Stihi. ru как психопатологическая среда. Чтение оп

Кумиры Стихиры
Stihi.ru как психопатологическая среда. Чтение опасно.

Прежде всего предупреждение: если психика Ваша неустойчива, не рекомендую читать это текст. Впрочем, тех, кто осилит все буквы, в конце ожидает «лекарство». Возможно, правда, и не эффективное.

Приступим. Вот несколько цитат из текстов, написанных, предположительно нормальными людьми.

Ты ешь сердца почти что каждый день,
И запиваешь кровью жертв опавших пред тобою,
Тобою властвует усталость, нежелание и лень.
Позволь я одеялом стан твой скрою.

Инкубус «Сквозь душный аромат»
----
Для меня нет авторитетов
среди нынешних поэтов.
Стишков понаписали,
а их читает кто-нибудь, едва ли.
В них нет русской речи простоты,
они заумны и пусты.
Лео Куни «Секс да мат…»
-----
Я на листве заметил губ следы
и аромат почувствовал дыханья:
оставила следы, конечно, ты,
понять нетрудно по благоуханью!
В.Евсеев «У тебя есть я»
-----
Что ж мы творим? Куда несёмся смело?
Зачем мы губим искренность сердец?
И наказания получим мы за дело,
И света уж виднеется конец…!!!
Peps. "Конец света"
-----
По оттенкам печали идёт к нам с диагнозом снег,
Прикрывая места, где болит - он усталый бродяга,
Меланхолии серый халат - бесподобный доспех,
В нём загробного мира клочок подмороженных ягод.
Frank «Меланхолия»
___

В моей личной коллекции много таких «шедевров», которые отдельного разбора не заслуживают. И вот скажите мне теперь, каков же диагноз, с которым к нам идет снег? Но не об этом я хотел бы написать. Как Вам такой образец, без преувеличения можно сказать, грубой прозы:

«Не надо, Михаил Наумович. Не делайте вид, что Вы хороший человек и пытаетесь разобраться в сетевой поэзии. Вам это не нужно. Ваша задача - разрекламировать себя за счёт оскорблений талантливых авторов. Я что-то не заметил, чтобы Вы извинились перед Норой. Вы хотите неприятностей? Я постараюсь Вам их обеспечить. Как? Мне виднее, я знаю, что говорю. Отныне, когда у Вас будут неприятности, вспомните меня. С этого момента у Вас их будет много на всех уровнях Вашей плюгавой жизни. Начиная от работы и кончая здоровьем. На Вас будут падать кирпичи, наезжать машины, сваливаться метеориты, у Вас протечёт потолок, обрушится крыша и т.д. и т.п. Мой Вам совет - закройте все Ваши грязные странички здесь и исчезните. Иначе пеняйте на себя. Наказание не будет быстрым, но будет неотвратимым. И страшным. Не надо смеяться. Вернуть Вам Вашу прежнюю жизнь будет стоить Вам ОЧЕНЬ дорого. Вы наступили на мину. Не стоило этого делать ради своего тщедушного тщеславия» Алексей Порошин.

Вот такое замечательное послание получил я, в процессе обсуждения эссе о стихотворении Норы Никаноровой «Кофейная роза» (http://www.stihi.ru/2006/12/02-89). Замечу, что само эссе родилось по следам предыдущих публикаций, где я пытался сформулировать свой взгляд на Стихи.ру и заметных авторов этого сайт (http://www.stihi.ru/author.html?kumiry).

А что, – подумалось мне – почему бы и нет. В нашей стране, возможности влияния на действительность одних людей часто принципиально больше возможностей других. Почему бы ни вообразить себе такую ситуацию, что на стихиру, разумеется, инкогнито, захаживает некий могущественный человек. Может быть, он настолько могуществен, что для него ничего не стоит меня, жалкого червяка, уничтожить, вместе с моим «тщедушным тщеславием». Но тогда возникает вопрос: что эта неординарная личность забыла на стихире, и почему она настолько всерьез восприняла мои ничтожные реплики, что удостоила личной рецензии? Чем объясняется такая горячность великого человека, по столь незначительному поводу? И ведь, вот что удивительно – горячность эта мне, по большому счету, хорошо понятна.

За пару месяцев мне удалось познакомиться с несколькими обзорными статьями об этом сайте. Через все эти тексты, такие разные, через их пафос неизменно проступают – горечь и обида незаслуженно отвергнутого человека. Причем, мне кажется, из всех зарегистрированных сегодня авторов, не найдется здесь ни одного счастливца, купающегося в славе, уверенного в себе, в собственном таланте, и знающего, что он оценен по достоинству.

Взять хотя бы талантливого автора Ленку Воробей. Автор несомненно не только одаренный, но и весьма известный в этой среде. Не так давно, я имел удовольствие не слишком лестно, публично высказаться в адрес ее творчества. И что же? Казалось бы, плюнуть и растереть. Нет, чуть ли не каждый божий день Ленка заглядывает на мои страницы. Что она на них ищет? Может быть, ожидает, что я признаю, что ошибался на ее счет. Ленка, я ошибался.

Тщеславие – одна из самых сильных страстей человека, она одна не оставляет его даже тогда, когда все остальные страсти уже улеглись и не беспокоят. Даже, когда Вам кажется, что Вы победили тщеславие, на этом сайте, оно внезапно настигает и хватает Вас за горло, заставляя плясать под свою дудку.

Вот как это происходит со среднестатистическим автором. Давайте будем думать, что он пишет обычные, в меру оригинальные, но вменяемые стихи. Человек приходит впервые на сайт Стихи.ру в поисках непредвзятого взгляда на свое творчество, взгляда более объективного, чем взгляд близких и знакомых. Возможно, что до этого, у него были и бумажные публикации, и даже признание в узком кругу друзей. (Иногда мы, с удивлением, узнаем – среди стихирян есть члены союза писателей, прочие члены и лауреаты.) Поначалу, всё идет хорошо. Сочинитель видит, что его страничка посещается и набирает, за какое-то время, более 250 посетителей. Чего еще желать! Попробуйте издать книгу стихов и быстро распространить ее БЕСПЛАТНО тиражом в 200 экземпляров. Поверьте, далеко не у всякого, даже хорошего поэта, это получится. А тут уже 250! Но неудовлетворение остается.

Ведь больше ничего не происходит. Рецензии редки и бессодержательны, а читатели приходят и уходят. Однажды, во время очередной прогулки или бессонной ночи, в голову нашему сочинителю приходит гениальное стихотворение. Он записывает его и, с горящими глазами, торопится поместить на сайте. Потом поэт спокойно засыпает, уверенный, что на утро проснется знаменитым. А что происходит на утро? Уверен, Вы знаете. «Гениальное» произведение прочитывают 2 человека. И всё, хоть вешайся.

Но, он не повесится, нет, хотя и начнет метаться, пытаясь понять: что же, чёрт возьми, такое происходит. Первое, что приходит в голову – отличная публикация просто затерялась среди одновременно помещенных опусов других «гениев». Нужна реклама – анонс на первой странице. Баллы для публикации можно накопить, можно купить, и вот шедевр размещен. Однако, тут автора ждет очередное разочарование. Да, стихотворение прочтут несколько сотен читателей, очень хорошо, если число приблизится к 600, но, скорее всего, по нынешним временам, 300 – более реальная цифра. В любом случае баллы потраченные на анонс не вернуться. Тут, как в казино, выиграть нельзя, иначе это будет нерентабельно для хозяев. Тем более что администрация оставляет за собой право произвольно уменьшать, получаемые автором баллы. И имеет на то все основания: сами дали – сами взяли. Но дело не в этом. Увеличится ли после этого посещаемость странички нашего героя. К сожалению, нет.

Тут автор обычно смекает, что многое зависит от особенностей сайта. Если ум его пытлив, очень скоро, он начнет подмечать простые закономерности, повышающие посещение страниц. Возможно, он наткнется на одну из множества инструкций, оставленных такими же бедолагами, где в простой и ясной форме будут изложены общие методы борьбы за выживание:
как и когда публиковать стихи, как правильно разместить анонсы, как вести себя по отношению к публикациям других авторов. Правила нехитрые, одна беда – когда они становятся известны всем – начинаю давать сбои или перестают работать вовсе. Одно, можно сказать точно. Так или иначе, во время своих мытарств, наш искатель славы будет постоянно натыкаться на произведения, вроде процитированных выше или даже такие:

На меня, истекая желаньями, смотрит влагалище.
Я открою сегодня пи*ды вкус, пока не изведанный.
И, как пес перед лисьей норой, возбужденный и лающий,
Я в тебя языком окунаюсь, влюбленный и преданный.
Василий Колбаскин. «На меня, истекая желаньями…».

