Тридцать настоящих рок-баллад

Рок-Фронт
Тридцать настоящих рок-баллад.


Полагаясь на свой собственный вкус и опыт, я собрал что-то вроде TOP 30 лучших рок-баллад. Задачей это оказалось весьма не простой, поскольку никаких чётких критериев не существовало. Я сразу решил, что рамок никаких не будет, кроме цифры тридцать. В результате, в него вошли не только признаные мастера, вроде Pink Floyd или Deep Purple, но и не слишком раскрученные группы вроде Love или Golden Earring.

Итак, по содержанию. Я обозначил для себя, что рок-баллада - это не обязательно задушевный медляк с гитарным соло в конце. Она может быть и быстрой и медленной, тихой и крикливой, гитарной или электронной. Главное, что в ней должно присутствовать - это особый дух балладного рока, ощущение которого словами обьяснить практически невозможно. Именно поэтому, основу этого своеобразного чарта составили всё-таки группы, чья слава пришлась на 60-70 года, то есть на "живых" носителей этого духа.

Когда тридцать песен было выбрано, я просто расставил их в порядке собственных пристрастий и подписал к ним короткие комментарии. Так, что читайте, ругайтесь, спорьте или (чем чёрт не шутит) соглашайтесь:)

Жду ваших горячих отзывов и своих вариантов.





30. "Rainbow Eyes". Rainbow

Самая нежная и трогательная песня Rainbow как нельзя кстати подходит для "перерезания ленточки" нашего "TOP 30". Ронни Джеймс Дио времён Dio и Sabbath практически не давал оснований думать, что сделан из чего-то, помимо закалённой стали. Но в Rainbow он позволял себе быть романтиком. Может, влияние Блэкмора сказывалось?


29. "Sunny Day". Free.

Free были королями недолго и ещё хуже время отнеслось к их музыкальному наследию. Сей факт просто непростителен, учитывая высочайшее качество музыки этой блюз-роковой команды. И в этом смысле "Sunny Day" с альбома "Highway" 1970 года - пример ярчайший и крайне убедительный. Помимо всего прочего, игра Энди Фрейзера на бас-гитаре просто фантастична, убедитесь сами.


28. "As long as the wind blows". Golden Earring.

Если вам кажется, что вы ничего не знаете о Golden Earing, то вы почти наверняка ошибаетесь. Знаменитая баллада нашей "Арии" "Беспечный Ангел" - ничто иное, как перепевка "Going To The Run" этой самобытной голландской группы. Но в начале семидесятых Golden Earring ещё не были так тяжелы и слыли одной из лучших европейских "небританских" рок-команд.
"As long as the wind blows" - добротная блюз-роковая баллада с изрядной долей психоделии, но от того не менее цепляющая и завораживающая.


27. "The Wizard". Uriah Heep.

Разумеется, личное дело каждого считать Uriah Heep убогой копией Deep Purple или придерживаться иного мнения. Но по-поводу "The Wizard" двух мнений быть не может - классическая гитарная баллада. В девяностых годах она получила новую жизнь, перепетая Blind Guardian.


26. "Babe I'm Gonna Leave You". Led Zeppelin.

Очень яркая, взрывная вещица с дебютного альбома Zeppelin. Атакующие ударные Бонэма, гитарная феерия от Джонса и Пейджа и в центре этого блюзового урагана Роберт Плант, собственной персоной, то проникновенно шепчущий, то срывающийся на фирменные истерические вопли. В общем, всё как мы любим. Замечательно.


25. "Love Hurts". Nazareth.

Честно говоря, у меня были большие сомнения по поводу того, включать ли эту, набившую мне оскомину ещё в детстве, песню в TOP 30. Но умоляющие нотки хриплого голоса Дэйна Макаферти меня убедили. В конце концов, это одна из самых красивых рок-баллад о любви.


24. "Girl you'll be a woman soon". Urge overkill.

