Тоска по существованию

Дюринг Евгений
Zum Augenblicke duerft ich sagen:
Verweile doch, du bist so shoen!
Es kann die Spur von meinen Erdetagen
Nicht in Aeonen untergehn.
(Johann Wolfgang Goethe. Faust)*

Невоплощенное стремится к воплощению, несуществующее – к осуществлению. Все возможное требует для себя реальности в меру своего совершенства. Ибо добавление реальности делает возможное еще более совершенным. Вот почему все существующее стремится существовать вечно. Но стремление это остается неудовлетворенным. Потому что существует Смерть. Смерть есть граница, отделяющая совершенное от несовершенного. И ничто по эту сторону Смерти не в состоянии эту границу преодолеть. Поэтому несовершенное остается несовершенным. Но остается ли совершенным то, что находится по ту сторону Смерти? Есть ли вообще что-то по ту сторону Смерти? Если бы по ту сторону Смерти что-то было, оно было бы абсолютно совершенным – это следует из определения Смерти. Но абсолютно совершенное абсолютно свободно. Оно не терпит ограничений. Как могло бы оно замкнуться в своем совершенстве, положив самому себе предел? Следовательно, по ту сторону Смерти нет ничего. Если там что-то и было, то оно давно уже перешло границу. А перейдя границу, оно осталось по эту сторону Смерти навсегда. Ибо ничто с этой стороны Смерти не в состоянии перейти границу в противоположном направлении, т.е. проделать обратный путь. Поэтому стремление возможного к существованию не имеет смысла. Если по ту сторону Смерти нет абсолютного совершенства, то все, что находится по эту сторону Смерти, несовершенно в одинаковой степени. И невоплощенное ничем не отличается от воплощенного, а существующее – от возможного. И существующее не заслуживает существования, а возможное – возможности. И тоска по прекрасному мгновению ничуть не лучше тоски по длинному некрологу.


____________________________

*
Тогда бы мог воскликнуть я: "Мгновенье!
О, как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они".
(Иоганн Вольфганг Гете. "Фауст")