Кумиры Стихиры. Самые лучшие авторы. Частное мнение

Кумиры Стихиры
После публикации победителей Конкурса Гф http://www.stihi.ru/2006/10/21-1610 под заголовком « Лучшие авторы Stihi.ru», я получил много обиженных реплик от авторов, которые не попали в публикацию. Этого можно было ожидать. Но, кроме того, некоторые были настолько любезны, что взяли на себя труд указать мне на действительно лучших авторов на этом сайте. Хотя я примерно представлял о ком идет речь, решил взглянуть повнимательнее. Я увидел, что авторы эти и вправду необычайно популярны и попробовал разобраться в секрете этой популярности. Предлагаю всем желающим взглянуть на проблему в целом и отдельные произведения указанных авторов моими глазами.


Двойник...

Дмитрий Артис
Читателей 34814,
рецензий 2077

***
Смотри сюда, покамест портаки
Не лягут на виниловые шторки.
Я стану неоправданно жестоким
И, в то же время, ласковым таким.

Смотри сюда, почти наверняка
Увидишь, как легко и бескорыстно
Моих противоречий коромысла
Качаются на спице двойника.

И рядом с ним. И мысли ни о чём.
Ещё одна коса найдёт на камень.
Земли не ощущая под ногами,
Я музыку предчувствую плечом.

Смотри сюда, не прячь под пятаки
Полотна век, оправленных винилом.
Ты станешь предсказуемо невинной,
Я, в то же время, ласковым таким.

2006г.

1. «Мой одногруппник как-то звонил в Питер по поводу присланных ему кассет (был ди-джеем Европы+) и долго не мог объяснить девушке, что "кассеты-то с портаками"».
Это цитата почерпнута мной в Интернете, при попытке понять значение слова
«портаки».

Спору нет, полнее и оригинальнее рифмы на слово «таким» не сыщется, но достаточное ли это основание, что бы вставлять в текст толком не прижившийся жаргонизм?
Тем более что, если «портаки» это то, что получается, когда кто-то «напортачит», то смысл первой строки «уплывает».

2.
Моих противоречий коромысла
Качаются на спице двойника.

У кого противоречия, у автора или у двойника, а если у двойника, то откуда он вдруг взялся, и куда делся в дальнейшем тексте?

3. «Я музыку предчувствую плечом»
Почему не пяткой, например?

Но попробую, чтобы меня не заподозрили в предвзятости, не обращать внимания на мелочи. Попытаюсь расшифровать это произведение.

О чём оно?
В первых двух строфах лирический герой довольно грубо с кем-то беседует. Предположительно, монолог адресован женщине (так как он мужчина) или своему двойнику (ведь зачем-то последний упомянут).

Автор обещает быть жестоким и ласковым одновременно, из-за чего читатель начинает склоняться к мысли, что всё же речь идет о женщине. Вдруг, вместо обещанных ласк поэт предлагает собеседнице посмотреть на «коромысла» его противоречий. Может быть, расценить это витиеватый образ как эвфемизм, обозначающий какую-нибудь часть тела лирического героя? Разумеется, нет, не стал бы он вешать часть тела на спицу, как бы не был жесток. Но что же тогда имеется ввиду. Неужели противоречивая душа поэта? Каков обманщик, а где же ласки! Сомневаюсь, что его противоречия интересны даме, как бы бескорыстны они ни были, и как бы красиво они ни качались на «спице двойника».
Эта «спица», в конце концов, не дает покоя и самому автору. Так, очевидно, следует трактовать третью строфу.

«И рядом с ним. И мысли ни о чём»

Автор, стало быть, рядом со своим двойником и мысли у него и у двойника, видимо, (двойник же) ни о чём. То есть тупо смотрят в одну точку, ни о чём не думая. Верю. Автор уже и земли под ногами не ощущает и с музыкой пребывает в загадочных отношениях. Еще бы, на спице-то.
При этом, лирический герой всё время призывает собеседника «смотреть сюда», предположительно, на него самого. Он так настойчив, что даже не дает прятать под пятаки «полотна век, оправленных винилом» (т.е. в очках). Значит ли это, что кто-то настолько не хочет «смотреть», что не только закрыл глаза под очками, но еще и положил на них пятаки. Кажется, пятаки кладут на глаза мертвым (очки только снимают). Выходит, этот «кто-то», («эта») еще и умерла, но при этом каким-то образом умудряется двигать пятаками, и остаться в очках, и еще в будущем стать предсказуемо невинной.
Но она не хочет всё-таки смотреть на автора.
Ох, честно говоря, я ее отлично понимаю.


