Кто как бог

Анастасия Мурзич
синтетическая, гротескная пьеса в шести действиях


«Дьявола надо полюбить.
Только тогда он станет слабым».
Игорь Покровский, мой крестный


действующие лица:

Михаил, Архангел, Главный Зритель
Анархист, Хранитель, Арлекин
Майк, Новый Дьявол, Пьеро
Марио, Лучший Ученик
Вик, Первый Ученик
Роберт, Второй Ученик
Клод, Третий Ученик
Макс, Последний Ученик
Саломея, Черная Возлюбленная
Мария, Белая Возлюбленная
Маски:
Ученый Кот
Черт-Шут
Манерный
Солидный
Зануда
Сноб
Нахалка
Черти
Хрюшки
Смешные Ангелы

пролог

Домашний театр-балаган. Пыль-плесень, убогость вспомогательных средств.
Амбициозные дилетанты играют мистерию о спасении Земли – в духе Комедии Дель Арте, не имея ни малейшего представления о специфике жанра. Играют плохо.
На балконе, незаметен публике, сидит Главный Зритель.

явление первое

Экзальтированная публика, в предвкушении пищи для воображения, щебечет о чем угодно, только не о предстоящем зрелище.

Манерный:

Целовался с мужчиной, как же…
Потому что он был известным
Кино-гением, то есть… в краже
Обвинять бы не стал.

Солидный:

А честно?

Манерный:

Если честно, мне так хотелось!

Солидный:

И вообще, он был добрым малым…

Манерный:

Вот что он мне сказал про смелость:

Солидный:

«Надо взять и сорвать покрывало!»
 
Манерный:

И я скинул с себя все покровы,
Все – налеты – пометы – смеси!
Он смотрел на меня…

Солидный:

Ну что вы?!

Манерный:

Улыбался мне… не по-бесьи…

вступает новая группа:
 
Зануда:

Зевают по углам
Прожорливые хрюшки…

Сноб:

Божественный бедлам!

Нахалка:

Вселенская пирушка
Могла на нет сойти,
Когда б меня не звали.
Но как меня найти
Среди людских развалин?

явление второе

В освещенном углу сцены – Пьеро, он неподвижен и равнодушен. На авансцене Черт-Шут, окруженный стайкой Масок. (Маски попеременно – то Черти, то Хрюшки).

Пьеро:

И хрюшки ищут приключений…
Молвил Черт:
«Мое Простейшее Ученье –
Мы – не в счет».

Черт-Шут:

Мое Простейшее Ученье –
Мы – не в счет.

Мы – вне закона записного,
Мы – вне поклона.
Гуляйте, дети Царя Честного –
Да вниз по склону,

Гуляйте, дети, да пейте, ешьте,
Орите песни.
Бросайте тело… Зачем одежда
Вам в подне-бесьи?

Зачем вам, дети душа-зануда?
Плачу богато!
А вы гуляйте себе, покуда
В ночи раскаты.

Я позабочусь о ваших душках,
Я обещаю!»

Пьеро:

Я позабочусь о ваших душках,
Я обещаю!»
Но одичало земные хрюшки
Заверещали:

Хрюшки:

«Нам жалко тело и жалко душу –
Подарок Бога.
Мы только Богу смиренно служим,
Мы у порога!»

Пьеро:

Смешные дети… Подарок Бога!
И что же это? –
Усталость, старость, хандра, тревога,
Тоска по Свету.

Черт-Шут:

Хорош подарок, что безусловно,
Полно щедрот…
Да вы ущербно-беспрекословны!
А мой народ?

Он – вне закона записного,
Он – вне поклона.
Гуляют дети Царя Честного –
Да вниз по склону.

Мое Простейшее Ученье –
Мы – не в счет!
Тому, кто ищет приключений,
В братья – Черт!

