Синтаксическая система

Валентина Томашевская
Наш учитель говорил: чтобы понять художественный текст, надо примерять его на себя. И примеряли. Конечно, мы примеряли. Многие были влюблены в учителя, и у всех осталась глубокая благодарность и признательность ему, прежде всего за то, что он научил нас чувствовать, понимать и видеть поэтический текст, а также, простите, анализировать произведение, а впоследствии и шире – видеть человека через слово.
...Характер мысли художника демонстрирует синтаксис. Синтаксис строит мир произведения.
Каждая личность говорит по-своему. Индивидуальность нашего мышления определяется синтаксисом. Это самая многогранная система.
 Включает три проблемы:
-синтагм (фразеология)
- проблемы предложения
- абзаца и строфы
Проблемы фразеологии – это какие и по какому принципу соединяются друг с другом лексические единицы (слова).
Синтагма – мельчайшая значимая семантическая (смысловая, относящаяся к значению слова – Лав) единица.
Каждое предложение разбивается на систему синтагм.
Я помню чудное мгновенье...
Могут соединяться как в разговоре, так и в публицистической речи.
Могут соединяться слова, которые находятся далеко друг от друга по смыслу, непривычно.
Фразеологическое единство и антифразологическое единство.
Божественая стыдливость страдания...Слова, которые в разговоре не могут соединяться:
Страдание – стыдливость
Божественная
Я вас любил могут говорить многие. Непрерывная смена фразеологических и антифразеологических систем.
Предложение. Простые и сложные. Информация простого предложения.
Сложное включает большее количество предметов. Одновременно входят в сознание, в пределах одного предложения заключается многое. Сложное видение.
Что в одном предложении, что в другом...
Самая крупная синтаксическая единица – строфа, абзац.
Прозаическая строфа – абзац.
Абзац объединяется единой темой, мыслью, целой системой лексико-морфологических единиц. Части речи, они связывают абзац в единство.
Толстовские абзацы. Толстой в абзаце демонстрирует причинно-следственные связи, временные, запечатлевает все движения мира, сосредоточиваясь на исследовании проникнуть в суть всех явлений.
Абзац Шкловского, Зощенко.
Нужно ли говорить, что абзац Шкловского приводит Лав в восторг.
«Повести о прозе». Одно предложение – абзац. Ассоциативное мышление. Есть тема абзаца, которая вызвала другую тему.
Толстой исчерпывает тему при наличии нескольких кадров. Шкловский – одним кадром. Кинематографичность мышления.

Знак и значение. Порядок слов.

Я вас любил
Вас я любил
Любил я вас

Рассмотрим синтаксическую систему на примере стихотворения Марины Цветаевой
Борису Пастернаку

Б. Пастернаку
Марина Цветаева

Рас - стояние: версты, мили...
Нас рас - ставили, рас - садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас - стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорыли,
Расслоили...
 Стена да ров.
Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - расстреляли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!

24 марта 1925
(Марина Цветаева пишет Борису Пастернаку из Берлина)
- Что бросается в глаза? – спрашивает наш учитель.
-В одной строке :орлов-

Заговорщиков в другой строке, - говорит Лав,-
 есть и другие похожие строки.

- Права Лав, - говорит учитель,-бросается в глаза необычный характер строфы,- продолжает учитель,-
Строфа – законченное целое. В классической поэтике строфа заканчивается точкой. Мысль исчерпала себя. Точка. Семантически законченное целое.
Дальше новый поворот темы.
У у Цветаевой строфа заканчивается, а предложение не заканчивается, мысль не закончилась. Дикость. Синтаксическое семантически целое оказалось разорванным. Революционное нарушение классической поэтики. Дикость синтаксиса.
Классична строфа Ахматовой. Первая строка у нее – одно, вторая – другое.
У Блока каждая строфа – законченная мысль.
Смысл? Велик. Любой текст - конструирование мысли. Это демонстрирует и графика текста.
Разрыв конструирует разъединенность людей, которые обязаны быть вместе.
Мир разорванных единств – мир Цветаевой. Мир разрушенных гармоний.
Что является сплавом, оказывается разорванным. Конструирует трагедию людской разъединенности. Слова разрывает. Семантическое единство разорвано. У Ахматовой все иначе. В каждой строфе все многообразие мира. Все строфы связвны друг с другом, повтром
Единиц.
Пастернак утверждает единство мира.
Ахматова более классична. Симметрия, логика, вещный, предметный мир.
У Цветаевой нарушение логики, ассиметрия.
Общее у Цветаевой и Ахматовой в демонстрации идей, антифраз.
Хлебников, Маяковский, Пастернак, Гумилев, Мандельштам, Цветаева и Ахматова родственны. Люди одной эпохи.

Анна Ахматова.
Борис Пастернак.
Он, сам себя сравнивший с конским глазом,
Косится, смотрит, видит, узнает,
И вот уже расплавленным алмазом
Сияют лужи, изнывает лед.

В лиловой мгле покоятся задворки,
Платформы, бревна, листья, облака.
Свист паровоза, хруст арбузной корки,
В душистой лайке робкая рука.

Звенит, гремит, скрежещет, бьет прибоем
И вдруг притихнет,- это значит, он
Пугливо пробирается по хвоям,
Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон.

И это значит, он считает зерна
В пустых колосьях, это значит, он
К плите дарьяльской, проклятой и черной,
Опять пришел с каких-то похорон.

И снова жжет московская истома,
Звенит вдали смертельный бубенец...
Кто заблудился в двух шагах от дома,
Где снег по пояс и всему конец?

За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отраженных строф,-

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.

(1936)
Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но его глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, а также свежий, взволнованный стих всегда поражали и поражают ценителей поэтического искусства.
У Пастернака особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. К стихам Пастернака читателю необходимо привыкать, такова насыщенность его творчества метафорами и образами. Самая обыкновенная картина иногда рисуется под совершенно неожиданным зрительным углом.
Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.

Ты - времени заложник
У вечности в плену.

Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения. Чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Для того, чтобы вникнуть в суть образов, созданных им, нужно знать точное значение написанных слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали "затертые" поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.
Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит и в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе не обычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения: