Сватовство Самуила

Фрида Шутман
Светлой памяти Софьи и Самуила Шендеровых


Бесприданница

 Софья или по-грузински, Сона, с удовольствием расчесывает свои густые длинные черные волосы и заплетает их в две тугие косы.
"Вот и хорошо, что никто замуж не берет. А то как я смогла бы расстаться с таким богатством"*, рассуждает девушка. Да, красивые волосы и ещё широко расставленные зеленые глаза – это действительно девичье богатство. Другого у Соны просто нет. Утром она пошла со своими племянницами на серные источники. После купания в них волосы становятся ещё крепче и краше, а кожа – это отдельный разговор.
 Сона почти ровесница своим племянницам. Живет в доме своего старшего брата уже много лет, т. к. их родители давно умерли. Ей очень повезло с братом; он относится к ней с отцовской любовью. Правда приданного не обещает – у самого дочери-невесты. И ей повезло с друзьями. А какой красивый город – Тбилиси! Она хотела бы всю жизнь провести в семье брата. Но, ей все кругом твердят:"Надо замуж выходить, детей рожать". "А мне ничего, кроме вот этого солнца и свободы не надо," упрямо повторяла себе 24-х летняя Сона. За глаза о ней уже не говорили иначе как о старой деве.
 "Не хочу замуж", твердила сама себе Сона. Но сама с понятной завистью украдкой наблюдала, как готовится к свадьбе её красавица-племянница. Эта девочка была еще почти подростком, но о её красоте изажиточности её отца молва шла и за пределами Тбилиси. А что Сона – она душой и телом сама как подросток – худенькая, невысокая, взбалмошная, вечно убегающая с подругами к фонтану на площадь. Её всё кругом интересовало.

 Шёл в Царской России кровавый 1905-й год...

 




* По еврейской традиции замужняя женщина из религиозной семьи либо укорачивает волосы, либо полностью бреет голову и носит парик.










Почерк

 Какую роль в жизни человека может сыграть каллиграфический почерк? Иногда, оказывается, решающую.
 Когда в семье Шендеровых из Закаспийского края не стало отца, старший сын Самуил пошел работать на завод. А ведь ему было тогда лишь десять лет!
Что же мог там делать смышленный не по годам ребенок? Его взяли писарем. Благодаря феноменальной памяти и усердию Самуил быстро освоил языков семь и через несколько лет общался с каждым работником на его родном наречии. Это очень подходило хозяину завода – англичанину по происхождению. Впоследствии, когда после гражданской войны повсюду зверствовали местные банды, знание языков спасло жизнь Самуилу и многим другим.
 Хозяин завода сбежал, оставив всё производство на своего опытного управляющего, каковым Самуил являлся к тому времени уже лет двадцать. И вот "Большой Самуил" как его уважительно называли рабочие, мужественно выходил из-за ворот и разговаривал с бандитами на их языке, будь то армянский или азербайджанский, русский, греческий...

 А в тогда ещё далеком 1905-м году Самуил был новоиспеченным управляющим. Этот высокий худощавый молодой человек лет 30-ти, прошедший нелегкий трудовой путь, все годы помогающий своим близким, наконец, задумался и о своем семейном очаге. Мать Самуила проживала в то время в Тбилиси. Там она прослышала о чудесной девушке на выданье. Самуил попросил мать сосватать ему невесту. Но, девушка была уже просватана.


Сватовство

 Самуил очень огорчился вежливому отказу. Его мать много рассказывала об этой тбилисской семье. Внутренний голос твердил ему не отступать. В своем письме он просил мать выяснить, нет ли у них еще девушки на выданье (он очень хотел бы породниться с такой добропорядочной еврейской семьей). Поразмыслив, старший брат Соны предложил матери Самуила её ему в жены. Тот не возражал.
 Теперь наступил самый трудный момент: нужно было уговорить Сону согласиться выйти замуж за человека, которого ее родные знали лишь по безукоризненному почерку и рекомендации друзей. Она сопротивлялась, как могла. Но, брат настоял и вот уже, со слезами на глазах, с обреченным взглядом и небольшим чемоданчиком Сона стоит на дороге и ждет кареты, которая навсегда ее разлучит с родными, друзьями, с Тбилиси и ее беззаботной юностью...