гора-яма
Читателей 29192
рецензий 7787

Нора Никанорова

Вы просто идите мимо,
Не задевая плеча.
Меня зовут Хиросима –
Оплакана и ничья.
По Гейгеру – мерка шкалит,
Долбя роковую дробь.
Сэнсэй, доставайте шкалик –
Раздавим сакэ-любовь.
Какая ж свадьба без драки?
Катана по брюху. Пой!
Тебя зовут Нагасаки,
И с этой ночи ты мой.
А счётчик вовсю транжирит
Шифровки микрорентген.
Какого чёрта мы живы?
Скажи мне по-русски, сэн!
Ждёт небо – японским флагом
Сигналит штрафной закат.
Ты пьёшь за цветенье сакур,
А я – за вишнёвый сад.
И после на землю – прахом.
Пускай нам несут цветы.
На каждую – свой Лопахин.
Моим – оказался ты.
От нас не родятся дети:
На всходы у нас – табу.
Под золотистым беретом
Трилистник чёрный на лбу.
И сердце щелчками злыми
Фиксирует дозы утрат.
Меня зовут Хиросима.
Период – полураспад.

Первое впечатление сокрушительное. Кто, что, почему?
За что бедного самурая по имени «Нагасаки» засунули в полураспад?
Наконец, отчего этого автор вдруг решила, что она – «Хиросима».
Или это не автор, а сама Хиросима вдруг, проходя мимо, пристала к несчастному японцу, который даже НЕ задел её плечом. Всего-то!

Так, надо успокоиться. Заглянем-ка, с этой целью в энциклопедию. И мы узнаем, (не буду приводить полных цитат), что Хиросима – это город, центр одноименного административного округа. Население больше миллиона человек (данные 2004 года.) Промышленный центр с университетом, парками, мемориалами. Там между прочим, находится штаб-квартира автомобильного концерна «Мазда».
Теперь Нагасаки – город поменьше. В настоящее время, торговый и промышленный центр, сады и парки. Интересно, что Нагасаки – самый христианский город в Японии. Это центр контактов Японской цивилизации с европейским миром, даже в период изоляции. А знаменитая американская бомба взорвалась над единственным в Японии католическим собором.
Да, наверное, сильно пришлось напрячь воображение Норе Никаноровой.

Впрочем, конечно, поэтесса не имела в виду, что она – город. Хиросима употреблена в переносном значении – атомный кошмар. По-моему, автор слишком самокритична.

Ладно, оставим зубоскальство. Это серьёзное стихотворение.
Попробуем так и воспринимать его. Будем считать, что Хиросима – это атомный кошмар ( а не автор), который ведет диалог с японцем – своей жертвой.
Сразу возникает вопрос: почему Хиросима ничья? Атомный кошмар принадлежит тем, кто его организовал.

Итак, этот «монстр» предлагает жертве раздавить шкалик «саке-любви».
Интересно это такой напиток «саке-любовь», или это – любовь, похожая на саке, которую надо раздавить? И еще вот, что любопытно: ведь «сэнсэй» просто идет мимо. Откуда же у него и шкалик, и саке?

Далее, откуда ни возьмись, вылезает разухабистая Свадьба. «Какая же Свадьба без драки?» – восклицает Нора Никанорова, как какой-нибудь «деревенщик» застойных времен. Хочется ответить – «японская», но кто слушает?

Можно еще долго удивляться «находкам» автора, вроде песни распоротого живота или одного города, упавшего на другой, но давайте взглянем на всё произведение в целом. О чём оно?

Часто бывает, что стихотворение захватывает, погружает в себя, но встречаются неточности, шероховатости, наконец, явные ошибки, которые мешают. Здесь же совсем иное.
Кто доминирует в этом тексте? Ответ очевиден – Хиросима. Поскольку изначально она – атомный взрыв, с которым трудно спорить. Но кого она олицетворяет? Безусловно, лирического героя, его русскую разудалую природу. Взять хоть эту свадьбу с дракой, которая… «пела и плясала» или «вишнёвый сад». А в каком виде предстает наш японский друг? Тоже очевидно, он жалок. В конце концов, ему открыто предлагают капитулировать, заговорив «по-русски».

Намерено или нет, автор демонстрирует нам превосходство одной нации, над другой – откровенный фашизм. Шел себе «Нагасаки» никого не трогал, и вдруг – как наехала на него наша «Хиросима Ивановна» и давай его валтузить: дескать, женись, по-русски говори, а по-японски ни-ни, а японец жениться не хотел, на бесплодной-то.

Таким образом, трагическое сочинение, задуманное с антивоенным пафосом, начинает попахивать призывом к геноциду.

