Жемчужины души. Вдумчивый поэт. А. Апухтин

Валентина Томашевская
Высокий старинный дом , обвитый виноградом-вьюном, притянул мой взор. Мозаикой украшены красивые окна. Рядом с домом – высокое раскидистое дерево, создающее тень. Все вызывает ощущение таинственности и некоего мрака. Преодолев робость, подошла поближе, к двери здания. Праксис врача-психиатра гласила надпись. Вероятно, совпадение, а может, и специально подобрано такое здание? Как знать.
У Алексея Апухтина есть стихотворение «Сумасшедший». В свое время наш учитель предложил нам его для анализа.

Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
 И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
 Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
 Я день и ночь пишу законы
Для счастья подданных и очень устаю.
Как вам моя понравилась столица?
Вы из далеких стран? А впрочем, ваши лица
Напоминают мне знакомые черты,
Как будто я встречал, имен еще не зная,
Вас где-то, там, давно...
 Ах, Маша, это ты?
О милая, родная, дорогая!
Ну, обними меня, как счастлив я, как рад!
 И Коля... здравствуй, милый брат!
Вы не поверите, как хорошо мне с вами,
Как мне легко теперь! Но что с тобой, Мари?
Как ты осунулась... страдаешь всё глазами?
 Садись ко мне поближе, говори,
 Что наша Оля? Всё растет? Здорова?
 О, Господи! Что дал бы я, чтоб снова
Расцеловать ее, прижать к моей груди...
Ты приведешь ее?.. Нет, нет, не приводи!
 Расплачется, пожалуй, не узнает,
Как, помнишь, было раз... А ты теперь о чем
Рыдаешь? Перестань! Ты видишь, молодцом
 Я стал совсем, и доктор уверяет,
 Что это легкий рецидив,
Что скоро всё пройдет, что нужно лишь терпенье.
О да, я терпелив, я очень терпелив,
Но всё-таки... за что? В чем наше преступленье?..
Что дед мой болен был, что болен был отец,
Что этим призраком меня пугали с детства,-
Так что ж из этого? Я мог же, наконец,
 Не получить проклятого наследства!..
Так много лет прошло, и жили мы с тобой
Так дружно, хорошо, и всё нам улыбалось...
Как это началось? Да, летом, в сильный зной,
Мы рвали васильки, и вдруг мне показалось...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 Да, васильки, васильки...
 Много мелькало их в поле...
 Помнишь, до самой реки
 Мы их сбирали для Оли.

 Олечка бросит цветок
 В реку, головку наклонит...
 "Папа,- кричит,- василек
 Мой поплывет, не утонет?!"

 Я ее на руки брал,
 В глазки смотрел голубые,
 Ножки ее целовал,
 Бледные ножки, худые.

 Как эти дни далеки...
 Долго ль томиться я буду?
 Всё васильки, васильки,
 Красные, желтые всюду...

 Видишь, торчат на стене,
 Слышишь, сбегают по крыше,
 Вот подползают ко мне,
 Лезут всё выше и выше...

 Слышишь, смеются они...
 Боже, за что эти муки?
 Маша, спаси, отгони,
 Крепче сожми мои руки!

 Поздно! Вошли, ворвались,
 Стали стеной между нами,
 В голову так и впились,
 Колют ее лепестками.

 Рвется вся грудь от тоски...
 Боже! куда мне деваться?
 Всё васильки, васильки...
 Как они смеют смеяться?
 . . . . . . . . . . . .

Однако что же вы сидите предо мной?
Как смеете смотреть вы дерзкими глазами?
Вы избалованы моею добротой,
Но всё же я король, и я расправлюсь с вами!
Довольно вам держать меня в плену, в тюрьме!
Для этого меня безумным вы признали...
Так я вам докажу, что я в своем уме:
Ты мне жена, а ты - ты брат ее... Что, взяли?
Я справедлив, но строг. Ты будешь казнена.
Что, не понравилось? Бледнеешь от боязни?
Что делать, милая, недаром вся страна
Давно уж требует твоей позорной казни!
Но, впрочем, может быть, смягчу я приговор
И благости пример подам родному краю.
Я не за казни, нет, все эти казни - вздор.
Я взвешу, посмотрю, подумаю... не знаю...
 Эй, стража, люди, кто-нибудь!
 Гони их в шею всех, мне надо
 Быть одному... Вперед же не забудь:
 Сюда никто не входит без доклада.
1890

Сумасшедший. Алексей Апухтин.
- При жизни был чрезвычайно популярен, особенно в в 80-90 годы 19 века.
Чайковский, Рахманинов, Гречанинов, Прокофьев писали романсы на слова Апухтина.
Блок часто читал Сумасшедшего со сцены.
Апухтин, Надсон... ими заканчивается 19 век, целый этап литературного. художественного мышления, целого цикла литературного развития.
С символистов начинается новый тип развития литературы, новое сознание, культура, где будет все по-иному.
20-ый век отличен. Иная художественная эпоха.
Монолог сумасшедшего. Воспроизводит сознание сумасшедшего. 3 части. Отличаются друг от друга.
Диалектична 1-ая часть. Беседа, незначащий диалог.
Последняя часть не предлагает общения.
Сумасшедший человек, ограничивший себя кругом мысли, вызывает жалость.
Маленький человек. Давняя традиция.
Гоголь. Записки сумасшедшего.
Мысль Апухтина остается гоголевской мыслью. Жалкий, разрушенный человек в силу своей жалкости мыслит себя властелином, королем.
Отношение Апухтина к этому. Это сумасшедший, только сумасшедший маленький человек может мыслить себя властелином мира.
Принадлежит к тем стихам, где все сказано словами.
Для нас важно, что представляет Апухтин, его поэзия в русской поэзии.
Художественная речь отличается от языка.
Поэтическая речь отличается от речи прозатческой.
Поэтическая речь – высокая, особая речь, особым образом организуемая, где есть синтаксические, лексические, ритмические, звуковые законы.
Все эти законы служат созданию действительности, отличной от бытовой.
Поэзия, как балет, погружена в сферу идеального.