Черт-Шут кланяется благодарной публике, но не успевает сорвать положенный аплодисмант, потому что…

явление третье

Появляется Арлекин. Он разгоняет Чертей и Хрюшек, пугает Черта-Шута, колотит каучуковой дубиной Пьеро.
Оставшись в одиночестве, быстро ходит взад-вперед по авансцене, жестикулирует, словно в парламенте. Он чрезвычайно озабочен сложностями земного положения.
Но иногда его стихи кажутся исполненными высшим смыслом.
В качестве суфлера на сцене присутствует еще одна Маска. Это Ученый Кот, его устами и глаголет Истина.

Арлекин:

Который год, который год
Мой добрый друг, Ученый Кот,
Мне говорит одно и то же:
 
Ученый Кот:

Змея весной меняет кожу,
Свой пух роняют тополя –
По кругу – движется Земля.
И только ты, да, только ты
Не видишь в этом красоты.
 
Арлекин:

И я согласен. Я – согласен,
Что мир божественно прекрасен.
Но как смириться мне? Над миром –
Над кладбищем – парад вампиров!
Сатиры, Черти – дети тьмы…
Скажи, мой друг, они – не мы?

Ученый Кот:

На самом дне, на дне души
Помои снов, прозрений вши…

Арлекин:

Ученый Кот, мой друг слепой,
Земля – в откорме – на убой!
Лоснится шелк, горят кресты.
– Спасите мир от красоты!

Ученый Кот:

Безумен взгляд, невнятна речь…

Арлекин:

Но, выбрав Свет, я выбрал меч.
Земля обласкана – Козлом!
 
Ученый Кот:

Как, бедной, ей не повезло…

Арлекин:

Я – сын Земли? Я – брат Огня?
Забудь, Ученый, про меня.
Я понял знак, я – у руля…
Я – кормчий твой, моя Земля!

Гром и молнии красноречия Арлекина сменяются шквалом рукоплесканий. Безумие пролога, как безумие больного сна, заканчивается.
Наступает утро.

действие первое

явление первое

Традиционно-врубелевские свет, поза, настроение.
Майк, Новый Дьявол в прохладе одиночества раннего утра исполнен неодолимой тревоги. Он размышляет о бренности всего сущего. Он, бессмертный, думает о смерти.
 
Майк:

Утомлен
Весенним солнцем
Ослепительной весной.
И огнем
Пожаров сонных
Или сном мечты пустой
Поражен.

Я обманут
Полнолуньем
Или лунным блеском глаз.
Я растянут
Болью струнной,
Я струной последний раз
Обращен.

Незаметно
Взглядом тихим
Или тишиной прощанья,
Светлый,
Утренней стихией
На стихийное венчанье
Приглашен.

явление второе

Необыкновенно легкий, эфирный Танец – Одиночество. Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь, и в центре их переплетения – беззащитное существо. Бог, Дьявол, Человек? Одиночка, решивший одолеть стихии, подчинить себе жизнь.
Одиночка – проигравший.

действие второе

явление первое

Анархист, Хранитель – бездумно проговаривает, словно выпаривает слова из предшествовавшего танца. Он пытается донести до нас видение, представшее этим утром его внутреннему взору.

Анархист:

Пять пятен на полу. И их водой
Не смыть. И пальцев тоже пять.
Пять пальцев, да еще – ладонь –
По смыслу, кисть. И пять опять!

Художник кисть сжимает. И в кисти
Дрожит зажатая, роняя в пол: П У С Т И.

Пять пятен – часть чужой земли,
Захватчиком захваченная пядь.
Пядь – пятачок, который корабли
Отчаялись терять. И пядь, как пять…

Корабль в себе уверен… Кораблю
Земля, покинутая им, кричит: Л Ю Б Л Ю.

явление второе

Роберт, Второй Ученик развешивает по стенам плакаты с громкими фразами, которые он, собственно, и произносит вслух, обращаясь к почтеннейшей публике и протестующему Анархисту.

Роберт:

Ваш целомудренный секс, ваш
Обездоленный пол –
Блажь!
Удовольствия пол-
Часа; остальное – сталь.
Стали бы вы удивляться,
Что ж, что вам мальчики сняться,
Что из того?

Боже, какое блаженство, ваш
Эротический Бес...
Блаж...
Восторга и радости бес-
Предел. Что за печаль?
Печатать стихи – забавляться,
Что ж, что нам мальчики сняться,
Что из того?

