Артюр Рембо, Галерея великих поэтов

Татьяна Чечельницкая
 Он – это нежность и сегодняшний день…
 "Озарения",XL "Гений" А. Рембо

  Это можно сказать про Артюра Рембо - поэтичного гения Франции.
  20 октября 1854 года в городе Шарлевиль в семье пехотного капитана и зажиточной крестьянки родился Жан – Никола – Артюр Рембо.
  Гений , о котором Гюго сказал «Это Шекспир – дитя», перестал сочинять стихи, когда ему исполнилось двадцать ,и до самой смерти 10 ноября 1891 года не написал ни единой строчки.
 Его короткая и несчастливая жизнь пришлась на времена Парижской Коммуны – трагического периода в истории Франции.
 Рембо писал стихи с детства. И с детства создавал свой , особый мир, который так ярко проявился в поэзии. Сохранилась его «тетрадь десятилетнего», с рисунками, рассказом и стихами . Рембо «считал смехотворными современную живопись и поэзию» . Он «предпочитал устарелую литературу, церковную латынь, безграмотные эротические книжонки, сказки фей, детские книжки…». Артюр постоянно читал - историю, социологию, редкие старинные труды по алхимии, каббале, магии…
 В Шарлевиле подростку не хватало воздуха. Он отправлял письма с вложенными стихами известным французским поэтам , при первой же возможности удирал из дома , путешествовал , бродяжничал , нищенствовал…
 В 1871 году семнадцатилетний Рембо с тетрадкой своих стихов дошел до Парижа и познакомился там с Полем Верленом , который ввел его в круг французской богемы . Так началось самое удивительное и счастливое время в жизни Рембо. Он хотел изменить мир с помощью поэзии, общался с единомышленниками и экспериментировал. Артюр «пытался изобрести поэтический язык, так или иначе доступный для всех ощущений». И писал : «Так как исключительное станет нормой, осваиваемой всеми, поэту надлежит быть множителем прогресса.... надо быть абсолютно во всем современным».
 Большая часть гениальных стихотворений Рембо к этому времени уже написана…
 Но реальность вносила свои коррективы. Семья не поддерживала Рембо. Жил Артюр на деньги друзей, в основном Поля Верлена, и случайные заработки . Его действительность всегда была суровой и голодной. Его здоровье было подорвано. Единственная изданная при жизни Рембо книга «Одно лето в аду» ( октябрь 1873г) принесла только убытки - из 500 экземпляров ни один не был продан. Окончательно разойдясь с Верленом ( тот стрелял в него и ранил в руку) , измученный постоянной нищетой и безвестностью Рембо решил перестать писать .
 Вот что говорит об этом он сам :
 « Однажды вечером я посадил Красоту к себе на колени . – И нашел ее горькой. – И я ей нанес оскорбленье.
 Я ополчился на Справедливость.
 Ударился в бегство...
 Я вернусь с железными руками, смуглой кожей и бешеным взглядом... Буду спасен.
 Теперь же я проклят, испытываю ужас по отношению к родине».
 Рембо покинул Европу в 1880 г и почти до самой смерти кочевал по колониям Африки, ведя жизнь опасную и полную приключений . Во Францию он вернулся в мае 1891 года смертельно больным – умирать...
 В госпитале никто не знал, что Артюр поэт. В больничной книге сделана запись :
 « В 10 часов утра 10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Артюр Рембо».
 Что дал Артюр Рембо поэзии ? Он впустил в нее жизнь…
 Рембо подарил символизм Франции. Он научил поэта « о неясном говорить неясно», воздействуя непосредственно на чувства. Раскованный синтаксис, неожиданные сравнения, богатейший словарный запас и неистово страстные эмоции, взрывающие академическую холодность, навсегда изменили образ французской поэзии.
 Основой программы распространившегося по всему миру движения символистов стали книги «Озарения» (1873 г) и «Одно лето в аду»(1875 г) , написанные Рембо в стиле дневниковой прозы. Они и сейчас являются предметом жарких дискуссий. Наверное, они никогда не смогут быть объяснены до конца – столько в них противоречий и странностей.
 «Поэт...идет на любые формы любви, страдания, безумия.... – писал Рембо своему другу Полю Демени, - поэт – поистине похититель огня. Он отвечает за человечество.... То, что он придумал, он должен сделать ощущаемым, осязаемым, слышимым... Открытия неведомого требуют новых форм.».
 Этому правилу в своем творчестве всегда следовал сам Рембо. Его стихи сокрушили абстрактный лозунг «искусство для искусства». Во французскую поэзию гордо ступила ЖИЗНЬ – непредсказуемая, как сам Рембо, отчаянная и безумно прекрасная...
 «Нет более богов, стал богом человек, но без любви сей бог – калека из калек...» - так писал Рембо в «Солнце и плоти».
 Пророчески звучат строки из гениального стихотворения Рембо «Пьяный корабль», великого вклада французского символиста в антологию всемирной поэзии:
 
 Я изрыдался! Как ужасен ход времен,
 Язвительна луна и беспощадны зори !
 Я горечью любви по горло опоен.
 Скорей разбейся, киль! Пускай я кану в море!
                /1871/
 
Автору – семнадцать.
 И все еще впереди-
 и поэзия, и жизнь…