Конкурс - Научный Эксперимент - Музыка Сфер

Творческая Мастерская Ежи
__________ Литературная Игра – Конкурс – Научный Эксперимент «МУЗЫКА СФЕР» __________


============== НЕБОЛЬШАЯ ПРЕАМБУЛА


Тысячелетиями человек пытался услышать музыку чисел. Пифагор с его "музыкой сфер" и Иоганн Кеплер с его "гармонией планет" были теми, кто более других подпал под очарование этой идеи. Музыка во все века рассматривалась, как символическая манифестация отношений между небесами и землёй, и, как таковая, должна отражать влияние селестиальных сфер. Древние китайцы полагали, что пять первых простых звуков пятой, Пентатонической, шкалы являются представлением воспринимаемого мира и соответствуют пяти элементам. Пифагорейцы считали, что нет необходимости идти выше третей степени (кубической) чисел, т.к. в нашем мире невозможно выйти за пределы трёх измерений.


Может возникнуть вопрос: а при чём здесь какие-то числа? Дело в том, что то, как частота звука проявляет свою природу в качестве музыки, не может быть передано линейной схемой организации звукоряда. Можно, например, построить равномерную темперированную шкалу, как набор из целых чисел от 1 до 12, но структура такого звукоряда не будет соответствовать той схеме, в соответствии с которой наше ухо слышит музыку. Музыка движется в единицах, которые состоят из неравных чисел на такой равномерной шкале. Она движется между улавливаемыми ухом структурами тонов, гармоник этих тонов и интервалов, которые получаются внутри звуковых узоров, сложенных определенным образом. Кроме того, некоторые элементы этой звуковой шкалы (как, например, тоника и доминанта) встречаются намного чаще, чем другие ее элементы. Исторически так сложилось, что основные звуковые схемы, состоящие из неравных интервалов, включали тональную шкалу, терции и другие аккорды, и узор движения основания аккордов (которые обычно являются квинтами или терциями). Какое-то математически полученное условное число, делящее числовую последовательность с основанием 12, может быть интересно нашему уму, но оно едва ли может быть точно контролируемым средством для возбуждения наших эмоций путём манипуляций с нашими ожиданиями во времени – гармонией и мелодией. Равношаговая квантификация звуковой шкалы внутри октавы – это не тот путь, следуя которому музыка может возникать. Большинство нот в музыкальном звукоряде имеют смысл для нас, как тональные, а не хроматические (использующие все 12 тонов равнотемперированной октавы). По этой причине ближайшими гармонически связанными аккордами для ми мажора являются не ми-диез или ре мажор, а до минор и си мажор. Это происходит потому, что важность представляет гармоническое содержание (внутреннее соотношение частот), а вовсе не близкое расположение этих частот.


Натуральный звукоряд – в музыкальной акустике – ряд расположенных в восходящем порядке обертонов или частичных тонов, т.е. призвуков основного тона. Соотношение частоты колебаний обертонов выражается РЯДОМ ПРОСТЫХ ЧИСЕЛ; для того чтобы эти числа соответствовали порядковому номеру обертонов, основной тон натурального звукоряда условно считается первым обертоном. Некоторые обертоны несколько отличаются по частоте колебаний и, следовательно, по высоте от тех же звуков темперированного строя (отмеченные плюсом обертоны выше соответствующих звуков темперированного строя). Шесть нижних обертонов входят в состав мажорного трезвучия, которое, т.о., основывается на акустических закономерностях.


Выражая это простым языком, можно утверждать, что в основе звукоряда лежат ПРОСТЫЕ ЧИСЛА. А, как известно, звукоряд был создан именно для человеческого уха (т.к. многие животные, скажем, могут различать куда более близкие ноты). Именно наш, человеческий, слух находит особую гармонию в звуках, выражающихся рядом простых чисел.


***** ПРОСТЫЕ ЧИСЛА – это такие натуральные (целые положительные) числа, которые делятся только на единицу и на самих себя.