Если кому-то покажется, что Urge overkill недостаточно обожествленны и титанизированы для подобного чарта, то я соглашусь. Но в данном случае, я ставил не на имя, а на конкретные песни. "Girl you'll be a woman soon" - та самая песенка, под которую танцевала Ума Турман из "Криминального Чтива", перед, а может и после, напудривания ноздрей кокаином. Очень красиво. Кроме того, это одна из немногих песен ТОР 30, под которую можно реально "оттянуться".


23. "Neverland". Marillion.

Альбом "Marbles" 2004 года, как и всё, что делают Marillion последние лет десять был, мягко сказать, неубедителен. За одним исключением. Грандиозный трек "Neverland", сделанный в стиле Дэйва Гилмора, был просто потрясающ. Всплески океанических волн, ветер над степью, ураганы, дожди, торнадо, пение птиц после грозы, приход весны... В этой песне есть всё, что только можно впихнуть в роскошную меланхоличную балладу. Если после прослушивание вам скажут, что всё это неистовое великолепие длилось двенадцать минут, вы просто не поверите. Слушается на одном дыхании.


22. "A Song For Europe". Roxy Music.

Эта песня чуть ли не единственная, где Ферри не прикалывался и не иронизировал. Может поэтому, она и получилась настолько чарующе прекрасной. Главные изюминки в ней - игра на саксофоне Джобсона и монолог на французском Ферри в конце песни.


21. "Without you". Badfinger.

"Without you" - живой символ величия давно канувших в лету Badfinger. В течении последующих четырёх десятков лет её исполняли все кому не лень - от Харри Нильсона до Марайи Кэрри. Пожалуй, это одна из самых известных песен по обе стороны Атлантики. Но рок-балладой она звучит только в оригинале.


20. "What Can I Do". Smokie.

Размениваем второй десяток TOP 30 с одной из моих любимых песен. Удивительно, но я прослушал "What Can I Do" за всю жизнь не менее двух сотен раз и всякий раз сердце моё сжималось от восторга. Развязная манера Криса Нормана как нельзя кстати подходит для подобного трека и даже девочки на подпевке совсем не портят картины. Smokie частенько обвиняли в излшней склонности к поп-звучанию, но эта песня - самое убедительное доказательство их принадлежности к рок-братии.


19. "Signed d.c." Love.

Размашистая баллада в традиционном американском стиле с первого альбома Love. Замечательное соло на губной гармошке навевает мысль о том, что песня неплохо смотрелась бы саундтреком к вестерну. Здесь нет особых изысков, и, возможно, в этом смысле она не слишком характеризует Артура Ли и компанию, но всё равно слушать её одно удовольствие.


18. "The King". Accept.

Вообще-то я намеренно отказался от присутствия в ТОР 30 металлических команд - они достойны отдельного разговора, но ради обожаемого мной "The King" можно сделать исключение, благо, что он не настолько тяжёл, чтобы считать его хэви металом.
Конечно, Accept прославились совсем другим и гораздо позже, но на этом треке с "I Am Rebel" 1980 года они показали, что обладают просто невероятным чувство мелодии. Ещё более мелодичной она получилась в кавер-версии Therion, но оригинал более приближен к канонам классического рока. Это одна из самых красивых и мелодичных песен из тех, что мне доводилось слышать. Честно.


17. "On The Turning Away". Pink Floyd.

Знаменитая баллада с предпоследнего альбома Floyd. Несколько затянута и, пожалуй, чересчур меланхолична, но дослушавшему до конца вручается настоящий подарок в виде великолепного соло Дэвида Гилмора.


16. "Comin back to me". Jefferson Airplane.

Потрясающий трек со знаменитого "Surrealistic Pillow". Сладкий, проникновенный вокал Бейнлина просто великолепен. Чего стоят знаменитые чувственные вздохи "I so you". Но несмотря на тёплое звучание, в этой красивой аккустической балладе угадывается горечь и даже трагичность жестокой любви.


15. "The templ of the king". Rainbow.

Rainbow не часто баловали поклонников живым исполнением баллады. Этот факт до того вопиющ, что достоин официальной ноты протеста Блэкмору и компании. Главная изюминка здесь, впрочем, как и всегда в Rainbow - соло "Человека в чёрном", одно из самых чистых и красивых в его обширной фонотеке.