Конечно же, я понимаю и даже надеюсь, что не прав. Это сочинение о широкой русской душе, которой жаль каждого жалкого маленького японца, с которым так плохо обошлись противные янки. Просто Нора попыталась оживить эту замыленную уже тему дополнительными красотами. Ну, жалко ей японцев! Жалко и всё.

А они, эти хитрые японцы, тем временем, пока их все жалели, не стали слушать экспертов, предупреждавших о периоде полураспада. Не стали ждать 90 лет, а взяли да и построили на пепелище цветущие города. Но Нора про такие глупости не знает и Японией, как таковой, видимо не интересуется.


Анорексия
Читателей 8611
Мелькор

Кто сбежал,
коснувшись неба выстрелом,
Вырвав радость у грядущих дней,
Ты,
предатель,
свою душу
выстирал?
Или просто -
на *** по трубе?

Пораженье.
(с неба тоже падают)
Жизнь врассрочку.
Все в одном строю.

Трудно жить, смердя какой-то падалью,
Даже в самом сладостном раю...

Совесть горько
на крестины
сватает....
Красным смехом спичка разожглась.
Не порхают к солнышку пернатые,
грузом танков вдавленные в грязь.

Променять себе,
не глядя,
речь на стих:
Прыгнет искра,
Загорится стог.
Пустота одна древнее вечности
Пустоты древнее только Бог.

На планетке синтеза белкового
жизнь, не злато, не скопить в резерв.
Одному с роддома -
масть крестовая,
А иному на проклятья:
червь.

Только как-то
пропасть
пахнет
вечностью...
Шесть патронов.
Двадвать пять шагов.
Братья-сёстры...
Время скоротечное...
Пел бы сладко.
Нету больше слов.

Два удара в дверь. Задержки взглядами.
Зиг Хайль, tragos!
Как твои дела?
.........
В будущем на выход не загадывай,
А ступай в чём мама родила...

А пойду-ка
тело в урну брошу я?
Научусь молитве у иглы?
Жизнь моя, любимая, хорошая!
Дом родимый - пятые углы!
Память на душонке -
точно гиря ведь?
Лезут слёзки в перьевой мешок...

...Только душу из себя не выреветь,
Разве что один-другой стишок.

Если даже все дорожки
до реки,
Как и все дороги на Руси,
Если только можно, Боже, Добренький -
Чашу эту мимо пронеси.
В глине под холмом
Святая Троица.
Фтор. Конец. Рагнарёк. Злоба дня.
........
.....
...
..
.


время
никогда
не остановится.

Даже если -
то не для меня.

1. АНОРЕКСИЯ (от греч. an - отрицательная частица, rexis - аппетит) - психопатологический синдром, выражающийся в навязчивом стремлении к снижению веса, которое реализуется при помощи диеты или полного отказа от еды. – Итак, автор демонстрирует, что тоже знает длинные и красивые слова. Правда, к стихотворению это не имеет никакого отношения, но это и не важно.

2. В первой части стихотворения автор, очевидно, излагает версию предательства, убийства и грехопадения. Довольно экспрессивно, надо сказать. До того экспрессивно, что и не вдруг поймешь. К тому же, с ним происходят, по ходу разные метаморфозы. То он сбежал, то душу выстирал, то в раю, но «смердя какой-то пакостью». И кто это его таким в рай пустил?

3. Дальше – больше. Совесть у господина Мелькора так оголодала, по всей видимости, как раз от анорексии, что пытается «сватать» «на крестины…» И чьи крестины, и кого сватают, при этом не понятно, но к чему нам эти мелочи обычно достаточно удалённых друг от друга по времени обрядов.

4. «Красным смехом спичка разожглась.» - Просто удачная строка. «Красный смех» Леонида Андреева, надо думать, здесь не при чём, да и спичка-то, похоже, появилась в этом тексте, что лихая строка не пропадала в туне. Глупо задаваться вопросам зачем. Затем же, зачем появляются танки, давящие птичек, как-то, по всей видимости, всё-таки связанные с кристинами, только не понятно как.

5. Решив не стеснятся нестыковок, поэт идет в разнос. Раз уж пропадает много красивых строк надо и Бога и стог и пустоту свалить в одну кучу. Не думает ли читатель, что «искра» связанно со спичкой? Но как – ведь спички искр не дают.

6. Но автору всё мало. Нелепость громоздится на нелепость. И чье-то тело у него помещается в урне, и крестовая масть вдруг предпочтительнее червовой. В какой-то игре? В гадании? Какая разница!

