Памяти Принцессы Дианы

Виолетта Викторовна Баша
В 4 часа утра 31 августа 1997 года в одном из парижских тоннелей, родно десять лет назад, погибла в автокатастрофе одна из самых ярких женщин двадцатого века.

Быть БОГИНЕЙ, каждый день быть на виду, быть под прицелом и стать поводом для сплетен и клеветы, похожей на травлю - поверьте, очень не просто...
...оставаясь светлой в душе, не пуская в нее ненависть и обиду....

...


Супругу Чарльза, принца Уэльского, называли народной принцессой. Судьба леди Ди до случившейся с ней трагедии внешне напоминала сказку о Золушке, встретившей принца. Искренняя, душевная, образованная, ослепительно красивая, популярная в народе и любимая всеми, кроме родни «голубых кровей», она была настолько несчастна в холодных покоях Букингемского дворца, что несколько раз пыталась покончить с собой. «Прекрасный принц» не пытался понять ее. А когда она наконец полюбила по-настоящему, судьба отвела ей только месяц. Полет любви был прерван в парижском тоннеле. Ей было только тридцать шесть...
Третья дочь придворного конюха
В отличие от сказочной, английская Золушка – отнюдь не простолюдинка. Леди Диана Френсис Спенсер – из знатного английского рода. Ее отец – виконт Элторпский, 8-й граф Спенсер, служил конюшим при короле Георге VI, а затем и при королеве Елизавете II. Рут Фермой, бабушка Дианы по материнской линии, была фрейлиной самой королевы.
1 июля 1961 года в родовом имении Парк-Хауз у виконта Спенсера родилась дочь. Третья по счету. Виконт был разочарован. Он ждал наследника знатнейшей, с семисотлетним стажем дворянской фамилии. Однако, от улыбки крошки сердце его смягчилось. Отец дал ей имя – Диана Френсис. В древнегреческих мифах Диана – сестра бога любви Аполлона, источник милосердия. И она оправдывала это имя. В детстве обожала своего любимца кота Мармелада, домашних птиц и хомячков, целыми днями возилась с ними в аллеях старинного парка, в залах родового дома, украшенных фамильными портретами. Позднее Диана будет сидеть в халатике медсестры над больными, опекать прокаженных, больных СПИДом, и искалеченных противопехотными минами детишек. Ей было жаль все страдающее, ранимое. А вот лошадей она боялась, но любила. И, переборов себя, стала прекрасной наездницей. Эта страсть приведет ее к роковому роману. А пока...

Первое предательство
Диане шесть лет. В семье – раздор. Ссоры отца и матери, хлопанье дверей, слезы младшего брата по ночам. А она любит и отца, и мать. И не может принять одну сторону. Уже Принцессой Диана с болью вспоминала , как должна была выбрать, что надеть на день рождения подруги. Отец подарил ей прелестное платье, мать – еще краше. А ей не хотелось никого обижать. В 1969 году, когда Диане было только восемь лет, ее мать оставила четверых детей на попечение отца и вышла замуж за другого мужчину, бизнесмена. Леди Спенсер любила его, как не любила отца Дианы. Диана чувствовала, что мать предала ее. Это было первое предательство, а их еще будет немало в ее судьбе. Развод родителей стал тяжелым ударом для Дианы и она решила, что никогда не повторит их судьбу.

Богиня заснеженных вершин с ореолом избранности
Вскоре ее отдали в закрытую школу Вест Хит, после окончания которой она несколько лет училась во Франции и в Швейцарии, а на каникулах в отчаянных виражах слетала с горных вершин на лыжах. В те же годы она окончила курсы медсестер. Вернувшись в Англию, знатная дама стала простой воспитательницей в школе, которую окончила когда-то.
Шестнадцатилетняя Диана терялась в тени своей яркой и бойкой старшей сестры Сары. Диана была скромна, молчалива, очаровательна. Ее обаяние было иного рода, разглядеть которое могла лишь изысканная душа. Утонченность манер, шарм, остроумие, приветливость. Разумеется, у нее не могло не быть поклонников. Но они ощущали ореол избранности вокруг нее. Ее поклонник Рори Скотт вспоминает: «Она была чертовски привлекательна, и мои чувства к ней были отнюдь не платоническими. Однако приходилось соблюдать дистанцию, меня не покидало ощущение, что самого главного о ней никогда не узнаешь». Подруга Дианы Кэролин Бартоломью пишет: «Она обладала особой аурой, защищавшей её от притязаний мужчин. Хотели они того, или нет, им всегда приходилось держаться на расстоянии. Она была окружена золотым ореолом избранности». Адам Рассел, выпускник Оксфордского университета перед отъездом в годичное путешествие сделал ей предложение. Однако, когда он приехал домой через год, один из друзей сказал ему: «У тебя только один соперник – Принц Уэльский».

