлагаемых обстоятельств и эмоционально испытывает ощущение огромной потери от угасания жизни воображаемого человека, ощущение хрупкости человеческой жизни, представляющей собой великую ценность, её зыбкость и призрачность на фоне бесконечного времени и бесконечных пространств. То, каким образом достигается подобное воздействие на читателя, есть тайна автора, каким бы образом мы не пытались эту тайну разгадать.

Стихотворение начинается с пения вещей птицы и заканчивается исчезновением этой птицы. «Старый скрипач» звучит как печальный реквием мастеру – музыканту или поэту, или художнику, которому дано влиять своим присутствием на окружающий мир, творчество которого может остаться в памяти потомков, став бессмертным, но жизнь самого мастера затеряется навсегда в мириадах звёзд Галактик так же, как жизни миллиардов живших до него…

Это стихотворение Олега Блажко может служить, на мой взгляд, оправданием человека и человечества за своё существование на всех судах – и земных, и вечных. Ибо только искусство и Поэзия, в частности есть та форма самовыражения и самооправдания и человека, и человечества в целом, что придаёт смысл самому земному существованию. Всё остальное - это только средства для поддержания этого существования.

А закончу я эту статью стихотворением «Феникс» Олега Блажко.

Феникс

А слово начинается с молчаний,
их счётом - ровно сорок сороков,
их бледные тела из ожиданий,
в глазах сиянья дальних маяков.

Этап к этапу - день и ночь листая,
запутавшись в условностях имён,
я никогда не буду жить со стаей,
мой путь давным-давно определён -

идти от пепелища к пепелищу,
и, бросившись в объятия костру,
покинуть мир юродивым и нищим,
чтоб Фениксом воскреснуть поутру.

И снова ощутить, как бьётся в жилах,
солёной обжигающей волной,
безмолвие, дарующее силы
в изменчивости быть самим собой,

и мерить время ровными шагами,
хоть ноги иногда по льду скользят,
и видеть, как становятся врагами,
вчерашние ближайшие друзья,

и помнить то, что это преходяще,
и верить только в искренность огня,

в котором возродится
ныне спящий,

что станет новым словом
для меня.


Ссылки на страницы Олега Блажко:

http://www.stihi.ru/author.html?alex2000
http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=5259


Вера Никольская