Главная роль

Станислав Володько
Новелла
 В самый канун Нового года Виталий Андреевич, семидесятипятилетний старик, сидя перед зеркалом в своей комнатушке в доме для престарелых, наклеивал себе усы и бороду, надевал парик и вспоминал прожитую жизнь. Как он, мечтая стать знаменитым артистом, поступал на артистические курсы в Москве, а работал затем в провинциальном театре: такую пьесу жизни уготовила ему драматург по имени Судьба. Ему ни разу не выпало сыграть Гамлета, но у него было немало других интересных ролей, в том числе и главных. Как и в спекталях, в которых он играл, были в его жизни любовь и ненависть, дружба и вражда. Так случилось, что они с другом-актером одновременно влюбились в артистку из их труппы. И друг, в одночасье превратясь в недруга, пошел на него с вымышленным доносом, после чего Виталию довелось пройти по этапам до самой Сибири. Поэтому женился далеко за тридцать по возвращении из лагерей. Жена долго не могла забеременеть и их единственный наследник Мишка появился на свет, когда Виталию перевалило за сорок. Они с супругой были несказанно рады своему малышу, он cтал для них смыслом жизни и надеждой на будущее, во всяком случае на то, что в старости будет кому подать кружку воды. И все последующие годы были прожиты во имя Мишеньки. У Виталия Андреевича была возможность вернуться в театр, где он работал ранее (его обидчика не было в живых: самого перемололи жернова репресий), но из-за скудности заработка не стал этого делать, а пошел в кочегары. Работа была не из легких, зато гораздо легче было возвращаться домой в день зарплаты. Но иногда случалось видеть себя во сне играющим Гамлета!
 Мишенька рос красивым и смышленым ребенком и родители восхищались не только его первым словом, шагом и зубом, но и последующими. У него рано обнаружился музыкальный слух и в квартире тут же появилось пианино, а позже аккордеон и гитара. Но однажды мальчик переболел гриппом, который дал осложнение на уши и отец, спасая свое дитя от глухоты, возил его в Москву к светиле медицины. И, слава Богу, поездка была удачной! После успешного окончания школы (здесь не обошлось без помощи репетиторов) Миша поступил в Ленинградскую консерваторию. Следует ли говорить, каким это было праздником в семье! Но, как иногда случается, их сын попал под влияние дурной компании. На последнем курсе стал прогуливать занятия, обцепился «хвостами», отчего возникла угроза отчисления из ВУЗа. Хорошо что отец, находясь в отпуске, приехал в гости в Ленинград к брату (а заодно и навестить сына) и, зайдя в консерваторию, узнал об этом. Усилия Виталия Андреевича, его разговор с деканом, а затем и с Мишей спасли ситуацию. Но беда не заставила себя долго ждать сразу после получения диплома. Михаил, имея виды на сокурсницу, так выяснил отношения со своим соперником, что это потянуло на три года лишения свободы. Виталий Андреевич, не дожидаясь возвращения блудного сына, навещал его в местах не столь отдаленных, хотя дорога была не близкой. Отбыв наказание, Михаил приехал в родной город и стал налаживать свою личную жизнь. Устроился на работу в музыкальное училище и одновременно подрабатывал, играя в ресторане. Там ему приглянулась официантка Зоя и он вскоре предложил ей руку и сердце. Предложение было принято и после свадьбы, которую сыграли в этом же ресторане,они поселились у родителей Зои. Виталий Андреевич с супругой, экономя на чем только можно, помогли молодоженам собрать деньги на свою двухкомнатную квартиру. С переездом в собственное жилье у них родился сын, которого назвали в честь деда Виталькой. Но семейные узы оказались непрочными. Зоя влюбилась в начинающего бизнесмена, который поставлял продукцию в ресторан. Михаил, застав их в пикантной обстановке, на этот раз портить свою жизнь выяснением отношений не стал, а сразу ушел жить к родителям. И при разводе, ради сына, которого очень любил, не стал требовать раздела квартиры. Злые языки говорили, что официантка Зоя «обсчитала» его по всем статьям.
