Севастополь. Тихое солнечное утро. Ничто вроде бы не предвещает, чего-либо из ряда вон выходящего. У причала пристани «Угольная» ошвартован флагман Вспомогательного флота, морской водоналивной танкер «Маныч». На берегу возле трапа стоит горстка провожающих. Это в основном родные и близкие, а так же друзья моряков, уходящих сегодня в дальнее плавание. В плавание по бескрайним просторам Средиземного моря. В течении полугода морякам предстоит работа по обеспечению боевых кораблей нашего доблестного Военно-Морского Флота.
«Маныч» замер в ожидании прибытия таможни и пограничников. Члены команды стоят на корме у трапа, облокотившись о леера и «хорохорясь», переговариваются с провожающими. Прошедший вечер и ночь у всех были «весёлыми», если не сказать точнее «бурными». А как же? Всё-таки вечер проводов в море! Эта участь не минула и меня с сотоварищами, матросом первого класса Алексеем и мотористом Николаем. Лёша был родом из Херсона, а Николай из Белоруссии. Оба они прибыли в Севастополь после кронштадтской «мореходки» и добросовестно отрабатывали свои три года. Состояние у нас было не то что бы хорошее после прощального вечера, но и не совсем пропащее. Однако мы старались выглядеть орлами не хуже других. Свои проводы мы устроили в «Папином Доме», так в шутку называли ресторан «Приморский» все моряки вспомогательного флота.
Не знаю, сколько бы нам пришлось прибывать в таком состоянии, если бы не Алексей. Он вдруг вспомнил!!! Алексей вспомнил, что у него в каюте, в «дипломате», после вчерашнего вечера вроде бы что-то «завалялось». Мы рассчитывали хотя бы на бутылочку сухого винца, или, по крайней мере, пива. Это его воспоминание сработало как сигнал! Мы «пулей» слетели вниз по трапу! К нашей всеобщей радости, а так же и к удивлению, мы нашли наш драгоценнейший «клад» невредимым.
А так как у меня и у Николая вахта только в 20.00, Алексей же вообще был на «рабочем дне», мы быстренько поправили своё «слегка пошатнувшееся» здоровье. Далее, уже в приподнятом настроении, мы отправились на верхнюю палубу.
Всё было бы хорошо, но тут, как говорится, мы попали в «засаду».
Открыв двери коридора, мы нос к носу столкнулись с замполитом, «святым отцом» нашего экипажа.
Замполит подозрительно «зыркнул» на меня! Потом, слегка наклонившись, он жадно втянул воздух моего свежего молодого дыхания и тоном, не обещающим ничего хорошего «намекнул» зайти к нему в каюту, как только «Маныч» выйдет за боновые заграждения. Перед этим мы, спускаясь вниз, обратили внимание на то, что замполит вёл какую-то нелицеприятную беседу со старпомом.
Беседа наших старших «командиров» проходила, как мы обратили внимание, на повышенных тонах. Видно вот этот разговор и испортил «партийное» настроение нашего политработника.
Дальше всё прошло, как и всегда. Прибыли с проверкой «власти» и командование нас разогнало по каютам. Прошла таможенная проверка, был сыгран «аврал», мы отдали «швартовые» и - в дальний путь…
Ну, вот мы и в море…
Закончились нудные и монотонные двое суток перехода по Чёрному морю от Севастополя до Босфора.
Посещение каюты замполита для нас закончилось «всеобщим осуждением» партбюро экипажа. Нас объявили злостными алкоголиками, и прогремел заключительный приговор: - Запрет схода на берег сроком на три месяца…
... Босфор проходили обычно, как и всегда без лишней суеты и интереса.
Поглазели на стамбульский мост, соединяющий Европу с Азией. Понаблюдали под чутким руководством замполита за катером-разведчиком. Этот катеришка, как бельмо, постоянно сопровождал все проходы наших кораблей через пролив. Из-под штор его иллюминаторов на нас нагло «глазели» объективы видеокамер и фотоаппаратов. Не знаю, что они надеялись увидеть у нас нового?
