Восемь строк - размышления на тему...

Северинка
Наше вам с кисточкой :-)


Устраивая конкурс «Восемь строк» ( http://www.stihi.ru/2006/10/24-2567 ), я обещала объяснить свой выбор именно такой формы. Пусть с большой задержкой, но выполняю обещание :)

Итак, почему восемь строк?

Начнем издалека.
Число «восемь» издавна обладало особыми свойствами как в математике, так и в искусстве, философии, религии многих народов. Чтобы не растекаться мыслью по древу, приведу лишь несколько примеров (информация найдена в Интернете).

В религии число «восемь» символизирует восстановление, обновление, возрождение, переход. Восьмая ступень посвящения – вновь обретенный рай. В восьмой день творения создается новый, совершенный человек В храмовой архитектуре восьмиугольным бывает основание купола, образующее переход от квадрата к кругу. В некоторых храмах свод опирается на восемь колонн, стоящих на квадратном основании, так что круг опять-таки преобразуется в квадрат. Четыре стороны света плюс четыре промежуточных направления, образующие восьмиугольник, который в самых разных традициях носит название «восьми ветров». Он символизирует также восемь дверей, позволяющих перейти от одного состояния сознания к другому. В храмовой архитектуре и особенно в крестильнях восьмиугольник – символ возрождения для вечной жизни. Восьмисторонняя форма представлялась промежуточной между символикой квадрата (земное бытие) и круга (небо, вечность).

В индуизме восьмиугольник олицетворяет восемь частей дня. В христианской традиции купель для крещения часто изготовляется восьмиугольной.

Большое значение имеет число «восемь» в буддизме. Оно связано с восьмиступенчатым путем, методом достижения истины Будды, восемь спиц имеет колесо сансары (колесо перерождения), на восемь частей был поделен прах Будды и т.д.

Пифагорейцы, называвшие это число Великим Тетрактисом, сделали его символом любви и дружбы, благоразумия и размышления.
В Вавилоне, Египте и Аравии оно было числом редупликации и посвящалось Солнцу: 2 х 2 х 2,— отсюда солнечный диск со вписанным в него крестом с восемью перекладинами.

В Китае число восемь — это основа мироустройства: кроме восьми небесных опор и восьми стран света, есть восемь космических гор, восемь дверей для восьми дождевых туч и восьми ветров, восемь триграмм, восемь символов просвещенного человека (жемчужина, фонолит, монета, ромб, книги, рог носорога, картины и лист тысячелистника), восемь символов бессмертия (веер, меч, калебаса, кастаньеты, корзина с цветами, бамбуковая трость, флейта, лотос), восемь символов конфуцианства (морской моллюск, зонтик, балдахин, лотос, сосуд, яд, узел бесконечности, колесо Закона) и медицинских признаков (наружный-внутренний, холодный-горячий, тонкий-толстый, негативный-позитивный).

Огдоада – (Великая Восьмерка), в египетской мифологии божества-демиурги. В Огдоаду входили четыре пары божеств, из которых возник мир: Нун и Наунет (стихия воды), Ху и Хаухет (бесконечное пространство), Кук и Каукет (тьма), Амон и Амаунет (сокрытое).

Эзотерический смысл числа восемь состоит в том, что оно символизирует собой Проведение, Судьбу с ее неотвратимостью, гармонию, закон причинно-следственной связи. Восемь - это "всемирное равновесие вещей, гармония в аналогии противоположностей". В своем божественном аспекте восьмерка, выражает "идею равновесия великих метафизических весов" и выступает как символ высочайшего соответствия полярных начал. В своем природном аспекте восьмерка символизирует собой закон причины и следствия, нарушение которого неизбежно вызовет действие силы уравновешивающего характера. В человеческом плане число восемь означает принцип Фемиды, также означающий неизбежную кару и возмездие в том случае, если равновесие будет нарушено и нравственные основания окажутся поколебленными.

А знак бесконечности? Это же лежащая на боку восьмерка! Наверняка, неспроста…

Помните Мебиуса, в честь которого названа лента Мебиуса? Так вот, по его представлениям восьмерка выражала "идею равновесия великих метафизических весов" и выступала как символ высочайшего соответствия полярных начал.

Восьмерка – это два в кубе. Удивительное число, как любая степень двойки.
В теории информации 1 байт = 8 бит. Не 10, заметьте, а восемь!


Все, хватит примеров! Будем считать, что с математическими и метафизическими аспектами восьмерки разобрались :)) Хотя о них можно говорить бесконечно…
А что означает число «восемь» в поэзии?