явление третье

Анархист, все также сомнамбулически, отрицая присутствие Второго Ученика на противоположной стороне сцены, продолжает свой мистический бред:

Анархист:

В пятницу, в пятницу
Воры и пьяницы
Гвозди вбивают в кисти.
В пятницу, в пятницу –
Бесятся, скалятся
Прошлого – жгут листья.

В пятницу, в пятницу
Мнутся, корячатся –
Каждому свой – итог.
В пятницу, в пятницу –
Агнец! Закланьеце!
Сыты мы! С нами Бог!

На сцене появляются маски Чертей и Хрюшек. Они нестройным хором повторяют последние слова пророчества. Мы слышим шипение и свист:

Черти:

Сыты мы! С нами Бог!

Хрюшки:

Сыты мы! С нами Бог!

действие третье

явление первое

Трапезная в земном доме Дьявола. Присутствующие урчат и скалятся. Приближается ужин-пир. И кто здесь пища, кто едок?

Вик:

Я буду нежным восточным принцем!
Слезой прозрачной в его ресницах…

Макс:

А я – любимцем планеты главной,
Сыном Солнца – пятнистым Фавном!

Клод:

Я буду чашей с вином бурлящим…
Или! Пьяной Красою Спящей!

Все вместе:

Сотнею масок! Семью покрывалами!

Саломея:

Я – Саломеей и просьбой кровавою.

Ученики готовятся к своим обычным ночным ролям. Они кажутся истерично-подобострастными. Но! Они любят того, о ком это…

Марио:

Разлагал свои слова по слогам,
Складывал эти слоги в стопочки.
Странную легкость вручал ногам,
Как вручают в больнице тапочки.

И врачам, обрученным с больницей,
Тем, что рабстве у своей рабыни,
Журавлиный привет – с синицей
Запросто передавал. И ныне

Здравствует.

Высвечивается центральное кресло-трон, и мы видим самое прекрасное существо, доступное нашему воображению. Лучезарный, сиренево-алый падший Ангел, Новый Дьявол, Майк.

Танцевальный монолог – в нем во всей своей полноте открывается нечеловеческое величие того, кто при свете дня представляется нам человеком.

явление второе

Саломея и Ученики, каждый на свой лад, приветствуют своего Бога, Нового Дьявола Земли, Майка.

Саломея:

Руки твои целую
Целую вечность,
Прости за такую
Мою беспечность.

Роберт:

Руки твои лизать не устану,
Хозяин мой.
Преданность песью назвав изъяном,
Найди другой.

Саломея:

Запах твой изучаю,
Излучаемый свет.
Тени твои – скучают,
А тебя среди них нет.

Роберт:

Руки твои лизать не устану,
Хозяин мой.
Преданность песью назвав изъяном,
Найди другой.

Саломея:

Руки твои целую
Целую вечность,
Прости за такую
Мою беспечность.

Клод:

По щеке погладил –
Милостыню – так
Нищему… По глади
Поскакал пятак.

Черти(протяжным воем):

Омут – водоем мой.
Блинчиком на дно.
Главное – вдвоем мы.
Я – Твое звено!

Я – Твоя частичка…
Ну, погладь еще!
Мертвая водичка –
Как же… горячо!

Роберт:

Руки твои лизать не устану,
Хозяин мой.
Преданность песью назвав изъяном,
Найди другой.

Первый Ученик, самый тонкий, самый чувствительный и, пожалуй, самый отдавшийся, если нам понятен сей лексикон, отделяется от компании.
К кому он обращается, тихо читая свои стихи?
 
Вик:

Из мученика превратился в шута –
Так было Тебе угодно.
Прямо в опилки слетел с креста.
Я выбрал Любовь. Свободу

В полночь, в самой желанной спальне
Словно девственность, потерял.
Я Бога в лицо узнал. Сполох дальний,
Ослепив меня, – воссиял.

Черти(перебивая Вика):

Омут – водоем мой.
Блинчиком на дно.
Главное – вдвоем мы.
Я – Твое звено!