Вот начало бесконечного ряда простых чисел:
2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29, 31, 37, 41, 43, 47, 53, 59, 61, 67, 71, 73, 79, 83, 89, 97, 101...



============== ГИПОТЕЗА


Мы предположили, что стихотворения, написанные с использованием простых чисел в основе РАЗМЕРА, МЕТРА И ГЕОМЕТРИИ СТРОФИКИ (а для коротких стихов – и общего числа строк) – могут подсознательно восприниматься слушателем, как наиболее мелодичные и ОТВЕЧАЮЩИЕ ГАРМОНИИ МУЗЫКИ НЕБЕСНЫХ СФЕР.

Для того, чтобы выяснить, в самом ли деле это так, мы решили провести настоящий эксперимент, сформулировав задание для всех желающих попробовать свои силы в этом необычном занятии. Итак – задание:



===================== ЗАДАНИЕ =====================


Цель каждого из участников – написать стихотворение (большое либо короткое – по желанию), где:

~~~ во-первых КОЛИЧЕСТВО СТОП В СТРОКАХ БУДЕТ ПРОСТЫМИ ЧИСЛАМИ (обязательно)
~~~ во-вторых КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ ВО ВСЕХ СТРОКАХ БУДЕТ ПРОСТЫМИ ЧИСЛАМИ (желательно)
~~~ в-третьих СХЕМА РИФМОВКИ БУДЕТ СТРОИТЬСЯ НА ПРОСТЫХ ЧИСЛАХ (желательно)
~~~ в-четвёртых ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СТРОК В СТИХЕ БУДЕТ ПРОСТЫМ ЧИСЛОМ (желательно; для коротких стихов, менее 3 строф, – обязательное условие)


При этом не обязательно, чтобы количество слогов в строках было всегда одинаковым. Не обязательно также и наличие рифм (хотя и желательно, чтобы сильнее почувствовать внутреннюю гармонию стиха).

ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы количество строк в строфе ТАКЖЕ БЫЛО ПРОСТЫМ ЧИСЛОМ. Для коротких стихов (скажем, до 3-х или 4-х строф) желательно, чтобы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СТРОК в стихе также было простым числом. Для более длинных стихов это не имеет значения, т.к. при прочтении все равно не будет отслеживаться.


=========== РАЗРЕШЁННЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ:

Если говорить о наиболее широко используемой в русскоязычной поэзии силлаботонике, то РЕАЛЬНО для такого эксперимента подходят следующие размеры (с клаузулами, чтобы соблюсти правило 2, касающееся общего количества слогов в строке):


ТРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ -+ -+ -+ -
ПЯТИСТОПНЫЙ ЯМБ -+ -+ -+ -+ -+ -
СЕМИСТОПНЫЙ ЯМБ -+ -+ -+ -+ -+ -+ -+ (нежелательный)

ТРЕХСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ -+- -+- -+- (нежелательный)
ПЯТИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ -+- -+- -+- -+- -+- (нежелательный)
СЕМИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ -+- -+- -+- -+- -+- -+- -+- (нежелательный)

ТРЕХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ --+ --+ --+ --
ПЯТИСТОПНЫЙ АНАПЕСТ --+ --+ --+ --+ --+ --
СЕМИСТОПНЫЙ АНАПЕСТ --+ --+ --+ --+ --+ --+ --+ -- (нежелательный из-за цезур, появляющихся в серединах строк)


МЕНЕЕ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ (из-за того, что в них ударение падает на первый слог, а единица – обычно не считается простым числом, хотя это и условность):


ТРЕХСТОПНЫЙ ХОРЕЙ +- +- +
ПЯТИСТОПНЫЙ ХОРЕЙ +- +- +- +- +- (нежелательный)
СЕМИСТОПНЫЙ ХОРЕЙ +- +- +- +- +- +- +

ТРЕХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ +-- +-- +
ПЯТИСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ +-- +-- +-- +-- +
СЕМИСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ +-- +-- +-- +-- +-- +-- + (нежелательный из-за цезур, появляющихся в серединах строк)


Одиннадцати- и тринадцатистопные метры не годятся, т.к. в них неизбежно возникают цезуры в серединах строк.

