Увээн в суде

Валерий Гвоздей
УВЭЭН В СУДЕ

От редакции

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей очередной фрагмент недавно обнаруженного эпоса "Увээн". Редакция, конечно же, сознает всю ответственность этой культурной акции и неизбежный риск. Слишком велика опасность произвольных толкований древнего текста, реконструкция которого далека от завершения. И все же, как считают ученые, им удалось нащупать основной смысловой костяк фрагмента и даже прокомментировать отдельные строки. Условно фрагмент назван "Увээн в суде", поскольку речь в нем идет о столкновении героя с несовершенной системой судопроизводства. Увээн – представитель богатырской вольницы. Между тем известно, что для подобных анархически ориентированных коллективов характерен культ личной храбрости, удали. В таких микросоциумах грабительские набеги на владения соседей нередко расценивались как проявление молодечества, на них смотрели сквозь пальцы. Юный герой, видимо, попался на грабеже, когда пытался добыть средства для дружеского пира. После чего и был притянут к суду.

А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима1,
Сужденья черпают, когда идут в клозет, –
Времен Очаковских2 и покоренья Хрыма3;
Всегда готовые к гульбе,
Поют все песнь одну и ту же4,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже5.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны [нрзб]
[нрзб] грабительством6 [нрзб]
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве7,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы8
Прошедшего житья9 [нрзб]
Да и кому в Уве10 не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы11?


1 Живя по законам богатырской вольницы, Увээн не признает правомочность суда старейшин, стремящихся обуздать молодежь. Герой сомневается в объективности суда старейшин еще и потому, что, скорее всего, одного-то из них Увээн и ограбил.

2 Речь идет о некоем Очаке, мифическом прародителе увээнов (ср. «при царе Горохе»).

3 Кто такой Хрым – ученым пока не удалось выяснить. Не исключена его хтоническая природа.

4 Очевидно, имеются в видукакие-то ритуальные песнопения, предваряющие увээнские судебные разбирательства и, возможно, восходящие к культу некоего божества, близкого по функциям древнегреческой Фемиде. Не исключено, что увээнский культ, в измененном виде, был заимствован древними греками.

5 Есть и другой вариант реконструкции данной строки: «Смотри, старик, тебе же будет хуже!»

6 Т.е. – кого тогда грабить-то?

7 Стремясь избежать судебного преследования, Увээн апеллирует к системе дружеских и родственных связей.

8 Отчетливое свидетельство проникновения чужеземцев в увээнское общество, где они, судя по тексту, пользовались покровительством знати. Знакомство Увээна с этим явлением лишний раз подтверждает его принадлежность к аристократии. Заметим попутно, что институт клиентов, известный нам из истории древнего Рима, первоначально, видимо, зародился в увээнском бытовом укладе и много позже был перенесен на римскую почву. А уже оттуда – к нам.

9 Герой с горечью признает, что многие славные традиции безвозвратно канули в прошлое.

10 Ува – столица увээнов.

11 С простодушием архаического человека Увээн рассчитывает повлиять на свидетелей, устраивая для них роскошные пиры. (Интересно, где он возьмет необходимые средства? Снова ограбит кого-нибудь? – Ред.)