7. Наконец, поэт вроде бы заявляет, что у него нет больше слов. Но расслабляться рано, слов у него еще оказывается на целую страницу. Тут и «Зиг Хайль» - не понятно с чего, и «tragos». Не ищите в словарях, это – по гречески «козел», и Рагнарёк, и Фтор, и просто разные точечки – кажется, всё только для того, чтобы стихотворение стало как можно длиннее.

8. И вот он признается, что всё это будет длиться вечно, после чего текст благополучно заканчивается. Уфф…



для вас

читателей 9498
Александра Остоженка

...

откровенный февраль
надоевший заезженный вальс
всуе капелька крови на небе
замерзшим цветком
время
спутавшись с грустью
замедленно мимо текло
в направлении дня
где меня не хватало для вас

серебрёный февраль
неуютный подаренный шарф
как ошейник для будней весны
суетой передряг
а покуда закончится время
у календаря
на страницах останется
грубый намеченный шрам

нелюбимый февраль
за тобою я смирно плелась
на картинах застыли такси
желтоватым пятном
сидя возле окна я могла
думать лишь об одном
о родном феврале
где меня не хватало для вас


февраль
2006

1. Начинается всё обычно: откровенный февраль, в смысле, что уже настоящий такой февральский, «надоевший заезженный вальс», ну тоже – нормально. И вдруг вот она красота, вот оригинальность – «всуе капелька крови на небе замерзшим цветком». Ну ясное дело, «капелька крови», «замерзший цветок», «небо». Но простите, почему капелька крови на небе и если она похожа на цветок, то никакая она уже не капелька, а пятнышко скорее. Красное на небе – прямо конкурс загадок! Ну, конечно это солнце. А разве бывает солнце размером с капельку? И почему оно собственно всуе? Всуе означает - напрасно. Ничего себе заявленьеце, да? Ну, да это детали!

2. Дальше время спуталось с грустью, т.е. сошлось или смешалось не понятно, но ясно одно – утро (раз в направлении дня) «где меня не хватало для вас». Не хватало, чтобы наесться или как иначе употребить? Зачем себя так-то?
3. Хорошая строка – «Неуютный подаренный шарф». Правда, хорошая. Но!
Как ошейник для будней весны суетой передряг. Вот, поди распутай. Допустим, автор хочет сказать, что шарф подобен ошейнику, олицетворяющему весенние будни, передряги и суету. Допустим выразить это по-русски ему трудно. Но, неужели передряги ждут поэта только весной? И при чём здесь февраль?
«а покуда закончится время/ у календаря/на страницах останется/грубый намеченный шрам» - еще одна удачная находка.



читателей 9498
Ленка Воробей
Подписанный контракт. Меня родят, вынашивая с музыкой Вивальди…
_
( «третья отрицательная». ЛенКа Воробей)

~
Бежать, лететь, назло идти на риск…
Изжитых вкратце доля так красива,
пока (!) последней суки слышен визг,
собачьей драки… /в хомутах где пиво…/
Мне слышится уже в «пока» - покой,
как тихий шепот…поступь леопарда…
…Пока… у бати приступ не второй,
с красивою приставкой – миокарда…
Я верю, что не будет со мной бед,
всё – просто так… и не святого ради…
Пока жуёт герань весенний свет,
пока на кухне жарятся оладьи
и каждый солнцем в блюдце из фольги,
моих не одноразовых привычек…
Пока еще не сделаны долги
и я не застрелилась меж кавычек…
Дома из карт сменили цвет и масть,
на глине, на песке, на стекловате…
Пока еще не начала я красть…
/В седьмом цеху на мясокомбинате/
Пока не пачкал небо черный стерх
неровной траекторией разминки,
…….Пока... еще не выбилась наверх,
а выбился лишь локон из косынки…
И как хребет не сломан еще трап
и кто-то всё ж успел кому-то руку…
И то не мой обшарпанный «сааб» -
грудиной лёг в весеннюю грязюку…
-
Деревья гнутся…хех… шумит камыш…
Дымок танцует танго прелой «дойны»…
И может быть не мой смешной малыш,
играет в пластилиновые войны…
И может быть… как много – «может быть…»
Пока еще в плаще из алтабаза -
мой мир не перестал меня любить.
Замеченная в прорези спецназа -
я подвожу черту под марафон…
Машите мне – платками и флажками!
Пока еще не бита я дружками,
/за новенький мобильный телефон…/
-
как бьющим я скажу: «кончай, ребя…
ребята… разминёмся… мир – не тесен…»
-
….и застегну на молнию себя
….и выйду в дождь своих не спетых песен…
-
Где гладкий ствол погладила рука.
Курок спустил отравленное жало…
/Беременная женщина упала,
а я еще не родилась…… пока (!)…/ -
неведома зверюшка, сын ли, дочь,
как выродок –
мой самородок… кстати -
не надо полосных мероприятий,
не режьте день, не доставайте ночь…
-
…свяжу запястья….сном заклею рот
свой. Сгусток веры и надежды слиток -
я застегну на молнию живот
и там усну до следующих пыток…



