Армянский цикл - октябрь 1982

Александр Седов-Травник
ЭТОТ ЦИКЛ СОСТОИТ ИЗ 7 СТИХОТВОРЕНИЙ.
ЗДЕСЬ - ПЯТЬ ИЗ НИХ.
ДВУХ Я НЕ ПОМНЮ:
ОНИ ПОСВЯЩЕНЫ МОЕМУ ДРУГУ - ВЕЛИКОМУ АРМЯНСКОМУ СКУЛЬПТОРУ ФЕРДИКУ АРАКЕЛЯНУ - И ТОГДА ЖЕ ПОДАРЕНЫ ЕМУ.
ВЕРОЯТНО, ОНИ ЕСТЬ У НЕГО В ЕРЕВАНЕ.
В КАКИХ УСЛОВИЯХ БЫЛ СОЗДАН ЭТОТ ЦИКЛ, НАПИСАНО НИЖЕ - ПОСЛЕ ТЕКСТОВ СТИХОВ.

ИТАК:

АРМЯНСКИЙ ЦИКЛ

Октябрь 1982 г.

1. ЭРЕБУНИ.

Это чей же альков?
Где-то тихо свирель звенит.
Двадцать восемь веков -
этим стенам, Эребуни'...

Где, Аргишти, дети твои?
Где пропали твои гонцы?..
Чёрные муравьи
Строят в жертвеннике дворцы.

2. ГОШАВАНК.

Ты - куда и откуда?..
Замелькала листва, обнажая стволы.
Вот лиловое чудо -
монастырь у подножия чёрной скалы.

В этом маленьком чуде -
в сердце дивной заброшенной горной страны -
вместе с книгами люди
запылали: от пепла их - стены черны.

Нам не ведомы лица,
что глядели в глазницы на будущих вдов...
Видно, некуда скрыться
тем, кто связан цепочками истинных слов!

3. ДИЛИЖАН.

Чеканно-бронзовые горные дубы
пребудут пепельными, листья уронив...
В краях, далёких от работы и судьбы,
негромкой флейтой - нескончаемый мотив:

об одиночестве; о схватке с ветряной
постылой мельницей; о сломанном мече...
Сухие листья. Тишина. Покой и зной.
Гора, лежащая с дубравой на плече...

Как счастлив тот, кто, молча тронув акварель,
отдаст бумаге мягкий свет! Как счастлив тот,
чей дословесный забродивший крепкий хмель
в осенний воздух потечёт потоком нот!..

Паденье жёлудя в упавшую листву -
да хриплый крик далёкой сойки на горе,
свинцом и медью подчеркнувшей синеву
небес Армении в затихшем октябре!..

4. НОЧЬ НА ГОРЕ'.
 
Фосфорный лик Луны
выглянул не спеша.
Горы стали черны,
словно твоя душа.

Ниточкой под горой
теплится серпантин:
это ночной порой
светят глаза машин.

Темнота. Тишина.
Наконец-то настав,
ночь нежна - и полна
пряным духом дубрав.

И, наверное, ты
для того одинок,
чтобы из темноты
вынуть несколько строк.

5. СОН ОБ АВАРАЙРЕ.
 "Смерть по случаю - это смерть.
 Смерть по выбору - это бессмертие.
 Вперёд!"
 Слова Вардана Мамиконяна - спарапета (полководца) войска армян
 перед войском в начале битвы при Аварайре (342 г. после РХ).
 Всё войско армян и сам Мамиконян погибли в этом бою,
 но остановили огромное войско персов.
 
...И шагнул Вардан, обнажив свой меч, -
и я занял место в его строю.
Что ж, пускай придётся костьми мне лечь -
я сражаться буду в этом бою!

Тяжек щит руке, рождённой для струн.
Никому здесь не ведом слов моих строй.
Я пришёл с равнин. где правит Перун,
и растут деревья с белой корой,

и никто не верит в Того, кто был
на кресте распят, и за всех страдал...
На моих ногах - дорожная пыль,
а на сердце - странствий моих печаль.