В "нежелательных" размерах общее число слогов в строках не является простым числом.

Кроме описанных силлаботонических схем, возможны дольник, акцентные стихи и другие нерегулярные метры.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИРРИХИЯ при сочинении стихов возможно, однако желательно им не слишком злоупотреблять. Напоминаем всем, что пиррихием называют те случаи, когда системное ударение не попадает на положенный иктовый слог за счет того, что использовано длинное слово, перекрывающее две (или более) стопы, а, как известно, в словах двойного ударения быть не может (если это только не составные слова).


=========== РАЗРЕШЁННЫЕ СХЕМЫ РИФМОВКИ И СТРОФИКА:

Возможны следующие схемы рифмовки, где общее количество рифмующихся строк остаётся простым числом:

aa bb cc dd
ab ab (нежелательна, т.к. воспринимается как четырехстрочная)
ababa
abbba
abbaa
aabba
aaa bbb ccc


aba bab (нежелательна, т.к. воспринимается как шестистрочная)
abc abc (нежелательна, т.к. воспринимается как шестистрочная)
abcba deced
aacbb ddcee
abcab decde

и т.д.

Как видно, возможна попарная рифмовка без разбиения на строфы, но при этом важно, чтобы общее кол-во строк в стихе было ПРОСТЫМ ЧИСЛОМ (для сравнительно коротких стихов).


Итак, наиболее подходящие простые формы строфики – это пятистишие (практически в любом виде), монорифменные терцины и смежная рифмовка.



А теперь, друзья, – ВПЕРЁД! Давайте попытаемся создать стихотворение (хотя бы одно), где бы выполнялось максимальное число поставленных условий (первое – обязательно, остальные – желательно, но не обязательно).


***** САМОЕ ГЛАВНОЕ – (мы обращаемся ко всем вам, ребята) – ПОСТАРАЙТЕСЬ ОТНЕСТИСЬ К ЗАДАНИЮ СЕРЬЁЗНО. Это не стёб и не шутка, а научный эксперимент, который, насколько нам известно, никогда до сих пор не проводился.

Поэтому мы просим всех: уважаемые участники эксперимента! Постарайтесь написать не просто что попало и тяп-ляп, а хороший стих, который бы вам не было стыдно выставить, скажем, на один из наших больших конкурсов. В том-то всё и дело, чтобы не просто механистически сочинить любую ерунду, лишь бы она удовлетворяла поставленным условиям. Такое кто угодно может сделать – но в таком стихе всё равно НЕВОЗМОЖНО БУДЕТ РАЗЛИЧИТЬ МУЗЫКУ СЕЛЕСТИАЛЬНЫХ СФЕР. Речь совсем о другом: написать ХОРОШИЙ стих, который бы удовлетворял как минимум первому условию, а, желательно, и остальным.

И вот тогда мы и посмотрим – действительно ли эта музыка небесных сфер имеет такое потустороннее действие на наше восприятие – или это не имеет к поэзии вообще никакого отношения.

Написанные стихотворения просьба вывешивать ОТДЕЛЬНЫМИ постами, – для удобства обсуждения. Если кто-то может написать больше, чем одно стихотворение, отлично! Если у кого-то нет собственных клонов, чтобы вывесить стихо отдельным постом, обращайтесь к Ведущим: мы вам поможем это сделать, разместив пост от своего имени.




======= ВЕДУЩАЯ – Смарагда
======= СО-ВЕДУЩИЙ – Черный Георг
____________________________________


======= Срок проведения игры: 31 августа - 25 сентября

======= ПРИЗЫ ПОБЕДИТЕЛЯМ:
I место – 400 баллов
II место – 300 баллов
III место – 200 баллов

Несколько дополнительных призов по 100 баллов будет вручено Ведущими авторам тех стихотворений, которые они посчитали наиболее интересными на конкурсе.



Организаторы и Ведущие желают вам удачных находок и интересных открытий!