Откуда берутся плохие стихи. Заметки для начинающего поэта

Страна Советов
Давным-давно замечено, что все хорошие стихи хороши по-своему, а плохие – плохи одинаково. Очень часто читая начинающих авторов, я сталкивался с тем, что они повторяют одни и те же ошибки. Между тем, прежде чем вынести свое тексты на суд публики, можно проверить их на соблюдение простых правил.

Кое-кто отрицает, что такие правила вообще существуют. Как можно, говорят они, заключить свободный полет вдохновения, в условные рамки инструкций. А кто-то скажет презрительно, что все эти правила самоочевидны, и говорить не о чем.

Но и те, и другие не правы. Собственно, повторение одних и тех же ошибок это неопровержимо доказывает.

Разумеется, я рассматриваю классическое стихосложение, т.е. тексты, которые с формальной точки зрения выглядят, как стихи, имеют ритм и рифму. При этом я ожидаю, что стихотворец, не только написал и проверил (хотя бы в Ворде) свое сочинение, но и перечитал его внимательно, хотя бы один раз.

Так вот. Как все-таки не наступить на грабли?

Попробую кратко перечислить, к чему надо стремится, чтобы не выглядеть смешным:

Ритм.

1. Все строки должны прочитываться на одном дыхании. Как этого достичь?
Избегайте, насколько возможно, неестественной перестановки слов в предложении. Интонационные и ритмические паузы должны совпадать.
Избегайте сочетаний более 2-3, тем более 4 согласных подряд, как в слове «соответствовать», также и парных согласных на границах слов («с свинцом»).

2. Считайте количество слогов в строках. Для ритмичного звучания стиха, надо чтобы количество слогов в рифмуемых строках совпадало. Вы можете использовать укороченные строки, но совершенно не рекомендуется использовать строки удлиненные.
Конечно, правильнее было бы проводить ритмический анализ текста, но простой подсчет слогов часто способен его заменить.
Чтобы понять соблюден ли ритм в Вашем произведении, попробуйте прочитать его на распев, притопывая ногой на ударных слогах. Если ритм нарушен – Вы это должны услышать. Если Вам это трудно, есть другой прием. Можно использовать так называемую «рыбу». Так сочиняет стихи Вини Пух в знаменитом мультфильме. Слова заменяются условными звуками: та-тА, та-тА, та-тА, опилки / та-тА, та-тА, та-тА, в затылке. Обратите внимание, рифма в конце используется, как опора, чтобы задать каркас стихотворения в целом.


Рифма

О рифме следует иметь в виду следующее:

1. Пишите либо рифмованные стихи, либо нерифмованные, не соединяя их вместе.

2. Не злоупотребляйте глагольной рифмой.

3. Никогда не рифмуйте слова, в которых совпадает одна концевая гласная ("молоко-хорошо"). И наоборот, не используйте полные совпадения, типа: «ботинок-полуботинок».

4. Не используйте «рифм» типа: себя-вода, и (менее строго) "он - сом".

5. Если используете ассонансы, (неточные рифмы), чередуйте их с точными.

6. Не забывайте, что рифмы бывают четырех типов «мужские», «женские», «дактилические», «гипердактилические». Отличаются они по удалению ударения от конца слова. Например, «вода – всегда» ударение на первом слоге с конца. Рифма – «мужская».
Для сохранения ритма стиха сочетание рифм разного типа лучше сохранять одним и тем же для всех строф. Особенно при строфе из четырех строк. Изменение этого порядка требуется, когда дыхание стиха надо изменить, отделяя одну логическую часть стихотворения от другой.

7. Рекомендуется избегать банальных, т.е. широкоупотребимых рифм, типа: любовь-кровь, розы-морозы. Лучше вообще не рифмовать слова близкие друг другу по смыслу. Не поддавайтесь соблазну легкой связи таких рифм воедино. Например, «Ты забыл мою любовь,/ я твою попила кровь».


Нарушение этих простых правил заставляет усомниться читателя в том, что перед ним хороший автор, мешая вникнуть в другие достоинства стихотворения. Соблюдая их, Вы избежите читательского недоверия. Во всяком случае, нарушать их, Вы можете только сознательно, понимая, зачем Вам это нужно. Ведь каждое такое отступление грозит Вам потерей лица, в глазах кого-то, кто способен это отступление заметить. Хотя, разумеется, четкое соблюдение всех условностей, совсем не гарантирует, что Ваше произведение станет шедевром.