Иссыкское ущелье

Максим Гольбрайхт
На озере Иссык впервые удалось побывать в 2002 году. И как-то сравнивать его с тем, что было до селя 1963 года, кроме фотографий, не приходилось. Известно, что озеро было тогда полностью уничтожено, как место отдыха почти со всей инфраструктурой. Сель унес и человеческие жизни.
Пять лет назад впервые довелось побывать в этих местах, еще один шанс выпал в этом году. К полдевятого собираемся у автобуса, и в 9 – уже начинаем свой маршрут. Погода стоит после дождей теплая, солнечная. Покидаем Алмату и через Малую станицу по Кульджинке берем курс на Нарынкол. На Иссыкском повороте сворачиваем направо
Первой остановкой стали иссыкские курганы. Не все туристы изъявили желание совершить к ним мини-экскурсию. Несколько холмов, где хоронили древние саки-тигрохзауды знать, своих начальников расположены справа от дороги. Идем по дороге среди степи. Трава в июле почти вся выгорела. Любуемся пейзажами горных хребтов. Подходя к остову юрты, где несколько лет был археологический музей, видим разрез одного из холмов. Надо сказать, что саки хоронили своих военачальников и правителей в земляной камере вместе с украшениями, оружием, утварью, а сверху возводили нечто вроде пирога – слои камней, земли, песка. Получалось достаточно высокое сооружение. Иногда слои камней добавлялись позже. Многие такие погребения были разграблены.
Затем на автобусе поднимаемся до места, где захоронен золотой человек – «иссыкский тутанхамон», найденный случайно при строительстве иссыкской автобазы в одном из таких холмов, но не в камере под ним, а - в ложной. Фотографируемся и едем дальше.
Проезжаем сквозь Иссык и вдоль реки поднимаемся по узкому ущелью. Сначала с боков идут небольшие домики, видимо дачи, а затем горные хребты окаймляют дорогу. Дорога постоянно петляет, пересекая реку, громко урчащую в глубине, внизу в глубоком каньоне. На экологичнском посту нас притормознули, но взяв расписку после переговоров пропустили дальше. Спустя где-то два часа подъезжаем к Иссыку. Вода, в отличие от прошлого раза – не голубоватая, а болотно-зеленая, сказываются прошедшие на неделе дожди.
Проходим к обзорной площадке, огибая справа гору с крестом на вершине в память погибших от селя, и нам открывается панорама на ущелье реки Иссык. Вода из озера, попадая в один из 3 шлюзов, по подземному каналу снова попадает в русло реки. Цвет ее сегодня серовато-бурый. Отчаянно петляя где-то глубоко внизу каньона, она несет свои воды на север к Или.
Далее наш маршрут лежит к Черному озеру. Обогнув слева Иссык, сворачиваем по дороге направо в ущелье, поросшее кустарниками облепихи и боярышника, горными цветами и травами. Слева и справа на вершинах – величественные тянь-шанские ели или, как их называют по-научному, – ели Шренка. Минут через 15 видим Черное озеро. Название вполне оправдывает в себя. Небольшое, образовывавшееся вследствие притока Иссыка, большей частью заросшее камышом, своей чистой серединой оно чернеет, кое-где – темно-зеленое.
Возвращаемся к озеру на привал, располагаемся на поляне на скромный обед. Сегодня на озере полно отдыхающих – джипы, мангалы, куча народу под каждым кустом… Спускаемся к берегу, к скальным породам. Кое-то осмелился покупаться в холодной воде, температура не превышает +8. Решаем идти на свой страх и риск до так называемой «кремлевской стены» – вверх, на юг от озера вдоль реки Иссык. Экскурсовод вести нас отказалась, сославшись на запрет противоселевой службы.
Уже по знакомому маршруту огибаем озеро и направляемся по ущелью на юг. Дважды переходим протоки речки Иссык и по накатанной полугравийной-полупесчаной дороге двигаемся к экологическому посту. То и дело, сигналя уступить дорогу обгоняют машины с алматинскими номерами, приехавшие на пикник. Времени уже около двух пополудни. Доходим до поста, свернув налево по бетонной плите переходим реку.
Окликивает голос сзади:
- Вы куда?
- Туда!
- Куда?
- До кремлевки…
Двести тенге решают вопрос. Экологический сбор. Никаких селей, никаких предупреждений…
- …Проходите!
Продолжаем путь на юг по ущелью. Дорога широкая, также удобная до ходьбы, справа и слева кустарники, деревья, живописные горные склоны. На подходе справа виднеется «кремлевка» - гранитная скала с ярко выраженной окраской – красной, бурой, малиновой, именно поэтому получившая такое прозвище. От нее отделяет русло реки. Река сегодня бурная, вода - холодная…. Южнее – каркас железобетонной плотины, некий такой советский монстр – сто-то вроде долгостроя – куча блоков без окон и дверей, сверху по которому уложен мост из сваренных прутьев арматуры. Здесь уже гуляет ветер. Идем по мосту, он иногда шатается, прогибается под тяжестью. Река под нами шумит, бьется о камни… На небольшой обзорной площадке на другом берегу открывается вид на долину южнее плотины. Полюбовавшись, торопимся вернуться назад к автобусу… Наша программа на сегодня выполнена.