Я – Твоя частичка…
Ну, погладь еще!
Мертвая водичка –
Как же… горячо!

явление третье

Но в земном доме Дьявола нет места хандре и романтике. Вик, Первый Ученик, наступив на хвост трагическому порыву, комически-пафосно, максимально театрально декламирует псевдо-поэтические изыски. Ему помогает хор Чертей.

Вик:

Позади меня без дыхания
Черный Брат стоит в ожидании.
Такая безмолвная стража
Самое Страшное будоражит.

Черти(завлекающе):

Из-под темной ткани – гладь пера.
Искушает снами Ангел до утра.
 
Вик:

Ангел мой прекраснейший, не проси
Терпким, жгучим ядом губы оросить!
Хочешь страстью смрадной друга распалить,
Алой кровью сладкой жажду утолить?

Марио(серьезно):

Противостоять ему не хватает сил…
Из-под темной Ночи душу уноси.

Черти:

Позади него без дыхания
Черный Брат стоит в ожидании.
Такая безмолвная стража
Самое Страшное будоражит.

Вик, сама кротость, сидит у ног Майка.
Сердце того, кто еще недавно жил среди людей, переполнено сладкой до боли нежностью. Но нам не следует этого знать.

явление четвертое

Лучший Ученик, Марио заслоняет собой расчувствовавшегося Дьявола, прикрывает позор его нежности. Танцевальный монолог Марио. В нем вся тьма дома Майка, в нем ясность подмены, преемственность трона.
Завершает танец Лучшего Ученика хор Чертей, определяющий нынешнее настроение Майка. Он раздосадован и зол.
 
Черти:

Мы в бреду
Гимны Тебе строчим.
 
Майк:

Ваш в Аду
Гений, видно, почил,
Дети глупые…

Черти:

Славим Тебя, Царь!

Майк:

И без лупы я
Чувствую вашу гарь.

Черти:

Мы – послушные,
Ждем от Тебя тепла!

Майк:

Жгите душу вы,
Тело спалив – дотла.

Майк, Новый Дьявол исчезает в грязной бездне театрального задника.

действие четвертое

явление первое

Сон Анархиста. Бело-золотой свет. Анархист, Хранитель слышит голос Михаила, Архангела.

Михаил:

Все только сон.
Служи. Не задавай вопросов.

Анархист:

Все только сон.
Служи. Не задавай вопросов?

Михаил:

Тем, кто спасен.
Весной – душа слетит с откоса –
В бескрайний Дом,
Где свет, что воздух для Земли.
Вода сокрыта льдом…
 
Анархист:

Вода сокрыта льдом?

Михаил:

Огонь растопит лед, внемли…

Этот сон укрепляет слабых, этот сон утверждает миссию Анархиста.
Танец – Путь, это внутренняя борьба с самим собой, отрешение от жизни, приятие жизни, ответственность за Землю.

явление второе

Сон срастается с явью. И с этой волнующей реальностью на сцене появляется Саломея, Возлюбленная Майка, желающая любви Света. Или смерти Света? Трудно разобраться в этом сгустке беспорядка, боли и красоты.

Саломея:

Из устья реки – серебро воды.
Из уст твоих – звук... Слышу:

Анархист:

Отойди от воды, далеко ль до беды?

Саломея:

Серебро странных слов вышних.
 
Из-под трепета крыл – отблеск костра.
Темным золотом светит броня.

Анархист:

Успокойся и жди, золотая Сестра,
Ты не бойся, не бойся Огня!

Танец кастрированной страсти, Танец – Запрет. Мужчина отвергает женщину, как дух отвергает грех.
 
Анархист:

Саломея… Царевна… Змея…
Искуситель бескрылый, молчи.
Равнодушной ночью – не я
Жег стихи от живой свечи.

На руке моей знак огня,
А на сердце твое пятно.
Саломея, всмотрись в меня.
В мою глубь, в самое дно!

Видишь, – утро, звезды свет.
«Прими, Дева, благую весть».

Михаил:

Саломея, тебя здесь – нет.
Вечный алчущий, ты – есть.