14. "Soon I Will Be Gone". Free.

Эта красивая ритмичная баллада завершала их знаменитый "Highway", не получивший, к сожалению, и десятой доли положенных ему регалий. Грустная, но мужественная история о вечной дилемме, когда нельзя остаться, но и уйти невероятно трудно. Подлинная музыкальная красота, дополненная ярким вокалом Пола Роджерса - одного из лучших вокалистов в истории рока.


13. "While My Gitar Gently Weeps". Beatles.

Как и любой другой исторический рок-чарт, "ТОР 30" смотрелся бы сиротливо без "ливерпульской четвёрки". Но вся проблема в том, что среди их лёгкой музыки невероятно трудно извлечь что-то вроде классической рок-баллады. Но один достойный экземпляр всё-таки нашёлся.
"While My Gitar Gently Weeps" - во всех смыслах шикарная песня, драйвовая, цепляющая, мелодичная и при этом достаточно тяжёлая, в отличие от всего остального материала Beatles. Заслуга в этом целиком и полностью принадлежит её автору - Джорджу Харрисону, самому спокойному и самому мудрому участнику легендарной группы. Эта песня стала бенефисом его жизненно-музыкальной философии, а после его недавней смерти - вечной заставкой к его жизнеописанию. Среди множества каверов на неё я бы выделил версию Джеффа Хили, который превратил "While My Gitar..." в настоящую метал-балладу.


12. "The Court Of The Crimson King". King Crimson.

Своё очередное рождение эта песня обрела в прошлом году. Она вошла саундтреком в нашумевший фильм-антиутопию "Дитя Человеческое". Интересно, а много ли молодых людей, смотревших этот фильм, знают, что такое King Crimson?
Даю справку. При всём уважении к другим работам Фриппа и компании вроде "Red", King Crimson - это прежде всего их великолепный дебютный альбом, "сверхъестественный шедевр", как назвал его Пит Таушенд.
"The Court..." - одна из составляющих этого шедевра, грандиозная баллада о том, что творится "при дворе малинового короля", сдобренная звучанием меллотрона - фирменного знака Crimson.


11. "High Hopes". Pink Floyd.

Эта замечательная баллада - последнее творение Pink Floyd, и, надо сказать, удалось оно им на славу.
Внешне она несколько похожа на уже упомянутый выше "On The Turning Away", но более динамична куда как менее меланхолична. Неизменно лишь одно - нечеловеческое соло Гилмора - незыблемая постоянная творчества Pink Floyd.


10. "Crazy Miranda". Jefferson Airplane.

Вот так, с шутками и песнями мы прошли две трети нашего пути. Последнюю десятку нашего ТОР 30 открывает лучезарная Грейс Слик во всей красе со своей лучшей балладой. В эпоху упадка группы, все кому не лень вспоминали, как Слик выжила из Airplane Марти Бейнлина, тандем которых в конце шестидесятых был одних из самых ярких явлений в американской рок-сцене.
На самом деле, Грейс вполне справлялась и сама, и "Crazy Miranda" тому подтверждение. Тягучая, мощная, напевная баллада, наполненная мрачно-готичными клавишными, не стала хитом, но Грейс справилась со своей задачей на все сто: её вокальная работа невероятно хороша. Золото высшей пробы.
 


9. "Soldier Of Fortune". Deep Purple.

Эта баллада со "Stormbringer" 1974 года была несколько нетипична для Purple, но от того не менее хороша. То было смутное время, когда Хьюз-Ковердейл стали доминирующей силой, придя на смену Роджеру Гловеру и Яну Гиллану. Результат был отнюдь неплох и этот на редкость живучий медляк лишнее тому доказательство.



8. "The man who sold the world". Nirvana.