Красавица «София», со своими шестью минаретами, завершала наш проход по Босфору. Потом, почти всегда спокойное Мраморное море…
В который раз, «попозировали» на фоне древней крепости на берегу пролива Дарданеллы и вышли в Эгейское море. Эгейское море, с разбросанными по нему островами древней Эллады, незаметно переходило в бескрайние просторы Средиземки, полигон для нашей дальнейшей многомесячной и нудной работы.
Вахты и авралы, дни и ночи, шторма и штили, это всё, что ожидало нас впереди. Мы же должны были, усердно и добросовестно «перемолоть» всё перечисленное нашим дружным и весёлым экипажем.
Буднично и серо проходили недели нашего плавания. Мы занимались обеспечением «боевых единиц» отечественного флота, в этом бескрайнем просторе бирюзовых вод…
В светлое время суток, нам приходилось работать с надводными кораблями, а по ночам к нам подходили для обеспечения подводные лодки. Моряки подводных лодок, а это были в основном старые дизельные субмарины, выходили на «свет» как шахтёры, одни глаза и зубы. Подлодка заправлялась топливом и водой, а так же загружалась продовольствием. По окончании загрузки, подводники смывали в нашей «душевой» свои многомесячные «наслоения». Они меняли свою «одноразовую робу» и снова ныряли под воду.
В свободное от вахт и «авральных» работ время, мы, или спали, или забивали «козла».
Стол для забивания «животного», у нас был оборудован в шахте, где когда-то было установлено оборудование для обслуживания кормовой зенитной установки «Маныча».
Теперь это было пустое помещение, которому никто так и не нашёл никакого применения...
Медленно и нудно тянулись неделя за неделей. Так бы всё, наверное, и длилось до конца плавания. Вахта – сон, вахта – «козёл» и, по новому кругу.
Однако, в один прекрасный, в полном смысле для нас день, со штаба эскадры пришла радиограмма.
В ней говорилось, что «Манычу» удосужилась честь зайти в греческий порт Салоники. С дружеским, как бы сказать, визитом! Если бы вы видели, что тогда началось?! Ведь заходов в Грецию под нашим флагом до сих пор не было. Как-никак, всё-таки противоборствующий военный блок! Вся команда гудела, как пчелиный рой. Лишь только нам – мне, Николаю да Алексею, было не до веселья.
Друзья искренно сочувствовали нам. Ведь мы были лишены схода на берег. Срок ещё не истёк, а тут на тебе! Заход в Грецию!..
Прошло ещё несколько дней ожидания. Небольшой переход и вот «Маныч» уже стоит на рейде греческого порта. На флагштоке вместо флага вспомогательных кораблей поднят красный флаг.
Флаг гражданского флота. «Маскировка?!» Порт Салоники, смотрелся с моря, так заманчиво!
Уже вывешены списки групп, кто из комсостава возглавляет группу и в какую смену какая группа идёт в увольнение.
Утром, все увольняющееся получили валюту, подошёл портовый катер, и первая смена отбыла на берег. Мы стояли у борта и с завистью смотрели на медленно удаляющийся катер со счастливчиками. Со второй сменой, та же картина и мы в той же позе. Однако вечером, развернулись события, которые в корне изменили всё. Эти события изменили всё в нашей, как бы сказать судьбе «осуждённых».
После ужина мы разошлись по каютам. Все, кто вернулся из увольнения, делились своими впечатлениями от пребывания в городе. И вдруг, на верхней палубе послышался непонятный шум, вернее какая-то возня и крики. Почти вся команда вмиг оказалась наверху! И что же мы там увидели?! Перед нашими глазами предстала, хоть и не удивительная по содержанию, но редчайшая по своему идеологическому исполнению картина. Наш «святой отец», то бишь замполит, и старпом – мутузили друг друга, невзирая на чины и регалии. Оба они были в изрядно подпитом состоянии и, кувыркаясь по палубе, соревновались в своём красноречии.