явление третье

Отчаявшаяся, но не озлобившаяся Саломея согласна выйти из игры. У нас нет танца семи покрывал, и голова осталась на плечах Пророка-Хранителя. У нас совсем другая история. Саломея – жертва.

Саломея:

Хочешь уйти – уйди.
Не удержу и пол-словом.
Там, у меня в груди,
Место свободно. Новым

Его посещать гостям,
Подобранным по указке
Подреберного... Хотя
И самозванцам маски

Идут. Оцени походку...
Дарю их дорогам свет.
И в бесславных походах
Все же есть благость. Нет

Тонкости, нет и вкуса.
Да, это не мой стиль.
После больных укусов
Всегда говорю – прости.

Дуэт. Слабость и величие. Слабость мужчины, отказавшегося от заигравшейся, поверившей в свою игру, женщины. Величие Хранителя, до конца осознавшего неоднозначность выбранного пути.

Анархист:

Отпусти меня, Саломея!
Ты играла подобные роли? –

Саломея:

Ты мне сам об этом сказал.

Анархист:

Я запомнил, я стал умнее.
Мне известна цена – соли,
Растворенной в твоих слезах.

Слезы высохнут. Реки – бродом.
Губы – вишней, раз яд в крови.
 
Саломея:

Саломея! И жизнь за взгляд!

Анархист:

Ты наткнулась на кол свободы,
Так на помощь любовь зови.
А придет – отошли – назад.

Михаил:

Лишь тогда познаешь любовь.

Анархист:

Лишь тогда познаешь любовь…

действие пятое

явление первое

Лирически-томный танец. Новый Дьявол тоскует по любви, и, тоскуя по любви, тоскует по свету любви.
 
Майк:

Лишь тогда познаешь любовь…

явление второе

Покинутые Ученики, не способные осознать причину охлаждения к ним Дьявола, травят душу беспочвенными домыслами, плачут и поют.

Вик:

Сколько раз твои белые плечи
Поцелуями робкими метил.
Уничтожит сонные встречи
Утро – рассветной плетью.
 
Макс:

Оставлен, брошен,
Уронен все же…
 
Клод:

Сколько раз простую случайность
Облекал я в наряды надежды.
Но она из крайности – в крайность
И прозрачна ее одежда.

Макс:

Оставлен, брошен,
Уронен все же…
 
Роберт:

Сколько раз в глазах твоих черных
Видел я и тоску, и тревогу.
Улыбаюсь я, обреченный,
Слезы лить по гордому Богу.

Макс:

Оставлен, брошен,
Уронен все же…

Вик:

Как лечь спать?
Холодна кровать.
Что куда деть?
Некому раздеть.

Макс:

День-денешенек
Один-одинешенек.

Вик:

Дельный удел,
Коль не у дел –
Спальню негретую
Грей сигаретою.

Все вместе,копируя рефрен Макса:

День-денешенек
Один-одинешенек.
 
Макс (отвечая им):

Я брошен
Тобою у самой Бездны.
И что же? –
Верно сказал: «Исчезни».

Клод:

Я болен
Болезнью твоей стражи –
И доли
Иной не прошу. Даже

Уверен
В достоинствах этой пытки.
Безмерен
Доход, по нулям убытки.

Макс:

Я выжжен
Твоей глубины светом.
И ты же
Меня упрекаешь в этом.

Марио (подводя общий итог):

Да, любовь бывает идеальной
Лишь в мечтах.
И она любви из спальни –
Не чета...

Все вместе:

Страсть и нежность, страх и трепет –
Все пройдет...
Охладит любовный лепет
Колкий лед.

Марио:

Лед в глазах его остывших,
В сердце холодок.

Вик:

Я твой прошлый…

Клод:

Я твой бывший…

Роберт:

Сделанный глоток.

Выступает с сольной партией обиженный отстраненный, бесполезный – на его близорукий взгляд – Роберт, Второй Ученик. Ему вторит хор Чертей во главе с Марио.

