Без соло. И на все времена...

Клуб Трубадуров
Как-то по Радио России знаменитый на весь мир грузин Роберт Стуруа со своим неподражаемым акцентом, совсем не южным спокойствием и завидной мудростью произнёс слова, дословность которых не гарантирую, но смысл их таков: «Многие графоманы мечтают остаться в вечности. А мы (он имел в виду себя и своих коллег по театральному цеху) не мечтаем об этом, мы творим сегодня, отражаем в творчестве данный момент времени для своих современников и ждём отклика именно от них. Неужели этого мало для того, чтобы творить?».
Эта фраза и послужила мотивом к написанию этих заметок.
Неужели обязательно следует заглядывать в Вечность, подыскивая там себе подходящее место или составлять списки из сегодняшних именитых интернетовских авторов вслед спискам из заслуженных имён в поэзии, как это делаетcя некоторыми критиками в их истовой борьбе за будущее поэзии? Неужели нужно жестоко и безжалостно клеймить одержимых сочинительством безвестных и незнаменитых, подчас этим убийственным способом навсегда лишая их этого острого и странного блаженства, которое даёт стихотворчество?
Я говорю не о честолюбии авторов и не о смелости судей, берущих на себя миссию Его Величества Времени в определении кто есть кто и что есть что. Я говорю о смысле сказанного великим грузином. Неужели мало того, что некоторые люди сегодня просто пишут стихи, а другие некоторые люди эти стихи сегодня просто читают? Хотя эти пишущие могли бы делать это только для себя, писать личный поэтический дневник или личную поэтическую исповедь, никому не показывая свои творения, и этого было бы достаточно для осуществления этой затеи. Это личная потребность человека, и он имеет на неё полное право. А если пишущий хочет поделиться написанным и находятся желающие почитать написанное, это уже личные права автора и его читателей. Это и есть свобода, о которой так много мы все вместе печёмся.
Достижение человечества - Интернет дал пишущему человеку возможность делиться своими произведениями с любым человеком, но самое главное – с такими же, как он сам, из одного сумасшедшего братства, мастерами и начинающими, гениальными и бездарностями. Он дал возможность соприкоснуться с творчеством собратьев из разных концов земли. Человек со временем может бросить писать стихи, будучи даже чрезвычайно одарённым, сделав такой выбор для себя сам или попросту потеряв интерес к сочинительству. А может, окунувшись в этот безмерный океан поэзии, будучи не очень просвещённым и мастеровитым в занятии стихотворчеством, вырасти и стать мастером. Допустим, он не станет гением и не сделает переворотов в поэзии, но неужели заслуживает осуждения и порицания эта его верная приверженность стихотворчеству? Кроме права писать есть ещё счастье находить наиболее созвучное себе, открывать сокровища, формировать собственный вкус, а главное – купаться в словах, в созвучиях слов, в сокрытых в них смыслах, наслаждаться всем этим, постепенно обогащаясь и развиваясь.
Слово, возникшее как средство общения, стало со временем полноправной составной частью в сценарии вечно длящейся «Человеческой комедии» со всем её трагизмом, лиризмом, шутовством и баловством. Слово остаётся в веках, передавая следующим поколениям живущих на Земле накопленный опыт. И слово является тем уникальным инструментом, которое способно откликаться на движения ума и души и фиксировать их переливы, их взлёты и падения в самом совершенном для этого виде – поэтическом. Наверное, поэтому многие и многие люди на разных этапах своей жизни пишут стихи, находя в этом единственный для себя способ разобраться с собой и окружающим миром, высказать подчас самые потаённые, скрываемые даже от себя и самых близких людей заметы ума и чаяния души, отразить сиюминутное и ускользающее состояние восторга или печали.
Занятие любым творчеством, в том числе и стихотворчеством, – это попытка человека вырваться из системы координат, в которые он помещён, попытка выразить себя иначе, нежели это уготовано судьбой. Внешняя сторона жизни с зарабатыванием денег, с обеспечением жизненными благами и материальным благосостоянием есть только вынужденная среда обитания, в которой многие остаются навсегда. Но не все. Тех, кого притягивает внутренняя свобода личностного проявления и не удовлетворяет внешняя сторона существования, нужно большее, а пишущим людям в момент поэтического вдохновения подвластны необозримые пространства,и они подчас разговаривают с Вселенной и Вечностью. Это те маяки, которые источают свет в ночи реки времени. Именно они, будучи даже совсем не гениями, сообща сочиняют партитуру симфонии Земли, отражая общую картину жизни человечества во всём её многообразии, противоречивости и парадоксальности, в нищете и высоте человеческого духа.
Без соло. И на все времена…


Вера Никольская