Исторические этюды. с. Старое

Евгений Родионов
 

Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.
Храм Рождества Богородицы. Село Старое.
* * *
В селе Старом, на краю села, на ровной лужайке, в окружении старинных лип, словно в лесу уже, спрятавшись от всех, поднимает свои, ещё могучие головы, красавец мой, один из моих любимых храмов. Если спросите – почему? – ответить затруднюсь... да и не захочу – это мой секрет...
 А может нехотя, сквозь зубы и отвечу, глядя в сторону – потому, что красивый, потому, что уединённый, потому, что довольно сложный по архитектуре, потому, что ЖИВОЙ ещё – и если расправить крылья и вспорхнув, посмотреть сверху, то среди старых лип на зелёной траве в плане – крест, крест с почти равными лучами.
И вообще – о таких храмах, я заметил, очень мало информации... в секрете, что ли держат..
Вот те скудные сведения, которые я узнал из официальных источников:
В писцовых книгах от 1575-го года записано – «Комаревского стана сельцо Старое в вотчине дьяка А. Шерефетдинова».
Ну и ещё немного – село Старое в бывшем Коломенском уезде известно с XVII-го века.
От частых набегов татар и беспредела творившегося в Смутное время, село к 1620-му году
обратилось в пустошь. Потому и прячется от людей – крепко видно досталось в Смуту...
В 1775-ом году неизвестными благодетелями в селе Старом была построена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы. Вечная им память!!!
Ныне существующая краснокирпичная трехпрестольная церковь во имя Рождества Богородицы с двумя другими престолами во имя Пророка Илии и Святителя Мирликийского Николая, возведена на средства купеческого рода Измайловых в 1893-м году. Кто такие – Измайловы, узнать не удалось – построили во Славу Божью, да и сгинули, тем паче, годы уже лихие начинались... Но, Господь не забудет их благое дело!!!
 Смотрю я на это чудо, уж не один год любуюсь – казалось бы, обычный храм с, довольно классической архитектурой для сельских церквей. Зодчий особо не излишествовал – ан нет, не оставляет он меня в хладном покое. Это, как в стихах – за строкой, порой такая глубинища – аж, бывает, дыхать нечем... так и здесь – гляжу, а грудь сжимает, сжимает...
А всего-то на классическом четверике храма, классический восьмерик, трехъярусная классическая колокольня. Весь храм стоит на довольно-таки высоком цоколе из великолепно отесанных и идеально подогнанных друг к другу больших белокаменных блоках – а может в них-то и закавыка? – точно в них – ведь храм этот, словно взвешен, словно парит над грешной землёй, будто невесом, словно не из кирпича сложен, а из благодати, цвета киновари и блоки эти не из белого камня, а из об-ла-ков... так оно и есть!
А, когда присмотришься к храму повнимательней то замечаешь, что у храма отсутствует и привычная глазу трапезная. Боковые приделы храма выведены за основной объём центрального четверика, как отдельно стоящие храмики, со своими крышами, барабанами, маковками и крестами, венчающими приделы – и всё это великолепие парит над землёй!
А внутри храма, колокольню и все три придела разделяют и одновременно объединяют, огромные арки, высотой, почти под самый центральны восьмерик. Смотришь снаружи –
храм видится небольшим, а внутри пространство храма, словно расширяясь, увеличивается.
Крыши колокольни и восьмерика украшают закомары, ориентированные по сторонам света. Наличники, довольно больших окон, обложены резным белым камнем, храм как будто улыбается всеми дверными и оконными проёмами – нам ведь улыбается...
Внутри, как ни странно, храм особо не изуродован, фрески, правда, осыпались, но полы в хорошем состоянии, это храм ждёт нас, когда мы придём и наведём чистоту и порядок.
А если б сюда хорошего Православного спонсора то через пол года, в храме Рождества Богородицы, в селе Старое на утреннем богослужении, священник с амвона возглаголет зычным голосом –...Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь...
Уютно здесь, тихо, задумчиво, даже небо над храмом всегда голубое с бледными узорами разноцветных прожилок облаков...
А совсем рядом с храмом, как декорация для романтического фильма, живописнейшие красно-красно кирпичные, ещё крепко стоящие, стены приходского двухэтажного дома – могу стоять часами, глядя на него, не отрывая глаз и мечтать, мечтать, а, помечтав о земном и небесном, кротко и слёзно помолиться, помолиться, ещё б и на коленочки встав, об упокоении души безвинно убиенного сатанинской властью комуняк старосты храма Рождества Богородицы села Старого Якова Степановича Блатова – кровушкой его – страдальца и красны эти стены...
Мученик Иаков родился в 1880-м году в селе Старое Малинского уезда Московской губернии в семье крестьянина Блатова.
Яков окончил церковноприходскую школу. Отслужил в армии рядовым.
До 1914-го года Яков Степанович вместе с отцом держал портновскую мастерскую в Москве, которая обслуживала кадетский корпус в Лефортове. В 1925-м году он, подарив мастерскую детям, переехал в село.
Как активный прихожанин, он помогал в устроении храмовых праздников, молебнов и крестных ходов, помогал в покупке свечей, в выпечки просфор. Был членом церковного совета, казначеем церкви Рождества Богородицы, а с 1934-го года до дня ареста – председателем церковного совета.
Яков Степанович был арестован 15 сентября 1937-го года и заключён в тюрьму в г. Каширу.
Обвинительное заключение было составлено на основе показаний лжесвидетелей, и 11 ноября 1937-го года он был приговорён к расстрелу.
Яков Степанович Блатов был расстрелян 13 ноября 1937-го года и погребён в безвестной могиле на Бутовском полигоне.
Память святого мученика совершается 13 ноября.
Господи, упокой душу раба Твоего Иакова во Царствии Твоем и сотвори ему Вечную память!
* * *
А вблизи храма, на поле, ещё сохранившиеся развалины, уже зарастающие молодой порослью и травой, но всё же ещё различимые руины часовни, поставленной в память об одной из битв Смутного Времени, казалось бы недавнего XVII-го века...
А не наступили ли вновь эти времена? Думаю, что – неотвратимо нас-ту-па-ют...
 уже-нас-ту-пи-ли... Упаси нас, Господи!!!...........

* * * *
 *Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.