 Со своей настоящей женой Натальей Михаил познакомился в театре, куда его пригласили сделать музыкальное оформление спектакля. В последние годы Михаил проявил себя и как талантливый композитор. По иронии судьбы его возлюбленной стала дочь актрисы, в которую был когда-то влюблен Виталий Андреевич. Наталья пошла по стопам матери: окончив театральный ВУЗ, работала актрисой. Она тоже была в разводе, имела такого же возраста, как и сын Михаила, дочь. Как говорится, два сапога – пара. Оставив свои автографы в ЗАГСе и отметив это событие в семейном кругу, приняли решение, что поживут у родителей Михаила (благо, квартира трехкомнатная), пока скопят деньги на свой угол. Но в скором времени случился дефолт и их уже достаточно большие сбережения, положенные в банк под проценты, сгорели. Не выдержав житейских передряг, от сердечного приступа скончалась мать Михаила Ксения Львовна. И в том же году родился Андрюшка – второй сын Михаила и внук Виталия Андреевича.
 Недаром народная мудрость гласит, что дети, создавшие свою семью, должны жить на 101 километре от своих родителей. Хотя бы на расстоянии 1,01 метра, но в своей отдельной квартире! Наталья, вначале весьма хорошо игравшая роль жены и невестки, со временем стала меняться не в лучшую сторону. Послышались упреки в адрес мужа, что он проявил мягкотелость, оставив первой жене всю квартиру, хотя ее можно было разменять на две однокомнатные; стала попрекать Михаила, когда он уделял внимание своему первенцу. Порой плохое настроение она срывала даже на детях. Виталий Андреевич пытался заступаться за сына и внуков, отчего ему приходилось глотать обидные слова в свой адрес, порой вместе со слезами. Самым разумным здесь был бы размен квартиры, но, услышав об этом невестка воскликнула: «Ну и артист ты однако!» Чтобы не поставить под удар сына судебными тяжбами и, начиная задыхаться в такой атмосфере, Виталий Андреевич и принял не простое решение податься в дом престарелых. Директором там был сын приятеля, да и приличная пенсия давала надежду на хорошее к себе отношение...
 И вот, когда ему в душу закрались грусть и тревога, что давненько не навещались к нему сын с внучатами, вдруг свалилась, как снег на голову, а точнее, будто манна небесная, эта новость. И в одночасье осенила идея появиться дома в незатейливой, но такой милой, роли.
 Прохожие, улыбаясь, провожали взглядами бодро шагающего с большим мешком за плечами Деда Мороза.
 Сначала Виталий Андреевич позвонил в дверь квартиры, где жил его внучек Виталик. На пороге появилась Зоя. Она только что развелась со вторым мужем, но на этот раз не по своей воле.
 - Здравствуйте, - сказал Дед Мороз, - это дедушка Витальки попросил меня к вам зайти.
 Послушав как артистично читает стихи внук, поводив хоровод у елки и, раздав подарки, стал откланиваться.
 На прощание Зоя промолвила:
 - Большое спасибо, Дедушка Мороз, и передайте огромное спасибо Виталию Андреевичу. Напрасно я обижала его, называя артистом погорелого театра!..
 Примерно также встреча проходила и дома. Но на дорожку Дед Мороз зашел в туалет, а вышел оттуда дед Виталий:
 - Здравствуйте, дети мои, - сказал он, - давайте вместе провожать старый год и благодарить его, что он был к нам благосклонным!
 - Извини, отец, что долго не приходили к тебе, - виновато вздохнул Михаил, - я в последнее время был нездоров, что-то сердце зажимать стало, не хотел тебя расстраивать. И, может, ты людей не смешил бы, домой жить возвращался!
 - Да, папа, - продолжила Наталья, - я после Вашего ухода много передумала и решила жить по-другому, по-божески. Простите мне за причиненные Вам обиды!
 - И вы, если что не так, не держите зла на старика. Пусть нам всем Бог простит, мои дорогие! А жить вместе с вами я все-же не буду: у меня появилась возможность купить квартиру. Недавно я получил письмо от брата, где он сообщил, что нас нашло завещание нашего дяди, который жил в Австралии. Наследство нам описано немалое, хватит, чтобы помочь встать на ноги и моим внукам, в том числе и моей приемной внученьке Насте. Да и квартира кому-нибудь из них останется.
 Здесь раздался звонок в дверь и в дом вошла вся заснеженная Галина Павловна, мать Натальи. Недавно исполнился год как она, похоронив мужа, осталась вдовой. За праздничным столом в ожидании Нового года Виталий Андреевич говорил, обращаясь к ней:
 - Знаешь, Галочка, сегодня я сыграл, пожалуй, свою главную роль. Такое испытал счастье, как будто самого короля Лира играл! А вообще-то главная роль на земле – всегда оставаться Человеком. Ведь столько бед на свете от глухоты душевной...
 Галина Павловна кивала ему с пониманием и в глазах ее светились умиление и любовь...