Позволю себе привести выдержку из материала, опубликованного на сайте Тимофея Ю. Скоренко (http://www.timopheus.na.by/poezia3.html):

______________________________

Восьмистишие - это третья по популярности после четверостишия и шестистишия схема рифмования.
Опять же, количество комбинаций рифм в восьмистишии просто огромно. Можно составлять математическую программу для всевозможных комбинаций в двух-, трёх- и четырёхрифмовых восьмистишиях. Поэтому приведу просто один пример, а остальное оставлю вам: пишите! Схема aaabcccb:

Старение! Возраст успеха. Знания
Правды. Изнанки её. Изгнания.
Боли. Ни против неё, ни за неё
Я ничего не имею. Коли ж
Переборщит - возоплю: нелепица
Сдерживать чувства. Покамест - терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
Это не разум, а кровь всего лишь.
(И. Бродский)

Фиксированной формой восьмистишия является октава. Схема рифмования в октаве abababcc. Завершающее строфу двустишие прерывает ряд тройных рифм и хорошо служит для заключительного афоризма или иронического поворота. Октавами написаны "Домик в Коломне" Пушкина, "Портрет" А. Толстого, "Октава" А. Майкова.

Ахмет-оглы берёт свою клюку
И покидает город многолюдный.
Вот он идёт по рыхлому песку,
Его движенья медленны и трудны.
- Ахмет, Ахмет, тебе ли, старику,
Пускаться в путь неведомый и чудный?
Твоё добро враги возьмут сполна,
Тебе изменит глупая жена.
(Н. Гумилёв)

Редкой и малоупотребительной формой восьмистишия является триолет. Схема рифм в нём: abaaabab, причём 4-я строка повторяет первую, 7-8-я повторяют 1-2-ю. Примеров триолета крайне мало, в русской поэзии такой формой пользовался, в основном, Н.М. Карамзин.

Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)

Восьмистишие со схемой рифмовки abababab называется сицилианой:

Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!
Женщины с безумными очами,
С вечно смятой розой на груди! —
Пробудись! Пронзи меня мечами,
От страстей моих освободи!
(А. Блок)
______________________________


А я лично просто люблю восьмистишия! Я вообще предпочитаю малые формы. Что делать, длинные опусы воспринимаю с превеликим трудом или вообще не воспринимаю… Они нагоняют на меня тоску :)

Мне кажется, что именно в восьмистишиях наиболее ярко может проявиться поэтическое мастерство. Это короткая, но очень емкая форма. Необходимо особое умение, чтобы сконцентрировать мысль, настроение, ощущение и уместить их в восемь строк. При этом каждое слово приобретает особое значение, можно сказать, повышается его удельный вес. В коротком стихе ошибки и недочеты особенно бросаются в глаза! К тому же и фоника малых форм особенно сложна. Тут уже играет роль не только каждое слово, но и каждая буква, каждый звук.
А помните, что «восьмерка» олицетворяет принцип равновесия? Так вот, восьмистишия – иллюстрация этого принципа! Причем привести восемь строк в равновесие – весьма непросто (на мой взгляд, это равнозначно равновесию на кончике иглы). Но тем дороже результат.

Если учесть все вышесказанное, то умение писать восьмистишия становится искусством поистине филигранным, примерно как рисование миниатюр на рисовых зернышках :)
Может быть, именно поэтому мало кто из пишущих стихи отдает должное восьмистишиям. Слишком сложное это дело :)

Кстати, одно из преимуществ восьмистиший как поэтической формы – это то, что они схватываются одним взглядом при чтении. То есть они представляют собой нечто целое, что не надо дробить на части для восприятия. И в то же время это нечто достаточно велико, чтобы считаться полновесным художественным произведением! Золотая середина, на мой взгляд. При всем моем уважении к одностишиям и четверостишиям (хокку, танка и прочие национальные малые формы упоминать не будем, это совсем другой пласт), все-таки есть в них некая незавершенность, эскизность… А восемь строк – это уже в самый раз! :)

Ох, что-то я увлеклась… На всякий случай поясню, что все высказанные выше мысли про восьмистишия – исключительно плод моих домыслов и ни в коем случае не претендуют на истину в высшей инстанции. Но тем не менее если кто-то имеет свой сложившийся взгляд на этот вопрос – с удовольствием подискутирую :о)

Среди поэтов, которые отдавали дань восьмистишиям, – Вадим Сикорский, Александр Тимофеевский, Александр Вронников, Осип Мандельштам, Расул Гамзатов, Дмитрий Тиме, Наталья Горбаневская…
Хотя стоит ли перечислять? Просто наберите слово «восьмистишие» в Яндексе и погрузитесь сами в пленительный мир этой удивительной формы!

Напоследок хотелось бы привести наиболее любимые мной восьмистишия. На мой взгляд – они практически совершенны! Кто не согласен – готова поспорить :))

АЛЕКСАНДР БЛОК

* * *
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

А. С. ПУШКИН

* * *
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

АНТОНИНА КАКОВИДИ
http://www.stihi.ru/author.html?valmeer

* * *
Единорог мои оставил сны.
Среди каких теперь пасется лилий?
Какие из беспечных птиц лесных
Гнездо между его лопаток свили?

Прозрачен свет надломленной луны.
Спокойна ночь. Теплы ладони Бога.
Уснуло время. Сны мои полны
Полей цветущих. Без единорога.

http://www.stihi.ru/2006/01/22-1803


На этом закончу, пожалуй. Спасибо за внимание!
Да здравствуют восьмистишия! :-)
И я рада, что конкурс собрал столько разных и хороших авторов. Еще раз спасибо всем участникам и симпатизирующим!

Искренне ваша
Северинка.