Королевская охота

Впервые принц Чарльз увидел Диану в 1977 году, когда был на охоте по приглашению Спенсеров в их фамильном поместье близ города Сандрингэм. Дом Спесеров находился по соседству с поместьем Норфолк, принадлежавшим королеве, что давало возможность общения.
Принц Чарльз был старше Дианы на двенадцать лет. Взрослый, сложившийся человек, наследник престола. Ему пора было найти себе супругу знатного рода, которая со временем станет женой монарха. Диана была подходящей кандидатурой. Чарльз был изыскан, прекрасно образован, обладал чарующими манерами, скорее обаятелен, чем красив. Может быть, слишком сдержан. Впрочем, холодность – стиль английских королей. Это была истинно королевская охота, однако, на ней стрелы пускал Амур.

«Вы показались мне таким одиноким»...
Диана сначала и не восприняла его всерьез – он ухаживал за её сестрой Сарой. Но однажды...
Она сидела на сене в один из летних дней. По усадьбе бродили гости. Среди них – принц Чарльз. Подошел, свернув с тропинки, присел рядом. Некоторое время они молчали. Потом Диана, преодолев робость, выразила ему сочувствие по поводу гибели его деда, графа Маунтбатенна, убитого террористами: «Я видела Вас на службе в церкви. У Вас было такое печальное лицо. Вы показались мне таким страдающим и одиноким. Кто-то должен позаботиться о Вас».
... А ведь у него уже была возлюбленная. Та, что разрушит брак Дианы. Камила Паркер. Чарльз познакомился с этой дамой «голубых кровей», почти своей ровесницей, на матче по поло в 1973 году, когда Диане было только 12 лет. С тех пор хранил этой пассии верность десятки лет.
... Весь вечер Принц Уэльский не отходил от Дианы, осыпая её такими знаками внимания, что всем стало ясно: он выбрал. Диана краснела, опуская глаза.
На следующий день об этом заговорила пресса, за Леди Ди началась охота фотожурналистов, ее снимки появились в газетах. Их роман стремительно развивался, вскоре было объявлено о помолвке, а 24 февраля 1981 года в кафедральном соборе святого Павла состоялась пышная церемония венчания. Их свадьбу королевская семья отпраздновала немного позже, 29 июля 1981 года.
Диана стала первой за триста лет англичанкой, вышедшей замуж за наследника престола. Обычно жен английские принцы брали из королевских родов других стран.
И все-таки это была любовь? Или... Диана просто увлеклась старомодным молодым человеком. Романтическая девушка мечтала о защитнике, рыцаре, о крепкой семье, и не хотела повторить ошибки родителей. Она искренне старалась полюбить мужа, и возможно, ей это удалось. Со временем...

Разрушенная сказка

С первых дней брака красивая сказка о принцессе и принце начала рушиться. Ей только двадцать, ему уже тридцать два. У них разные интересы, характер, взгляды на жизнь. Она мечтала о преданности, вкусив еще в детстве горечь предательства. Ждала пылкой любви. Воспитанный в строгих правилах принц не привык к бурному выражению эмоций. Непосредственная, искренняя и открытая Диана была начисто лишена чопорности, свойственной королевской семье. Уже позже она признавалась, что не представляла себя в роли королевы. Ей претил этикет.
Через год после свадьбы, 21 июня 1982 года, Диана родила сына Уильяма. Роды были тяжелыми и после них Диана впала в депрессию. А после рождения 15 сентября 1984 года второго сына, Гарри, Чарльз заявил, что он мечтал о девочке, а не о рыжеволосом мальчугане. Диана была уязвлена.


Леди Камилла

Диана знала о тайной пассии мужа, но надеялась, что принц забудет прошлое. Надежда не оправдалась. В 1985 году пресса заговорила о том, что Чарльз возобновил отношения с Камиллой Паркер-Боулз. Он назовет ее впоследствии «единственной любовью всей своей жизни». В самом деле? Или сказано сгоряча, уже после развода в Дианой? В 1985 году к Диане попали копии писем мужа и леди Камиллы. Диана могла простить мужу случайную измену. Но не постоянную связь. Ее предали второй раз. И опять – самый близкий человек.