Прежде всего, бросается в глаза ряд технических недочетов:

Пока жуёт герань весенний свет... Образ хороший, но кто кого жует?
вынашивая с музыкой Вивальди… Кого родят Вас или музыку Вивальди?
Я верю, что не будет со мной бед, - сдвиг ударения "сОмной".
И как хребет не сломан еще трап Слово лишается ударения. Получается ещётрап

Но это снова мелочи. Взглянем, в общем.

Кажется, это поэтическое изложение жизни лирической героини. Много удачных строк:

«Мне слышится уже в «пока» - покой,/ как тихий шепот…поступь леопарда…»
«пока на кухне жарятся оладьи/и каждый солнцем в блюдце из фольги,»
…….Пока... еще не выбилась наверх,/ а выбился лишь локон из косынки…

Даже целое четверостишие:

Дома из карт сменили цвет и масть,
на глине, на песке, на стекловате…
Пока еще не начала я красть…
(В седьмом цеху на мясокомбинате)

И несколько других, но, в целом, всё рассыпается. Мысли автора скачут с одного на другое, слова путаются, совершенно утрачивая смысл. То и дело мелькают не слова, а «словечки», смысл которых и вовсе понятен только посвящённым.
Двумя словами – «лирический фонтан».

Стихотворение вроде заканчивается, но оно могло бы спокойно продолжаться или кончится первыми тремя строфами.

Зато ярко проступает образ этакой дикой хулиганки, почти беспризорницы, с отцом - негодяем и пьяницей, с дружками, избивающими за сотовый телефон. И образ этот так ярок, что сначала сочувствуешь автору, а потом, как-то вдруг понимаешь, что это уже перебор и сразу перестаешь верить.
Сколько можно, играть в Есенина в юбке!

И, наконец, автор, который рекомендовал мне обратиться к творчеству вышеперечисленных поэтов.

Рубежов Борис
2009+ 3914 читателей
231+502 произведений

Разбирать его стихи пока не буду, чтобы не утомлять публику, но прошу оценить плодовитость!

Что же объединяет стихи приведенных авторов, кроме необыкновенной популярности их создателей. А вот что. В них часто встречаются малопонятные, или иностранные слова. Эффектные рифмы, на грани полного отсутствия созвучности, бессмысленные предложения и образы яркие, до тошноты. Кроме того, для авторов их характерана агрессивная реакция на критику.

Казалось бы, что привлекает на эти страницы толпы читателей?

Да всё очень просто: на стихотворения безупречные, хорошие или просто хорошие рецензий особо не попишешь.

Ну, восхитишься автором, позавидуешь немного его творческой удаче. Придраться-то не к чему, да и не хочется придираться. Зачем же писать рецензию, когда ни тебе, ни автору она не нужна.

В итоге, чем стихотворение нелепее, беспомощней, провокационнее, тем больше у него рецензий, больше читателей. А далее вступает в игру механизм рейтингов стихиры. Не важно положительные ли у Вас рецензии, важно есть ли они.

Если принять всерьёз правила этой игры, то жажда увеличения эфемерных баллов превращается в навязчивую идею. Чтобы обратить на себя внимание читатели-авторы размещают свои рецензии на самых посещаемых страницах, увеличивая их посещаемость. Так создаются авторитеты.

Кто-нибудь скажет, да что за беда! Пусть себе бесются.

А вот тут я не соглашусь. Авторы, заработавшие популярность таким способом, не просто пишут плохие стихи, они создают определенную среду почитателей и новые эстетические нормы, работающие в ней. Тот, кто хочет быть также популярен, вынужден их принять. Всего неприятнее при этом то, что болото этого засасывает незаметно и грань между сететурой и литературой постепенно размывается. В «дурную компанию» попадают действительно талантливые авторы (вроде Ленки Воробей), а уж про пятнадцатилетних неофитов я и не говорю.

PS Прошу заметить автор не виноват, что на его странице много посетителей или у него "ужасные" стихи. Я пишу этот обзор для тех, кому трудно составить собственное мнение о своем творчестве, под гнетом дутых авторитетов.

Все кого интересует это тема, могут посмотреть на рецензии, которые, возможно, появятся под этой публикацией, если конечно божественная администрация не прервет дозволенные речи.

Михаил Ромм (rommnaumych)