Анализ тропов. Лексическая система

Валентина Томашевская
Анализ поэтических тропов( метафоры, сравнения...) наш учиель показал нам на примере
Стихотворения Николая Заболоцкого «Чертополох» из цикла Последняя любовь.

Принесли букет чертополоха
И на стол поставили, и вот
Предо мной пожар, и суматоха,
И огней багровый хоровод.
Эти звезды с острыми концами,
Эти брызги северной зари
И гремят и стонут бубенцами,
Фонарями вспыхнув изнутри.
Это тоже образ мирозданья,
Организм, сплетенный из лучей,
Битвы неоконченной пыланье,
Полыханье поднятых мечей,
Это башня ярости и славы,
Где к копью приставлено копье,
Где пучки цветов, кровавоглавы,
Прямо в сердце врезаны мое.
Снилась мне высокая темница
И решетка, черная, как ночь,
За решеткой - сказочная птица,
Та, которой некому помочь.
Но и я живу, как видно, плохо,
Ибо я помочь не в силах ей.
И встает стена чертополоха
Между мной и радостью моей.
И простерся шип клинообразный
В грудь мою, и уж в последний раз
Светит мне печальный и прекрасный
Взор ее неугасимых глаз.

Еще перед занятием кружка я заглянула в теорию литературы, чтобы понять, что же такое метафора.
Метафора не только перенесение свойств живых существ на неодушевленный предмет. Но и вообще перенесение свойств одного предмета на другой.
В основы метафоры лежит простое сравнение.
Без метафор просто не может жить стихотворная речь.
Язык поэзии целиком построен на метафорах.


Наш учитель начал так:
Можно думать, что поэзия, устанавливающая связь человека с окружающим его миром, была едва ли не первым искусством, возникшим на нашей земле

От писателя в вечности остается только метафора.
Олеша.

Одно из сложных явлений. Через метафору осуществляется закон поэзии. Она позволяет в одно вмещать различное.
Метафора и сравнение. В сравнении три компонента:
-с чем сравнивают
-что
-на основе чего
В сравнении есть неизвестное, которое объясняется через известное:
х –а – известное
то, что сравнивается – предмет
с чем сравнивается – признак
Что проихходит в метафоре? Опускается признак, на основе которого осуществляется сравнение: предмет совмещается с образом. Сокращенное сравнение.
Все это ведет к неисчерпаемости:
Голова круглая, как шар
Голова твоя – шар
Исчезает признак и включает всю систему признаков, которые указывают на шар.
Всевозможные признаки. Система признаков. Определяется контекстом.
Если в сравнении предмет объясняется образом, то в метафоре оба компонента объясняют друг друга.
Метафора неисчерпаема, требует напряженной читательской активности.
Метафора – скоропись человеческого духа.
Б.Пастернак.
Каждое метафорическое слово включает всю систему, порождаемую этим словом и систему отношений, связанных с этим словом.
Блок, Цветаева, Пастернак, Заболоцкий...
Н. А. Заболоцкий Гроза (1946)

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы,
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

С одной стороны, природа, с другой – творческая гроза.
Явления одного и того же порядка:
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.
Все стихотворение – одна метафора.
Метафорические шифры. Это вызывает трудности, требует напряженной работы, приглашение быть соавтором. Если читатель не будет соавтором, мало поймет.
Чертополох – образ последней любви.
Через горзу происходит объяснение творчества, последняя любовь сопоставляется с
Чертополохом, пожаром.
Почему? Пожар – горение. Пламя. Полыхание.Стихия. То, что неожиданно возникает,
Что горит необычайно ярко.
Пожар – бедствие, трагедия.
Самые разные смыслы этого слова важны. Вот что дает метафора.
Не надо писать, что это стихия, суматоха, то, во что вовлекается не только один, двое – многие.
Огней багровых хоровод.
Не только пожар, но и гармоничное, искусство, метафорические ряды, параллельные, которые будут наслаиваться. Стихия, с одной стороны, искусство – с другой.
Искусство – квинтессенция духовности.
«Звезды»- то, что охватывает весь мир, всю вселенную,-
гремят
 и стон, но стон бубенцов
звучат изысканно
стонут бубенцами
стон. Который не может затмить ликование:
с острыми концами
поднятых мечей
кровавоглавы
клинообразный
хоровод. Бубенцы, организм, башня...
продкут человека..
Чем глубже начинаем понимать мир, тем глубже проникаем в это стихотворение.
Живописный поэт. Графика. Звуковое начало.
Нет ничего, чего бы не включала последняя любовь. Мир во всем многообразии.
Образ мироздания. Все, что есть у мироздания, есть у любви.
Любовь – это то, что погружает нас в мирозданье.
1-ая часть – я
2-ая честь – она
Речь строится в ином плане. Отношения. Стена. Решетка. Трагедия разъединенности "я".. Стена чертополоха.
Любовь – трагедия, то, что не дает человеческой радости. Последняя любовь, которая открыла мир – шип в груди, трагедия.
Тютчевская концепция любви.