Дорога

 В карете Сона сначала долго плакала. Ей наверное, казалось, что возница сжалится над ней и повернет назад. Но, карета неумолимо мчалась по Военно-Грузинской дороге вперед, неизбежно удаляясь от родного Тбилиси.
 Слегка успокоившись, Сона решила что-либо предпринять, но, только не ехать к незнакомому жениху. Узнав у возницы, когда следующая остановка, она решила сойти.
 Приняв решение, Сона повеселела, с аппетитом поела и решила немного вздремнуть. Когда она проснулась, то никакого селения не увидела. Снова она обратилась к вознице. Он объяснил, что, в связи с революционными мятежами, он не будет останавливаться до конечного места назначения. На дорогах было очень неспокойно и он весьма резонно опасался грабежей и беспорядков. Сона опять расстроилась, поняв, что от судьбы не уйдешь.

Не родись красивой

 Сейчас даже трудно предположить, как сложилась бы судьба Соны, если бы не революция 1905-го года. Многие годы спустя она часто задумывалась над этим. Скорее всего, не было бы у нее любящего и любимого мужа, детей, роскошного дома с несколькими служанками. Не принимала бы она у себя гостей из местной правящей элиты. Не шила бы себе на заказ каждую неделю обнову для светских визитов...

Письмо

 Приехав по письменному соглашению в семью Самуила и выйдя за него замуж , Сона очень скоро стала всеобщей любимицей. Но, даже переборов все свои страхи и опасения и, обретя, наконец, свой дом, она грустила по своим родным и по Тбилиси.
 Часто среди всеобщего веселья она вдруг застывала, бледнела, её бездонные зеленые глаза наполнялись слезами. Конец этого дня Сона проводила в тоске и печали.
 Самуил, сильно полюбив Сону, не мог видеть ее плачущей. Он не знал, что делать. И снова, уже в который раз, его удивительный завораживающий почерк сделал свое дело. Самуил написал письмо брату Соны, в котором убедительно просил его приехать. Что же он такого написал, что заставило ее брата срочно приехать? Что Сона грустит и плачет? Какой мужчина всё бросит и примчится на встречу? Нет, закавказского мужчину может сдвинуть с места только поруганная честь семьи.
 Что же делает умница "Большой Самуил"? Он пишет письмо, в котором просит брата Соны приехать и образумить ее. Она, дескать, ничего дома не делает, его матери не помогает, уж слишком ленивая и неприветливая. Он, мол, не ожидал, что, взяв жену из такой уважаемой семьи, будет так мучиться.
 Естественно, что для Соны внезапный приезд брата стал настоящим праздником. Уставший с дороги брат смотрел на молодую нежно воркующую чету с нескрываемым изумлением. Потом Самуил ему все объяснил. И еще долго в обоих семействах судачили об этом письме. Оно стало реликвией семьи Шендеровых.

Воспоминания

 До самого последнего дня уже овдовевшая Сона вспоминала свою счастливую семейную жизнь. Омрачали эти воспоминания страшные погромы. Что бы не происходило впоследствии, не пугало Сону. Она твердила без устали: "Всё равно, лишь бы не было погромов". Даже когда снимали Никиту Хрущёва, она тоже спрашивала: "А погрома не будет?"
 На старости лет невысокая Сона еще больше сжалась, так что она теперь свободно умещалась на небольшом сундуке, заменявшем ей кровать. Потеряв с экспроприацией свой большой дом и имущество, семья ютилась в маленькой тесной комнате. И вот, сидя на узком сундучке, бабушка Сона с горьким смехом рассказывала любимой внучке, как она когда-то рыдала, оставшись "только" с двумя служанками вместо трех.

* * *
 Уже давно нет в живых бабушки Соны. Уже давно ее внучка сама стала бабушкой. Но, иной раз она нет-нет да и вспомнит разные семейные истории, и, особенно, историю сватовства деда Самуила.


На фотографии - Софья и Самуил Шендеровы.