Холод Букингемского дворца

Непосредственная, имевшая великолепный вкус, не чопорная, она часто встречалась с простыми людьми, была очень популярна, ее считали «своей в доску». Казалось бы, этого и хотел двор, – поднять «рейтинг» королевской власти. Но, популярна была Диана, а не ... королевская семья! Это вызывало злобу у королевской семьи. Любовь народа стала заменять ей нелюбовь мужа. Чтобы не впасть в отчаяние, ей постоянно нужно было видеть свои фотографии в газетах, чувствовать любовь простых людей. И все-таки, «белая ворона» Букингема стала замыкаться в себе, страдать неуверенностью. Возник невроз, булимия – болезненная страсть к пище. Позже Диана призналась, что «душа ее кричала о помощи», но не дождалась ответа. В эти годы она пять раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Со своими бедами Диане приходилось бороться в одиночку, – в знатных английских семьях не принято делиться бедами. В ответ на измену мужа Диана, мечтавшая о преданности и не нашедшая ее, заводит любовников.


Инструктор и его королевская лошадка
Начиная с 1981 года супруги непрерывно обвиняли друг друга в неверности. Желая навести порядок в доме, королева Елизавета обратилась с открытым посланием к Чарльзу и Диане. Это была последняя попытка примирить их, но Диана уже откровенно раздражала обитателей Букингемского дворца. Хотя она продолжает сопровождать мужа во время официальных визитов, но начинает вести и другую жизнь – молодой независимой женщины. Чтобы побороть булимию, она становится завсегдатаем спортивного клуба Харбор. Одинокая, любящая только сыновей, но обиженная мужем, она искала возможности выплакать свои беды на плече настоящего друга. Ее роман с красавцем-офицером, Джимом Хьюитом, вряд ли можно назвать удачным. А начиналось все красиво. Он был ее инструктором по верховой езде. Романтические прогулки на лошадях. Он помогает ей сесть в седло. Их руки соприкасаются. Она ловит его влюбленный взгляд. К тому же, он заметно красивее принца Чарльза. Сочувствие сильного, и, как ей казалось, верного друга, переросло в любовную связь, продолжавшуюся 5 лет. Они встречались уже не только в обществе королевских лошадок. Изысканные яства, сопровождавшие их свидания, красавчик Джимми опишет в скандально откровенной книге о своей связи с Леди Ди, вышедшей в свет после ее смерти. Он – не первый, кто предал Диану. Предал посмертно. Ради огромного гонорара и сомнительной славы. Хорошо, что она этого не узнала. Однако, Джимми – явно мужчина не ее масштаба. Говорят, что у Леди Ди были и другие связи, упоминается некий Джеймс Гилби, но достоверно известно про нашумевший роман с женатым мужчиной, знаменитой звездой регби Уиллом Карлингом.

Пресса подогревает скандал
Принц ревновал Диану к славе, и чем популярней она становилась, тем больше был раскол в ее семье. Между тем, у него была верная, хотя и замужняя, подруга. Незаметная, она словно бы выполняла роль тайной жены. Тайной до поры до времени. 15 июня 1992 года в свет вышла книга Эндрю Мортона «Диана: правдивая история», в которой в упоительных подробностях было рассказано о долгом романе принца Чарльза с Камиллой Паркер Боулз. Диана вновь совершает попытку самоубийства. Но прессу не волную чувства Дианы. 25 августа 1992 года газета «Сан» опубликовала запись телефонного разговора декабря 1989 года, в котором Диана беседует с мужчиной. Поток подобных публикаций добивал обреченный брак. Они уже не живут вместе.

« Я по-прежнему люблю вашего отца»...
Она рассудит все сама: «Мы были виновны оба, оба совершали ошибки. Но я не хочу взваливать всю вину на себя». Не стоит судить их однозначно. Перед разводом она скажет сыновьям Уильяму и Гарри: «Я по прежнему люблю вашего отца, но жить с ним под одной крышей я больше не могу».
9 декабря 1992 года премьер-министр Великобритании Джон Мейджор сообщает о фактическом разрыве между высокородными супругами. 20 ноября 1995 года в интервью Диана, все еще законная супруга принца Чарльза, признается в связи с Хьюитом, а в августе 1995 года в СМИ появляется информация о связи Дианы и Уилла Карлинга, после чего 29 сентября 1995 года последовал развод Карлинга с женой.
И только после всего этого в феврале 1996 года Диана соглашается на развод, на котором настаивает, в первую очередь, королева. Последняя точка была поставлена 28 августа 1996 года. В этот день состоялся развод самой любимой в Англии пары, разрушивший миф о непогрешимости королевской семьи. В истории с принцем Чарльзом народ был на ее стороне, ее по-прежнему боготворили миллионы. В обмен на утрату титула «Ее королевское высочество» Диана получила 17 миллионов фунтов «отступных».