Нетрудно догадаться, что подобные стрессы, могут болезненно сказаться на психическом самочувствии автора. Самое неприятное, что если он вовремя не осознает происходящего, стихи его постепенно начнут меняться, вбирая в себя черты сочинений, которые абсолютно необходимы, чтобы обеспечить посещаемость страниц, хотя бы отчасти окупить анонсы, и создать иллюзию признания. Если кому интересно, могу перечислить эти необходимые черты: тема – любовь, форма – гламурная, смысл – туманный, образы – яркие и шокирующие, рифмы, как можно более неожиданные.

Но будет ли он удовлетворен? Нет, не будет, а станет он озлоблен и мрачен. Потому что, иллюзия не может насытить. И будет он как наркоман, плодить свои клоны, размещать анонсы, и тыкать в них раз за разом, чтобы обеспечить попадание в рейтинг, и будет истерически вопить, если кто-то попытается указать ему на то, чем занят он и подобные ему. Так он станет настоящим сетевым поэтом (поэтессой), и начнет, в конце концов, писать о Стихире, которая превратиться для него в «Единственный Мир Литературы». И будет он призывать некого мифического Эксперта, который расставит все по своим местам, разгонит графоманов-павианов, а его сердце успокоит – скажет ему авторитетно: «ты хороший».

И как определить такое состояние человек, как не психоз? Назовем его «синдром стихиры».

А теперь обещанное лекарство.

Во-первых, читайте постоянно, ежедневно бумажную поэзию. Всех этих Пушкиных, Соловьевых, Блоков и прочих. А то ведь процитируешь, бывает, автору Александра Сергеевича, забыв указать источник, а он тебе – ах, какой Вы экспромт сочинили! Не читал «Евгения Онегина», представляете! Или вот есть тут такой деятель – Миша Солнечный, который спокойно под своим именем печатает стихотворение Владимира Соловьева, и хоть бы кто вякнул. М-да, впрочем, я тоже промолчал, а что тут скажешь? (Написал и подумал, а знает ли здесь кто-нибудь что за Соловьев такой?)

Во-вторых, предлагаю, не заглядывать в чужие тексты, а внимательно их читать. Предлагаю писать честную рецензию автору, особенно, если стихи не понравились. Возможно, начав разбираться в чужих ошибках, Вы станете иначе относиться к собственным. Может быть даже, углубившись, увидите, что не такие уж плохие стихи Вы читаете. Просто вспомните, вы с автором друзья по не счастью, независимо сколько у кого "читателей" в статистике.

И еще замечание напоследок. Есть тут такой пост, где читатели и авторы Стихиры классифицируют друг друга. Критерии классификации изначально определенны не были, поэтому при поверхностном взгляде такая классификация показалась подобна делению на «зеленых», «с бантиком», и «любящих кроликов». Но обращает на себя внимания тот факт, что все кто предлагал свои критерии деления, по сути, в разной форме, делят всех авторов только по одному признаку, отношению к творчеству, вводящего критерий.

В основном, все проводят классификацию только по отрицательным признакам.
Почему-то никому не пришло в голову классифицировать авторов по уровню их творчества. А я бы предложил такое деление: начинающий, любитель, определившийся поэт, экстраординарный автор.

Начинающий – неопытный автор, начавший писать совсем недавно. В основном, это молодые люди до 20 лет.

Любитель – автор пишущий давно, но не развивающийся или развивающийся медленно.

Определившийся поэт – автор, со стажем, имеющий бумажные публикации, и не допускающий в стихах явных ляпов.

Ну а экстраординарный автор – тот, кого таким признает несколько определившихся поэтов. (То есть почти миф ;0) )

Кстати, чтобы избежать вопросов – себя отношу к определившимся поэтам.

Ромм Михаил Наумович (http://stihi.ru/author.html?rommnaumych)