Там разбили гусли мои; сожгли
бересту со значками песен моих...
Я оставил землю свою вдали,
на губах неся не рождённый стих -

и по миру долго бродил в тоске,
веря каждой вере, ища свой храм,
сочиняя песни на языке -
дорогом моём, не понятном вам...

Вы согрели души чужих бродяг,
а телам - дарили пищу и кров. -
И Месроп Маштоц показал мне, как
записать - по буквам - слова стихов...

Наконец нашёл я то, что искал,
и проститься с жизнью совсем не жаль -
за глазастых детей разноцветных скал;
за распятой вашей любви печаль;

за осенний огонь золотых дубов,
охвативший подножия синих гор;
за невинную чистую вашу кровь,
да за ваших красавиц ласковый взор!

Всей душой, армяне, вас полюбил!
Ненавижу всех, убивающих вас!..
Мы исполним веления Высших Сил -
и достойно жить прекратим сейчас.

Нас немного. Скоро наши хребты
под ногами пьяных слонов захрустят.
Я - с тобой, спарапет! - Спокоен, как ты.
Мы умрём, не сделав шагу назад!

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ЦИКЛУ.

В 1971 году я поступил на родной мой Биофак МГУ.
Тогда же начал всёрьёз писать стихи и стал хиппи - один из первых в бСССР.
Об этой великой стае с тех пор 'up today' - расскажу на аудионосители многое, если только успею. Ведь сейчас - опять я воюю с властными мерзавцами Москвы и России!
Могут госпитализировать (как со мною делали в 1974-м, 1991-м И 2004-м гг.), могут и убить (как пытались сделать в 1987-м и 1989-м). ВСЁ ЭТО - РАССКАЖУ НА АУДИО- И ВИДЕОЗАПИСЬ - ЕСЛИ УСПЕЮ.
"Чудище обло, стоглаво, стозево и лаяй" - и куда хитрож..ее, чем при только что процитированном здесь Радищеве.
HELP WANTED !..
Итак, - об Армянском Цикле.
Цикл с таким названием есть у нескольких поэтов. В частности, у одного из моих Учителей - Осипа Эмильевича Мандельштама. (Кстати, по самиздатской рукописи книги его вдов - Надежды Яковлевны - я мальчишкой учился "изменённым состояниям сознания" - вдохновению. А после - был знаком с нею, был на её отпевании...).
Но у каждого из нас, "зацикленных Арменией", - своя судьба и свой путь туда, за Большой Кавказский Хребет, в волшебный Айястан = Карастан!
Мой - таков.
С 1975 г., после конфликта с "полицаями" МГУ и карательной преступной госпитализации (см. файл "Лишение свободы" на этом нашем вебсайте "СтихиРу"), я восстановился на Биофаке МГУ, перешёл на кафедру генетики и селекции.
И - стал выступать со своими стихами -
перед собратьями-студентами в аудиториях, на биостанциях, в стройотряде на ББС, на лесных слётах КСП, в лабораториях коллег, в мастерских друзей-художников... Несколько юношеских моих стихотворений: "Проповедь, услышанная во сне", "Пешка", "Львов", "Зима" из цикла "Времена года" - были опубликованы в московском свободном журнале "Поиски" №1 (Москва, Самиздат, 1978; Нью-Йорк, Изд-во "Детинец", 1979). В блоке "Литература" было трое: прозаик Юрий Домбровский, поэт Борис Чичибабин и я. В конце 1979 г. все создатели-издатели этого прекрасного журнала были арестованы. До начала "перестройки" они прошли тюрьмы, лагеря, Карцеры и тюремные больницы. Мы подписывали письма в их защиту - бесплодные для них и опасные для нас. Мы это знали - и на это шли - "за други своя". Так, мой "подзащитный" и мой друг Валера Абрамкин - прекрасный химик, затем - душа и отец КСП, воссоздатель творчества Даниила Хармса, вождь лесных "Воскресений", создатель "Поисков" - сидел и в расстрельной камере, а за тем - 6 лет лагерей, тяжёлый туберкулёз. Если бы не "перестройка" - то, скорее всего, смерть на зоне ждала его... Сейчас он - лидер исследований тюрем и зон, борец за права лишённых свободы. Воистину святой человек!..
