Жили-Были

Александр Джеф Дьяченко
 СНЕГ
Жил-был Снег. И любил Он гулять. Бывало, как, выйдет, да как пойдёт, как пойдёт… А потом завернёт за угол и остановится, постоит, подумает. А иногда увидит какую-нибудь девушку и давай вокруг неё кружить, играть с ней; а она идёт всё быстрее, вот уже бежит и успевает заскочить в заднюю дверь троллейбуса и уезжает. А Снег остаётся, огорчённый, на тротуаре…
…Вот и сегодня решил Он пойти погулять. Как обычно. Вышел и пошёл. Как всегда. Идёт Он, идёт и на углу видит девушку ( как и должно быть). Окружил её, лёг на плечи, рассыпался по волосам… В общем, завёл свою всегдашнюю игру. А девушка как шла, так и продолжала идти. Не ускоряя шаг, не закутываясь в воротник; она даже смеялась и весело подпрыгивала на одной ножке. А потом взяла Снег в ладошку, дохнула на Него, и Он превратился в капельку воды. Она взяла и выпила её. Так Снег оказался у неё на губах… и остался там жить.

 
 САША
…Жил-был Саша. Он очень любил спать. Он спал много и часто. Он просыпал завтраки, обеды, ужины, время, уроки, встречи, ночь, день, прогулки, кино, мороженое, друзей, конфеты, футбол и ещё много чего. Он так любил спать, что чуть было, не проспал самого себя, и когда проснулся, то обнаружил, что забыл, кто Он. И Ему пришлось заново придумывать себе имя, возраст, друзей и всё остальное. Но Он так и не придумал, как отучиться так много спать…


 БОРОДАЧ
…Жил-был Бородач. И была у Него такая большая и кучерявая борода, что походила на посудомоечный ёршик и щётку для одежды. И жили в этой бороде семейство Мышек, три Комара и Маленький Паучок. Как в Теремке. Жили они дружно,мирно, во всём друг другу помогали, а Бородач специально не стриг и не брил бороду, чтобы их не беспокоить. И в конце концов борода стала такая длинная, что уже не она росла на Бородаче, а наоборот – Он из неё. И всё у них было хорошо и счастливо. И всё…
 

 ПОЭТ
 ... Если перед тобой лежит чистая бумага -
 её надо запачкать. Чем-нибудь. Что-либо
 нарисовать, написать, накалякать, в конце
 концов...
 
…Жил-был Поэт. Он очень любил писать стихи и гулять. И когда Он гулял, Он писал, а написав, шёл гулять дальше. А ещё Он любил везде оставлять бумажки со своими стихами. И чаще всего Он оставлял их в автобусах. Он засовывал их в компостеры и между стёклами, разбрасывал по полу, клал их на сиденья и в карманы пассажирам. И пассажиры, доставая деньги или глядя в окно, обнаруживали исписанные листочки и удивлялись – откуда такие хорошие стихи? А некоторые стихи они даже забирали с собой. И на весь день у них рождалось прекрасное настроение. А Поэту было не жалко своих стихов – Он ведь много ещё мог написать.

 

 СЛОН
…Жил-был Слон. В Африке. Он очень любил купаться. Но в Африке было очень жарко и очень мало воды. И поэтому Слон купался редко. И Ему хотелось ещё. Однажды маленький Тушканчик рассказал Ему о том, что где-то очень далеко есть край земли; там земля кончается и начинается огромная… лужа…нет, река, нет, озеро… в общем, очень много воды. Слон решил посмотреть на это чудо и отправился в путь. Он шёл долго и трудно, и, наконец, пришёл к месту, где земля кончалась, и начиналась вода. Да, это было поистине чудо – столько воды в одном месте! Слон оглянулся по сторонам в поисках хозяина, никого не увидел и радостно бросился в волны. Как вы уже поняли, Он нашёл Индийский океан. И так Ему там понравилось, что Он остался жить возле океана, там, где кончается земля, и начинается вода…

 
 ХУДОЖНИК
…Жил-был Художник. Он очень любил рисовать. Он рисовал на всём, чём угодно, но больше всего ему нравилось рисовать на стекле. А больше всего стёкол было в окнах. Но за этими окнами жили люди, и художник не решался рисовать днём, когда люди ходили – там за стеклом, и здесь, на улицах. Поэтому рисовал Он ночью. А утром люди просыпались, открывали шторы, смотрели в окна и видели рисунки, картинки, просто узоры, но такие красивые, такие прекрасные, что удивлённо распахивали окна, думая, что мир изменился за ночь. А ведь это были всего лишь рисунки, картины и просто узоры на стёклах…