Честно признаюсь, что долгое время, вплоть до открытия для себя Дэвидв Боуи, на полном серьёзе считал, что эта степенная цепляющая простыми гитарными гармониями баллада принадлежит авторству Кобейна. И, прослушав оригинал, был крайне удивлён.
В действительности, немногие песни Nirvana идут Курту, как "The man" Боуи. Из мутноватой тянучки Дэвида Кобейн сделал настоящую конфетку, насыщенную истинным рок-н-ролльным драйвом.
Помимо прочего, отдельные любители получат настоящее удовольствие от ударных Дэйва Грола - без них эта песня никогда бы не стала шедевром.


7. "Time". Pink Floyd.

Один из столбов, на котором держится величие Floyd. Неотразимое соло часиков в начале песни, мрачные наступательные аккорды и безупречное соло Гилмора в конце. Кто сказал, что Pink Floyd играли рок? С начала семидесятых их творчество было "классической музыкой".


6. "Behind Blue Eyes". The Who.

The Who всегда были исключительными индивидуалистами и, посему, большинство их баллад не вписывается в разрад "классических". Но это монументальное творение с шедеврального "Who`s Next" 1971 года иначе как истинной рок-балладой ничем не назовёшь.
С середины песни они начинают фирменно отрываться на полную катушку, но до того вы сполна успеете насладиться нежным вокалом Долтри и безупречно красивой мелодией.
К слову сказать, кавер "Limp Bizket" был совсем не плох, но это, всё же, не тот случай, что с "The man who sold the world" Боуи.


5. "Child In Time". Deep Purple.

Если вы не знаете, за какие заслуги Ян Гиллан считается одним из величайших рок-вокалистов, значит вы не слушали "Child In Time". Завораживающие нечеловеческие нотки его высокого голоса, усиленные пулемётным пробегом Пейса по барабанам и рвущее душу гитарное соло Блэкмора им вдогонку - это один из самых захватывающих моментов в истории рока.
Если бы они всегда были такими, кто бы помнил о Zeppelin?


4. "Catch the rainbow". Rainbow.

Восхитительная песня, навевающая мысли о том, что "поймать радугу" Блэкмору всё-таки удалось.
Здесь совсем немного слов, но вроде и так всё понятно, да и гитара "человека в чёрном" более чем красноречива. В общем, жемчужина ранних Rainbow и дуэта Дио/Блэкмор в частности. Творческий союз последних, похоже, и правду заключался на небесах. Не в обиду Кэндис Найт будет сказано.


3. "Epitaph". King Crimson.


Мотив обречённости, переданный Фриппом и компанией в этой песне, не смогла затмить даже "Стена" "Pink Floyd".
Эту тоскливую душераздирающую балладу не смогли испортить ни качество записи, ни кошмарные барабаны Майкла Джайлса, поскольку Фрипп (меллотрон, гитара) и Лэйк (вокал) вложили весь свой талант без остатка. Результат налицо - третье место ТОР 30 и личные овации от меня.


2. "The House Of The Rising Sun". The Animals.

Знаменитый "Дом восходящего солнца" сложно назвать изысканной или изобретательной песней. Его сила в его простоте - разбитном ритме а-ля-вестерн и грандиозном вокале Эрика Бёрдона.
Это поразительно яркий образчик сырого и животворного рока - одна из самых древних, но и самых известных и живучих баллад рока. Если хотите, его полноценная визитная карточка.


1. "Stairway To Heaven". Led Zeppelin.

Наверное, их всё равно считали бы великими и без "Лестницы в небо", но они её всё же создали.
Музыка Zeppelin далеко не всегда была понятна и доступна слушателю, но всегда до интима откровенна и профессиональна. И в этом творении все таланты, навыки и умения музыкантов в правильной пропорции сошлись с желанием передать их в наиболее внятной форме, не потеряв при этом фирменного, окутанного мистицизмом, звука.
"Лестница в небо" говорит сама за себя. Начинаясь с робких и тихих звуков, она постепенно усиливается, будто вы, поднимаясь по лестнице всё выше и выше, начинаете всё чётче и чётче слышать музыку, льющуюся с крыши. Вы успеваете подняться на самый верх вы как раз вовремя - к началу величайшего соло Пейджа, признанному лучшим гитарным соло в истории. Тому, кто не слышал, мало не покажется.
Первое место без вопросов.