Антилирика Андрея Злого

Поэзия Сердца
 Какое дело нам, страдал ты или нет?
 М. Ю. Лермонтов



 Почему «Антилирика»? Да потому, что в своей поэзии Андрей Злой то и дело её (матушку нашу) высмеивает, а вместе с нею и нас грешных, и себя самого иногда:
 
 ***
 Хандрить – и в мысли нет моей:
 Иначе стал бы «Злой Хандрей».
 Но – вот натура злая! –
 Себя слегка кусаю…
 (Из замечания на рецу)
Вышла на страничку Андрея Злого случайно, так как всякое проявление зла и тьмы (откуда и почему?) меня всегда привлекает, то я и решила распечатать для себя его стихи. Стихи отбирались методом случайного отбора, то есть там, где курсор останавливался, то стихотворение и распечатывала. И мало помалу, картина характера автора и его творчества постепенно прояснялась.
Во-первых, необходимо отметить самую бросающуюся особенность его творчества – это эпатажность, главное, кинуть вызов читателям, поэтам Стихиры, обществу, себе – вызвать к барьеру.

 ***
 Поэт – такой же жлоб, как всякий прочий,
 Частенько поскандальнее других
 И если дьявол есть – то он хохочет:
 «Ай да блоха! Пиши! И в лету – прыг…»
 («О высоком. И о поэтах»)
Кажется, Злой пытается издеваться над собой и сотоварищами по цеху Поэзии, но – это только кажется. Истоки его злости, именно, злости, а не пошловатой злобы, гораздо более глубже, чем это кажется на первый взгляд. Его злость проистекает от боли за Россию, за оставшиеся развалины от когда-то бывшего имперского её величия, за неумение русского человека ощущать себя свободным, вытравливать из себя раба по капле, безжалостно и неутомимо, каждодневно:
 ***
 Я – националист, наверно:
 Хочу, чтоб стать России первой,
 И чтобы русских уважали.
 Горд, что имперский мы народ –
 Назло заокеанской швали,
 Что жаждет Русь пустить в расход.
 («Я – националист»)
Андрей Злой намеренно до гротеска доводит свою мысль, свою идею, с целью попасть прямо в лоб читателю, как пуля из пистолета, припечатать, застать врасплох, огорошить. И это хорошо, это отлично. Иначе нашего читателя не задеть, он пресытился блажью поэтической и иной информационной шелухой до такой степени, что боль, гибель сотен людей от терактов его уже не задевают, а тут:
 
 ***
 Давно пора нам – по ранам солью,
 Чтоб захлебнуться жизни болью.
 Хоть это вволю…
 Не надо больше алкоголя!
 Как нестерпимо быть только ролью
 В чужом застолье – бескрылой молью.
 («Я окаянно-покаянный»)
«Из жизни выйти – как из запоя: глоток покоя». Андрей Злой, безусловно, огромного таланта человек, имеющий свой взгляд на окружающее, и взгляд этот, кажется только иным, чем у любого другого русского, страдающего за свою Родину. Он такой же, как и у многих, кто болен Россией, кому унизительно то, что с ней происходит в последние годы, он просит: «Не доводите вы народ!» И напоминает рвачам от власти и прочему жулью, разворовывающему страну:

 ***
 В бессмысленной, и тем – священной мести,
 Испепелят жулья поместья –
 С владельцами, клопами-холуями
 И им поющей «Аллилуйя!» дрянью.
 Пусть в ниццы ими куплены билеты –
 Армагеддон займётся всепланетно
 Со смуты в термоядерной державе,
 И с искрой канет в его адской лаве
 Их визг предсмертный, безответный.
 («Бредчувствие»)

Работа эта названа «Антилирика Андрея Злого» ещё и потому, что, на мой взгляд, суть его поэзии в том, что именно эта частица «анти» и объясняет его противостояние всем и вся, стояние на краю бездны. Недаром у него на странице есть рубрика - «Бездномания». А суть его поэзии в том, что в отличие от поэзии многих и многих молодых авторов Стихиры, бездна манит не его, не Андрея Злого, в бездну катится вся Россия. И, вполне нормально, когда человеку, думающему и небезразличному, приходят мысли о религии нашей, о Христе:

 ***
 Какая боль в любви к тому, кто умер!
 Не некрофилия, нет – верность и тоска
 Меня толкают… Боже, я безумен!
 Гиена святотатца ждёт наверняка,
 Но под полночный бой курантов
 Искус искусством некромантов
 Не выдержу. Миг с Ней – и пусть в аду века…
 («Искус искусством некромантов»)
«Искус искусством некромантов…» лучше, проще, точнее вряд ли можно выразить то, чем постоянно поражает наш разум наше телевидение, где и в новостях и в фильмах – кровь льётся рекою, где жизнь ровным счётом ничего не значит, где киллеры наделяются душой и сердцем… Действительно – кромешный ад – бездномания.
Сердце лирика то и дело проявляет себя в стихах Андрея Злого:

 ***
 Как сделать мне, чтоб ты была счастлива?
 Что дать тебе могу? Как оградить от зла
 И уберечь тебя, доверчивое диво?
 («Пробуждение»)
Или там же:
 ***
 А хочешь – лужицей,
 в которой будешь прыгать и смеяться –
 я стану целовать тебе ступни?
 Всё, всё! – что скажешь ты,
 И для чего нет слов – лишь тень желания смутит
 Глаза твои – исполню свято, с полувзгляда,
 И, если надо – Господь, убей меня,
 Её лишь сохрани!
 =========
 Я просыпаюсь. Брезжит день постылый.
 Приснится же…
 Что быть могло – но никогда не было.
Пусть, кто не увидел в этом стихотворении лирика, первым бросит камень в меня. Безграничное, светлое чувство и пусть только приснившееся. Мы многие испытывали потребность в таком чувстве, но многим ли дано так выразить его, с такой силой выразительности и полёта? Грустно, но приходится согласиться, что - немногим.
Андрей Злой – поэт труженик, поэт – ценящий каждое слово, которое всегда к месту, именно такое, какое должно быть здесь, в этой строке, строфе, стихотворении. Поэт – философ, поэт – мудрец. В стихотворении «Как оскорбителен талант!» Андрей Злой, конечно же, имеет в виду свой талант и талант других не менее талантливых людей:
 ***
 Ты – сторож Рая, херувим…
 Да, прав стократно был Сальери!
 Но знаю на его примере –
 Талант, как рок необорим.

 PS…
 А потому – скажу: «Фиг с ним!»
Смысл стихотворения вижу в том, что талант, чаще всего, стараются не замечать, замолчать. Он оскорбляет чувство самолюбия и уникальности любой бездарности и потому: «Фиг с ним!» Но, как следствие, талантливый человек начинает метаться, искать, сомневаться: «Кто я? Что я? Может, действительно, ничего не значу?»:

 ***
 Грешен. Спаси меня, Бездна!
 С треском ломается крестик…
 Бездарь, какая я бездарь!
 Трезвый исчезну без вести.
 Всё. Бесполезно.
 Слезьте.
 («Непомерность»)
Но может ли бездарь так написать, так описать почти по-есенински, больше, чем по-есенински про осень:

 ***
 В краю заупокойных рощ,
 Крестов, камней и маленьких оградок,
 Кадят костры осенний терпкий ладан,
 Кропит, благословляя дождь.
 Скорбь осени – последняя награда…
 По лужам небосвода образам
 В сусальных незатейливых окладах –
 Сползает Солнце – Божия слеза
 По всем, кто рядом.
 («В краю заупокойных рощ»)

Сердце лирика Андрея Злого бессмертно. Если бы им было написано только одно это стихотворение, только одна строка: «сползает Солнца – Божия слеза по тем, кто рядом», имя его уже стало бы уже бессмертным и родным каждому, кто любит этот мир, кто любит людей, кто понимает их так, как понимает их Андрей Злой. Если воспринимать Солнце как сгусток живой божественной энергии, то стихотворение наполняется ещё большим мистическим и мифическим смыслом. Вспомним древних славян и их бога-солнце Ярило. Ярость, стремление, свершение. И этот бог оплакивает нас, превратившись сам в огромную «Божию слезу». Великолепно!
Но поэт не был бы поэтом, если бы в нём не было всего понемногу примешено: добра и зла, любви и ненависти, счастья и горя, радости и боли. В творчестве Андрея Злого вы найдёте всё это, найдёте и удивитесь, как глубоко, глубинно его «душа без кожи» воспринимает всё окружающее, нас, поймёте правильно и эти его строки:

 ***
 Грех себялюбия? Одна из «истин»,
 До дыр затёртая убогим веком.
 Но как суметь остаться человеком,
 Когда и сам себя стал ненавидеть.
 («Возлюби себя»)
Танталовы муки Творца… Одного боюсь, чтобы не дай Бог, Андрей Злой не отнёс в мой адрес вот эти свои строки:

 ***
 Друг мой, ты въелся мне в печёнки!
 Открыл природы я закон:
 Тем более ценитель тонкий,
 Чем меньше сам умеет он.
 («Тонкому ценителю»)
Поэтому и умокаю. А Андрею Злому желаю донести этот дар, эту «ношу» до конца и не бросить. Счастлива, что познакомилась с творчеством такого незаурядного поэта – «антилирика», как Андрей, думаю, что его творчество ещё не раз вдохновит меня на новые и новые творческие искания.
 Елена Зайцева