 
 ПИСАТЕЛЬ
…Жил- был Писатель. Он писал. Он много писал. И много чего писал. Он писал рассказы, повести, новеллы, эссе, очерки, сказки, воспоминания, мемуары, дневники, даже романы. Он писал всегда, когда у него были условия и время. А так как у него всегда были время и условия, то писал Он постоянно. Но лучше всего у Него получалось писать под шум дождя. И постепенно Он так привык писать под шум дождя, что стал смотреть по телевизору программы с прогнозом погоды, чтобы узнать - ожидается дождь или нет. Но так как дождь шёл редко (особенно летом), то Ему приходилось писать так… И, чтобы хоть как-то исправить положение, Писатель купил аквариум с прибором для смены воды. Этот прибор, когда его включали, журчал совсем как дождь. А чтобы прибор не работал впустую, Писатель купил аквариумных рыбок. И они так Ему понравились, что Он решил разводить их. И стал разводить! И бросил писать!..
...Зато теперь его меченосцам и гуппи можно только позавидовать…


 КАРМА
...Жила-была Карма. И была у Неё привычка – наблюдать за людьми. Сядет, бывало, у окна и смотрит, как на улице происходят жизненные перипетии. Людей много ходит, приметит кого-нибудь посимпатичнее и давай завязывать его жизнь в морские узлы. И после этого люди начинают удивляться – что с ними происходит, что они такого сделали, что их Карма так наказывает? А Она просто балуется!…
…Но однажды по улице шла девушка, молодая и весёлая. В глазах у неё было по солнцу, а в каждой руке-ворох улыбок, и, шагая в такт своему свободному сердцу, она разбрасывала их направо и налево. И, проходя, увидала в окне Карму и улыбнулась Ей. И Карма, которой ещё никто никогда не улыбался, почувствовала, как прекрасна жизнь и как много плохого Она сделала этой жизни и её людям. И Ей очень захотелось стать доброй и хорошей, и идти рядом с этой девушкой,и жизни людские не в узлы завязывать, а разглаживать, расправлять в ленточки. Она открыла окно и выбросила разом все свои плохие мысли, и выпрыгнула на улицу…
...Больше о Ней никто никогда не вспоминал. Наверное,Она бродит где-то по свету и творит добрые дела вместе с той девчонкой, что подарила ей улыбку…


 ОКНО
…Жило-было Окно. У Него не было ни рук, ни ног, ни головы, ни рта. У него были только глаза, и потому Оно могло только смотреть. Оно смотрело из себя и в себя, внутрь и наружу, извне и вовне. Оно видело много вещей - и там, и там, а значит, знало много тайн, например, как люди знакомятся – на улице, а потом целуются, но уже дома. Но оттого, что у Него не было рта, Оно не могло ни с кем поделиться этими тайнами. И однажды от огорчения разбилось…
…И не стало тайны. Снаружи и внутри, извне и вовне соединились. А Окно, став осколками и лежа на асфальте, смотрело в синее небо и радовалось тому, что у Него не будет больше тайны, вынести которую Ему не по силам…


 РИФМЫ
…Было-жило Жито, а также Мыло и Шило. И ничего особенного в этом не было, кроме того, что это были рифмы, которые разные поэты вставляли в свои стихи…


 КОСМОС
…Жил-был Космос. Он был большой и прозрачный, и у Него совсем не было тела. Но зато в Нём самом было много чего – звёзды, например, планеты, кометы, метеориты, туманности, и, конечно же как и везде – пыль, целые облака пыли. А ещё в Него можно было летать. То, что в Нём летало, переставало иметь вес, и поэтому летать там можно было вечно. А некоторые люди даже придумывали целые корабли и ракеты для летания в Него, они так и назывались – Вкосмические корабли. А сам Космос был очень одинок, у Него не было друзей, и Он ни с кем не мог поговорить. И часто Он думал – вот во мне есть планеты, миры, целые галактики - всё это внутри меня живёт, существует, движется… А я – где? Может, я тоже в чём-нибудь нахожусь? И неужели то, в чём я нахожусь так же одиноко, как я?..
И от этих мыслей Ему становилось так грустно, что Он плакал. А люди в это время видели звездопад и говорили: «Смотрите, как красиво звёзды падают!». Они не знали, что это Космос плачет оттого, что ему очень одиноко…