Последняя любовь
Уставшая от скандалов и титула «высочество», Диана облегченно вздохнула: «Хочу быть самой собой!». Она обрела свободу. Впрочем, свободной она оставалась недолго. Неожиданно вспыхнули чувства к давнему знакомому по занятию поло Доди аль-Файяду, сыну арабского миллиардера Мухаммеда аль-Файяда. Они не виделись десять лет, их роман начал развиваться стремительно. Десять дней, проведенные с ним на яхте у берегов острова Сен-Тропез она считала самыми счастливыми в своей жизни. Они не скрывали своей любви от мира. Не думали, что за ними ведут слежку. За фотографию ее поцелуя с Доди, опубликованную всеми таблоидами мира, фотограф Марио Бленна получил 5 миллионов долларов. Другие паппараци, мечтавшие о подобных суммах, начали охоту за парочкой. В последнем интервью французской газете «Монд» Диана внезапно касается темы смерти: « Я буду стараться помогать всем людям вопреки всему, даже смерти». Слова оказались пророческими.

Полет, прерванный в парижском тоннеле
Она была на вершине счастья, к тому же ждала ребенка от Доди. Первого ребенка не королевских кровей. В интервью лондонской газете родственник аль-Файяда Анис Яссин заявил, что Доди намерен жениться на принцессе. 30 августа 1997 года самолет отца Доди приземлился в парижском аэропорту Ле-Бурже, и пара влюбленных на лимузине отбыла в самый дорогой парижский отель «Ритц», принадлежавший отцу Доди. Отдохнув, парочка отправилась за покупками на Елисейские поля, и жених подарил Диане к свадьбе роскошное бриллиантовое кольцо стоимостью 1 миллион двести тысяч франков. Вечером 30 августа они ужинали в ресторане, когда вдруг зазвонил мобильный телефон. После короткого разговора Доди сказал: «Нам нужно ехать!». Служащим отеля он показался раздраженным. Они отправились в свои апартаменты, а утром собирались улететь в Лондон. Внезапно намерения Доди изменились, он предложил переночевать в особняке отца в 16-м округе Парижа. Чтобы обмануть журналистов, решено было ехать не на личном «Ленд-Ровере», а на гостиничном «Мерседесе». В коротком интервью в гостиничном холле Диана заявляет журналистам, что намерена закончить свои обязательства по благотворительной деятельности и в ноябре уйти из общественной жизни. «Ленд-Ровер» рванул от отеля. Через несколько минут Диана, Доди и его телохранитель Тревор Рис-Джонс на «Мерседесе» отправляются в свой последний путь. За рулем – Анри Поль. «Мерседес» едет со скоростью, в три раза превышавшей допустимую в Париже, влетает в туннель Альма, через тридцать метров от въезда в который расположены разделительные столбы. На бешенной скорости машина врезается в 13-й столб, переворачивается и застревает колесами вверх. На часах – полночь.
Первыми на место трагедии прибыли фотограф Ромуальд Рат и его водитель Стефан Дармон. Затем – другие журналисты. Но только через 26 минут неизвестная женщина вызвала скорую. Журналисты заняты другим – они снимают истекающую кровью Диану! Она кричит от боли
Полицейские вспоминают, что первое время Диана была в сознании и говорила с ними. То, что стало с машиной, не поддается описанию. От нее остался один багажник. Когда прибыли пожарные, выполняющие в Париже функции скорой помощи, они обнаружили смертельно раненную Диану, и два трупа – Доди и телохранителя. В 4 часа утра 31 августа 1997 года в одном из парижских госпиталей врачи констатировали смерть Леди Ди. Лицо ее не пострадало и она ушла из жизни такой же прекрасной, какой была всегда. Ее полет был прерван в парижском тоннеле на вершине счастья, которого за всю ее жизнь ей выпало меньше месяца. Была ли эта катастрофа несчастным случаем, или инсценирована под «несчастный случай» английскими спецслужбами по заданию королевской фамилии, неизвестно. Как это всегда и бывает, когда в деле замешаны крупные исторические фигуры, следствие до сих пор не нашло виновника катастрофы, шокировавший мир.