На политзанятиях, да и на собраниях, по крайней мере, мы таких изречений во время докладов и лекций не слышали. После некоторых усилий, личному составу, с трудом удалось разнять «борцов» за справедливость. Как выяснилось, из речей обращённых друг к другу замполита и старпома, первый соизволил нецензурно отозваться о жене второго. Тот вскипел, и началась потасовка.
Сначала в каюте старпома, где они отмечали заход в Грецию. Потом им показалось, что в каюте места маловато, и они решили выйти на свежий воздух. Перекурив, «командиры» продолжили выяснения, кто же всё-таки прав.
«Бойцов» разняли, развели по своим каютам и уложили спать. Сами же мы, ещё долго не могли уснуть. Сидя в «курилке», продолжали спорить, кто бы из дерущихся победил если б их не растащить? Всё-таки интересно.
Старпом, лет на десять моложе, однако замполит на голову выше. Вот вопрос?! Было конечно о чём поспорить. Но вот, как раз на этой почве, у меня в голове зародилась интереснейшая идея. Эту идею, я и воплотил в дело, на утро следующего дня.
Утром, сменившись с вахты, я позавтракал и зашёл в помещение «курилки». В это время там было уже полным-полно народа. Часть из них собиралась к сходу на берег, а кто оставался на борту, сидели и забивая «козла». Все обсуждали вечернее «представление». Устроившись поудобнее за столом, я попросил своих друзей по несчастью последовать моему примеру. Когда все расселись, я предложил подождать, пока войдёт в помещение наш «завпрод» Славик, что бы они поняли всю суть моего замысла. Славик, вообще то был электрорадионавигатором по специальности и параллельно, внештатным «стукачом» у замполита по призванию. Как-никак, всё-таки ж комсорг экипажа. Долго ждать не пришлось.
Славик вошёл в помещение, что бы сыграть в домино и стал тихонько в уголке, дожидаясь своей очереди. Вот тут и настал мой звёздный час!
Я, специально, очень громко начал свою речь.
Настолько громко, что бы Славик ни пропустил не единого моего слова мимо своих вездесущих ушей.
- Лё-ша-а! – поведал я, обращаясь к Алексею.
- Ты же ведь знаешь, что заход в Грецию это большая редкость? Так вот, если же я в этот раз не сойду на берег, то по приходу в Севастополь, первое, что я сделаю. Это - прямым ходом в политотдел и доложу, о пьянке с дракой замполита и старпома. А как же?! Получается, если мы простые моряки, нам нельзя! А если замполит или старпом , так можно и напиться, и подраться! Своя рука владыка?!
Где ж тут, правда? Где, партийная честь и совесть? А-а???
После этих моих слов, Славик потихоньку протиснулся к двери и исчез. Вот тут то до всех и дошёл мой замысел. Присутствовавшие в «курилке» стали ожидать, как развернётся в последующее время ход событий.
Минут этак через пятнадцать, по громкой связи прозвучала команда. Меня срочно вызывали в кают-компанию комсостава. Все присутствовавшие замерли и стали с интересом ожидать, чем же всё-таки это закончится. А закончилось - вот чем.
Я прибыл в помещение куда меня, так сказать, « пригласили». В кают-компании уже находились - старпом, замполит и старший механик. В уголке возле телевизора, облокотившись о стол, сидел Славик.
Право первого слова взял замполит. Он доходчиво мне объяснил:
- В связи с тем, что в Грецию заходы редкость, партбюро экипажа «Маныч», решило - амнистировать вас. А так же, можешь передать об амнистии всем остальным «алкоголикам» из вашей компании.
Когда я, уже выходя из кают-компании, открыл дверь, услышал что-то похожее на рычание:
- Так, получайте валюту и собирайтесь в увольнение во вторую смену! Тебе всё, ясно?!
- Ясно! - бодро ответил я, удаляясь из кают-компании.
И вот мы, через какие-то четыре часа, уже стояли, крепко держась за леера, на борту греческого портового катера. А он, нас нёс на своей палубе навстречу к заманчиво распахнутым настежь дверям - к широким стеклянным дверям «достопримечательностей» греческого порта Салоники!..