 ЛЮБОВЬ, СМЕРТЬ и СЕКРЕТ
…Жила-была Любовь. Вечно…
…Жила была Смерть. Бессмертная…
…Жил-был Секрет. В секретере…


 ХУДОЖНИК II
…Жил-был ещё один Художник. Вернее, Он потом стал Художник, а сначала Он был простой человек. Просто Ему очень далеко и долго было ехать от дома до работы, и Он, чтобы не скучать в метро, научился рисовать. И когда мимо проносились одно за другой станции, сливаясь в линию отражения на мутном стекле, Он сидел в вагоне и рисовал пассажиров, сидящих рядом. Простым карандашом на простых листах бумаги. Закончив рисунок, Он его выбрасывал и сразу начинал следующий. А до нужной станции было ещё ехать и ехать…


 ЗАВИСТЬ
…Жила-была Зависть. Она ничего не умела - ни пить, ни петь, ни есть, ни сесть. Она умела только завидовать. А завидовала Она так – подкарауливала какого-нибудь человека, прыгала к нему в карман и начинала там проращивать свои многоножки и ложнощупальца. И человек, проращённый Завистью во всех направлениях, постепенно превращаясь, тоже становился Завистью и тоже начинал проращиваться в карманах других людей. Так Зависть плодилась и множилась…
Но однажды на Её пути возник человек, не похожий на остальных. Он шёл ровно, выпрямившись – не так, как все, он не прижимал руки к карманам, как другие, он улыбался, что вообще уж отличало его от прочих. «Ну! – обрадовалась Зависть, - такого я не пропущу!». И стала подкрадываться. А человек шёл легко, свободно, широко и впускал мир в свои глаза без горчинки, без страха, баз тени и сомнения. И когда Зависть подобралась к нему уже так близко, что можно было раскрасить отдельным цветом каждый волосок на его ресницах, Она вдруг не обнаружила у него карманов. У него не было карманов! Не куда было прыгать, не в чем было прорастать! И Зависть так расстроилась, что от огорчения усохла. И не стало Зависти! А человек всё шёл себе и шёл, он не знал, что такое карманы, а значит, никогда не мог прораститься Завистью…

 
 ТУМАН
…Жил-был Туман. Лёгким облачком жил Он в уголке неба, там, куда и астрономы без нужды не заглядывают, любовался закатом и писал стихи о свежести утра и таинственности ночи. У Него были родственники в Крабовидной Туманности и Большом Магеллановом Облаке, Он изредка летал к ним в гости, пил звёздный чай и рассказывал новости о своей маленькой Солнечной Системе, про свою маленькую Землю. Ну, и конечно же Он работал – спускался вниз перед рассветом и мыл улицы, поил росой траву и деревья, забирал у земли лишнее тепло, чтобы она не перегрелась. А когда всходило Солнце, Он испарялся невесомым паром и снова взлетал на небо – до следующего рассвета…
…Но однажды, зимней ночью, Он долго не мог заснуть. Всё ворочался с боку на бок, а только отлёживал себе бока, вздыхал, кряхтел, пытался считать звёзды, но сон не шёл.
«Пойду-ка я прогуляюсь», - решил Он, оделся и сошёл на землю…
…Город уже спал, когда Он вошёл в него. У первого же фонаря Он остановился… Он ещё никогда не видел такой красоты! Вокруг было прекрасно, всё было в тенях, в свету, всё искрилось, сверкало, переливалось снежным, всё было прозрачно и в то же время наполнено. Он бродил по улицам и любовался…
А тут я вышел покурить. И увидел всё это. И вот-написал…

 
 БЫЛЬ
...Жила-была Быль.
И было Ей больно оттого, что Ее все забыли.
Покрылась Она пылью, совсем запылилась и в угол забилась.
Но Билл Её увидел, достал, платочком пыль смахнул, забил в неё гвозди, чтобы крепче была, и полюбил.
И стала Быль ещё лучше, чем была до Билла…