Роберт:

Болезнь – болеющим!
Виват, Луна!
Субъект стареющий
Испил до дна
Лохань служения –
И вот итог:

Марио:

Пренебрежение –
Поклон – порог.
 
Черти:

Зато – неистовым
Облизан прихвостнем.

Роберт:

Удар… Ударь еще…
Окончен пир.
Горит ристалище.
Милорд, Мессир…
О, день рождения!
Мой Бог, мой Бог –
Освобождение? –
Таков итог?

Марио:

Свободой дареной
Любовь оспаривать.
 
Черти:

Свободой дареной
Любовь оспаривать.

действие шестое

явление первое
 
Мы возвращаемся к Танцу – Тоске Нового Дьявола. В него вплетается Танец – Просьба. Мужской дуэт. Анархист, Хранитель и Михаил, Архангел. Анархист выступает в роли заступника Нового Дьявола, он знает, как спасти Землю.
После танца Анархист выдает текст, как всегда – расставаясь с видением.

Анархист:

Целовал в глаза ночи белые.
Мириады искр? – Грозди спелые.
Виноградом звезд стадо потчевал? –
Нас поил теплом Дома Отчего.

Бледный свет зари. Молоко и кровь –
Будто жизнь и смерть. Но еще любовь.
Полюби Его! Звездный виноград…
Пожалей Его! Он презреет Ад…

явление второе

Михаил, Архангел, глава ангельского Воинства, принял на веру затею Анархиста, Хранителя, его разгадку вечной загадки Вселенной.
Единственной оружие против тьмы – это свет любви.
Вначале герои произносят свои слова, не слыша и не чувствуя друг друга, к финалу явления их голоса сливаются в общий поток. Появляется Белая Возлюбленная. Светлый луч в глубине сцены, заметный только зрителям. Танец – Намек, Танец – Обещание.

Михаил:

К молитве сложенные руки
Так жарко целовать.
Ах, сладость самой сложной муки,
Тебя не миновать.

Сердечный пламень, такой желанный,
Молитвы треск.
Ах, сладость, сложность; непокаянных
Озерец блеск.

Я добровольно вручаю душу...
Вновь предаю.
Ах, сладость муки, еще послушник
В твоем раю.
 
Майк:

Я чувствую – внутри – живет
Любовь. Она мне вместо крови.
Она мне – все. Но ядовитый мед
Любви меня мертвит. И кроме…

Нарушенного сна, мигрени
Нет ничего. Что мед? Что яд?
Что я назвал любовью?! Тени
Бессонницы лица не молодят.

Монолог перерастает в диалог:

Михаил:

Поверхностные тени отражений
Уснули, утомленные сраженьем…

Майк:

Не отраженья – тени отраженных,
Переплетясь, лежали.

Михаил:

Обнаженных,
Неясных форм их не касался свет –
В извечной полутьме мильоны лет

Скульптурной группой…

Майк:

Плоти местью
Они казались…

Михаил и Майк, вместе:

«Вечно – вместе!» –
Договорились, приняли – сбылось:
«Как тени вместе, отраженья врозь».

явление третье

Майк, Новый Дьявол – в полузабытьи, вспоминая, или мечтая:

Майк:

Сладким соком Ночи опьянил.
Глубоко поцеловал – Утром.
Подлинный Архангел Михаил
Выдохнул мне вслед – Мудрый.

И исполнил все, о чем просил,
Восхищением зажег – взгляд!
Улыбнулся… И упал без сил.
Выдохнул мне вслед – Брат.

эпилог

Новый Дьявол вместе с хором смешных Ангелов – с полной убежденностью в своей правоте – повторяет слова Михаила, слова, рожденные в сердце:

Ангелы:

Может быть, Земля откупится,
Может быть, Земля отмоется.
Бедная моя преступница,
Незачем тебе в покойницы...

Танцевальный монолог – Возвращение в Свет. Новый луч Белой Возлюбленной.
Общий Танец – Спасение Земли. Танец построен по принципу гротескного дивертисмента.

Майк:

Может быть, Земля откупится,
Может быть, Земля отмоется.
Бедная моя преступница,
Незачем тебе в покойницы.