Исключение из партии

Валерий Розенберг
.....Дедушка работал в организации под названием "Сельхозснаб". Рядовым сотрудником. Куда пошлют. Ездил он в промышленные города, клянчил технику для района.И послали его однажды на бюро райкома партии. Держать отчёт о подготовке сельхозтехники к весенним работам на полях. А подготовка техники шла плохо. Просто никак не шла. Весь металл страна отправляла на военные заводы. Для танков, пушек, снарядов...А технику для села не делали заводы. Вот и нечего было снабженцам заготавливать для сельских нужд.
.....Первым секретарём райкома партии был мужик крепкий, опытный партийный организатор Долженко, с четырьмя классами образования. Лицо у него было всё изъедено оспой, как у самого товарища Сталина. И потребовал товарищ Долженко у представителя "Снаба" ответа: почему нет новой техники? Дед ответил, как есть: техники нет, потому что весь металл идёт на нужды фронта. В общем, политически незрелый ответ дал самому бюро райкома. Надо было долго рассказывать о наличии лопат и вил на местах, подвод и тягловых коров. Надо было говорить и говорить, пока не остановят. Это был не просто ритуал. Эти члены должны были ещё раз показать свою значимость, нужность тылу, оправдать своё неприсутствие на фронте... А дед смазал всё дело - хотел одной фразой "опорочить наш тыл, наш фронт и нашу промышленность - значит, всё наше государство рабочих и крестьян". Вот так заявил секретарь райкома товарищ Долженко, и стеной встал на защиту чести партии от оппортуниста Розенберга Лазаря Моисеевича. Он предложил исключить этого самого, Как Его Там, из партии. А у начальника той самой организации, которая потом стала КГБ называться, товарища Морозова, уже загорелся глаз на уголовное преследование подрывника основ нашей любимой Родины, Как Его Там... Провокатора, саботажника, врага народа Розенберга.
.....Но этот самый, который уже "созревший враг народа", вдруг вставил вторую фразу за всё время заседания: - Из партии вы меня исключить не сможете, - вот так внаглую и заявил. Бюро онемело, только товарищ Долженко нашёлся спросить: -Это ещё почему?!-
-А потому,- ответил мой дед, любивший вообще-то пошутить, -А потому, что я никогда членом партии не был.
.....Погнали деда из райкома, чтобы замять собственный казус; и с работы турнули на самый дальний край передовой линии тыла. А ведь мог дед за всю нашу промышленность, за всю ту проклятую войну ответ понести, по лагерям сгинуть и нас всех - от мала до велика - подвести под чумовое звание семьи врага народа.
.....Посчастливилось, Пронесло. Но долгие годы после этого его выше должности экспедитора не назначали. Видать, в личном деле несмываемое пятно оставил тот случай.