 ДЕПРЕССИЯ
...Жила-была Депрессия. Маленькая такая, ненавязчивая. И ничего Она не умела делать, а умела только начинаться. Начинаться и всё тут… В этом был весь смысл Её жизни… А для того, чтобы Она могла начаться, надо чтобы кому-нибудь стало грустно, тогда Она прозрачным дымком просачивалась в эту грусть и там НАЧИНАЛАСЬ…
...И вот, однажды утром, Депрессия проснулась и подумала: «Что-то давно я ни у кого не начиналась, пора бы уже,пора…»
...Но почему-то у Неё ничего не получилось, как Она не пыталась. «Что такое? – подумала Депрессия, - у меня не получается, я не начинаюсь!». И так Ей стало обидно из-за этого, что Она загрустила, и… тут же началась у самой себя! А всё потому, что это утро было чистое, солнечное и доброе, и в это утро никому не было грустно...


ВЕДЬМА
...Жила-была Ведьма. Она совсем не была похожа на ведьму. Никакой костяной ноги, или там, носа крючком, нет, так, обычная маленькая сухенькая старушонка с пучком седых жестких волос, в подшитых валенках и ватнике. Разве что взгляд Её был совсем не старческий, колючий и острый, а когда она выглядывала из-под лохматых бровей, глаза Её сверкали, будто отражающая свет сталь в мареве ночи.
 Жила Она в маленькой комнатке, в коммуналке, среди обычных людей, и работала кондуктором в троллейбусе, беря у пассажаров деньги, и взамен отдавая разноцветные билеты. По утрам Она протирала тряпкой пыльные окна, а после рабочего дня подметала салон старой метлой, вытряхивая мусор из открытых дверей прямо на пол депо. Работа Ей нравилась, она не слишком утруждала себя, и вместо того, чтобы кричать на пассажиров, как это обычно делают кондуктора, Она ласково и спокойно спрашивала плату за проезд.
 ...Раз в год Она брала отпуск и исчезала на несколько дней. Соседи не знали--куда, да и не интересовались этим, а в депо вообще никому не было дела до кондукторов, лишь бы на работу выходили вовремя и не пили на маршруте. А наша маленькая сухонькая старушка забирала из троллейбуса свою метлу, закрывала комнатушку на старинный амбарный замок и темной-темной ночью улетала...куда? на шабаш, конечно! Вам уже страшно? Не пугайтесь, это был совсем не страшный шабаш. Давно уже прошли те времена, когда ведьмы, собираясь вместе, плясали нагие в свете луны под барабаны и флейты фавнов, пели безумные весёлые песни и кружили в хороводе до полуобморока заблудившегося и случайно забредшего на огонь путника.
 Теперь такие же, как наша героиня, старушки, собирались у кого-нибудь на даче, вязали чулки и варежки, грелись у печки и сплетничали о всякой всячине. Давно уже они не колдовали. Ну разве раз или два шепнут Сонное Слово для соседской собаки или сотворят для себя кружечку молока. Это ведь не считается за колдовство, правда?...
 
 ...Вы спросите--откуда я всё это знаю? А я как-то ехал в том троллейбусе...и видел Её...и Её метлу...и сразу же догадался. Вот так...


ЧЕЛОВЕК
…Жил-был Человек. И было Ему плохо. Было Ему неспокойно. Что-то Его угнетало. И однажды решил Он стать маленьким, войти в Себя и погулять по своему внутреннему миру, посмотреть—что и как, поудивляться, а заодно—и подмести всё, почистить, выбросить мусор и разобрать то, что накопилось…

…До сих пор Он там, удивляющийся…


КОШКА
…Жила-была кошка. Она сидела на крыше и курила. Вы скажете: «Кошки не курят!». А если с большой буквы – Кошка? Вот так. Сидела и курила…
…Иногда шел дождь и Ей нравилось. Иногда дождь был солоноватым, и Она слизывала капли с покатых черепиц, вспоминая детство – свою маму-кошку, теплое молоко в блюдечке, рыбьи хвосты и…море. Когда Она была маленькой, Ее однажды взяли на море, и от удивления, что в мире бывает так много воды, Она бухнулась в теплое море у берега и стала там бултыхаться. Ей понравилось. С тех пор Она полюбила воду…
Это была странная кошка… Нет, не так – Кошка, вот… 


*****


2001-2004