В 1982 г., явно по заказу КГБ СССР, была опубликована чудовищно злобная и глупая книга "С чужого голоса" (Москва, Изд-во "Московский рабочий"). Книга эта, полная клеветы на свободные профсоюзы, на борцов за веру, на правозащитников, была издана дважды - огромными тиражами. Был там и раздел "Куда заводят "Поиски"" - о нас. В нём были цитированы - с ошибками! - 8 строк из моей песни "Пешка"; они сопровождались несколькими страницами воистину бредовых комментариев.
И начались преследования: меня стали пытаться уволить из "ВНИИГенетика", где я тогда работал младшим научным сотрудником - занимался генной инженерией. Угрожали убить.
О том, как шла эта война в одиночку, я расскажу устно - или напишу, если успею: сейчас опять я воюю - теперь уже с мерзавцами путинского "разлива".
А тогда, в октябре, армяне и Армения спасли меня.
Задыхаясь от тяжёлого бронхита, индуцированного вредной работой, я взял очередной отпуск и улетел в Ереван. Туда меня послал замечательный человек и поэт Вадим Перельмутер. Он дал мне координаты замечательного армянского скульптора Фердинанда Аракеляна.
Фердик показал мне Ереван, Аштарак, Сагмосаван, Ованаван, храм Звартноц, храм девы Рипсимэ, Эчямиадзин. В Эчмиадзине выяснилось, что жена его Джулия - внучка предыдущего католикоса всех армян...
Фердик познакомил меня со своими друзьями - художниками, скульпторами, певцами...
Писательница Сильва Капутикян провела со мною час на улицах Еревана и организовала мне путёвку в Дилижан - в Дом Творчества. Там было великолепно, хотя и грустно: я не знал армянского языка, а большинство моих новых друзей и подруг - почти не знали русского... Был поездка в Гощаванк и Агарцин. Вернувшись, я жил в доме Гургена Мисакяна, к которому меня послал мой большой друг - великий археолог, писатель и правозащитник Георгий Борисович Фёдоров. До того Гурген был оператором у Сергей Параджанова, подло арестованного по ложному обвинению КГБ. В 1982 г. Гурген работал фотографом в одном из фотоателье Еревана. Его сын Акоп возил меня в Гарни и Гехард. В их доме я читал многие мои стихи... Друзья мои армянские, откликнитесь! Соскучился, хочу вас навестить!..
Весь этот цикл - это рассказ о моих странствиях по некоторым из названных мест Армении. Заключительное стихотворение автобиографично. Оно описывает метафорически то, что со мною делали тогда в Москве ублюдки из КГБ и КПСС - за поэзию, начисто лишённую их дебильской плакатности!.. Это стихотворение - как бы перенос души автора в тело русича в 4-й век от РХ в Армению, к Аварайру, в войско армян - на поле боя с персами. Битва при Аварайре для армян подобна битве при Фермопилах для греков, при Бородино для русских... Там, в горах Армении, в неравном бою с персами маленькое войско армян - первого в мире государства христиан - погибло физически, но победило морально. Персидская пехота, конница и всадники на слонах ("танках" той далёкой эпохи) дальши идти побоялись...
Тот бой учит силе духа и нас - россиян. Sapienti sat! (лат.)

СЛАВА ДРЕВНЕЙ - МАЛЕНЬКОЙ, НО ВЕЛИКОЙ - АРМЕНИИ!
И ЕЙ МОЁ СПАСИБО -
- ЗА ЖИЗНЬ! ( = ЛЕ ХАИМ! (иврит)). = Vivat Vita! (лат.)
!NO PASARA'N! (исп.).