Путь

Михаил Сербин
 

Всевышний отбирает и дает,
Но каждый лично ношу выбирает,
И каждый сам свой путь определяет
Куда идти: назад или вперед.
И путь, что нам начертан небесами,
Мы познаем и украшаем сами.

 
 ***
 1
Давным-давно наперекор всем бедам
Сеит-кожа – потомок Мухаммеда,

Оставив аравийские просторы,
Не слушая пустые уговоры,

В душе Аллах, а на устах Коран,
В далекий путь повел свой караван.

Сеит был проповедником Аллаха
И веру нес другим, не зная страха,

И объясняя суры из Корана,
Свой путь он завершил у гор Баяна.

Здесь и остался проповедник жить,
И веру нес, и продолжал учить:

Что есть ислам, и что Аллах един,
Над каждой в мире вещью Господин,







Мухаммед на земле – святой пророк -
Слова Аллаха передать нам смог,

И есть Коран – священное писанье –
Всевышнего для мусульман посланье…

От гор Баяна в разные концы –
И пешие, и конные гонцы…

Кочевники, погонщики скота
Рассказывали о Сеит-ата:

Нет страха в нем, открытое лицо,
Он прибыл из Аравии гонцом,

И проповедь читает о Всевышнем,
И все спешат, чтоб речь его услышать.

И так проходят дни, за годом год,
К Сеит-коже стекается народ,

Внимая назидательным словам:
На чем построен, что несет ислам,

Что верующим в жизни надлежат
Шахада, хадж, салят, саум, закят.

Над временем Всевышнего рука.
С тех пор далеких пронеслись века,




Но миссию Сеита пронесли
Его потомки – цвет родной земли,

И просвещали словом неустанно
Акку -, Багдат-, Назар-, Мурат-ишаны6,
 
 2
А после них был Исабек-ишан –
Учитель, просветитель мусульман.

Он святостью и мудростью своей
Намного отличался от людей:

На нем была Всевышнего печать:
И то, что было, и что будет, знать…

Из ближнего и дальнего селенья
К нему стекались за благословеньем

Джигиты- удальцы и аксакалы,
Кто много повидал, кто видел мало,

Толпились возле юрты знаменитой,
Где Исабек-ишан читал молитвы.

И после совершения намаза
Он выходил, и все стихали сразу,

И речь его доступною была:
Живи, твори добро, не делай зла,


Прими, что Бог един, другого нет,
И что посланник Бога Мухаммед,

И вовремя намазы совершай,
Постись и милостыню подавай,

Кто верит - принимай его как брата,
Хадж в Мекку совершишь, так это свято;

Не говори, чего не понимаешь,
Желай другим, чего себе желаешь,

И кто смирен и не творит греха –
Аллах велик, щедра Его рука!

И уходили старцы и джигиты
В душе с Аллахом, на устах с молитвой.
 
 3
Прошли года. Однажды утром рано
Пришло знаменье Исабек-ишану:

Родился мальчик далеко в селенье,
Святое у него предназначенье,

И должен Исабек-ишан идти
И мальчика в селении найти,

Дать мальчику, как сыну, воспитанье
И мудрость передать ему, и знанья.

Недолги сборы, долгая дорога,
Но цель ясна, и все по воле Бога.

Всегда, когда в пути ведет Всевышний,
То ищущий находит то, что ищет.

И мудрый Исабек-ишан предвидел
Селенье, где он мальчика увидел.

По имени он был Жусуп Копей.
С тех пор прошли дожди и суховеи.

Неудержимо мчит за годом год,
Жусупа Исабек-ишан ведет,

И все, что видит, чувствует и знает,
Жусупу Исабек-ишан вручает:

Запомни то…, про это не забудь…
Твой путь среди других – особый путь,

И все, что ты познал за столько лет,
Неси другим, дари другим, как свет.

Так принял наставленье утром рано
Машхур Жусуп у Исабек-ишана.

Закончен путь учебы долгих лет,
Машхур Жусуп оставит в жизни след.

В жестокий век и в жизни непростой
Он будет почитаться как святой,

И имя зазвучит через века-
Машхур Жусуп Копеев - а пока,

Целуя руки старца утром рано,
Машхур Жусуп прощается с ишаном.

В руке у старца посох из бамбука,
В глазах печаль и расставанья мука.

У каждого теперь своя дорога
По воле Бога и во имя Бога.
 
 4
В урочище, где Акколь Жаильма,
Природа позаботилась сама:

Там пастбища, богатые травой,
Озера там наполнены водой,

Лежит у озера Аулие-коль
Огромный камень, что снимает боль,

Целителям он силу придает,
С небес упавший, он который год

Известен всем, как Аулие-Тас –
Посланник неба, там он и сейчас.

Туда с кочевьем Исабек-ишан
Свой путь продолжил. Утренний туман

Еще скрывает гладь озерных вод.
В урочище ишан ведет народ.

Цветущих трав медовый аромат,
Уже и юрты белые стоят;

Акыны состязаются, играя,
Из казанов кипящих – запах рая,

Печально зазвучал в степи кобыз,
Пьют аксакалы из пиал кумыс,

Рассыпаны на скатерть баурсаки
И поданы табаки с беспармаком…

И разговоры, смех, веселый гул:
У озера раскинулся аул.

Ишан и сын его, Нурмухаммед,
Ведут беседу. «Чтоб оставить след, -

Промолвил сыну Исабек-ишан, -
Покорным в вере будь, учи Коран,

Обычаи народа соблюдай
И то, что знаешь, детям передай;

Больных цели, убогим помогай,
Награды никогда не ожидай,

И если ты помог кому-нибудь,
Не тешься этим, лучше позабудь;

Когда дорога жизни за спиной,
Гордись делами, а не сединой…

Так говорил у камня Аулие- Тас
Отец Нурмухаммеду свой наказ.

А время день за днем рекой течет,
Со всей степи в аул идет народ

Послушать речи Исабек-ишана,
Чтоб излечить и недуги, и раны,

Кто за здоровьем, кто за откровеньем,
Кто - с благодарностью за благословенье.

И Исабек-ишан всех принимал,
И каждому вниманье уделял.

Но смертны все, простые и пророки,
Всевышний всех нас призывает к сроку,

Отмеренному каждому из нас.
Ишан, свершив последний свой намаз.

Прощается и мир наш покидает.
Смириться с этим трудно: степь рыдает!

Машхур Жусуп сквозь слезы и рыданья
Слагает песню скорби и признанья;

И небо чище, тают облака,
И эта Песнь летит через века!
 
 5
Сын Исабек-ишана много лет
Учил своих детей, храня завет.

И мудрость поколений познавали
Все восемь сыновей, и подрастали

Абусагит, Касым, Ашим, Шухмет,
Сагитт, Солтан, Жакып и Кожахмет;

И каждый нес в народ слова Корана
И наставленья Исабек-ишана

Прошли года, сменились поколенья,
Над верой поднял меч недобрый гений,

И стихла степь, но проповедь жива,
Стекают с уст священные слова…

В селе Акколь тогда, в жестокий век,
Сын Кожахмета вырос – Жандарбек.

Он мудрости отца в себя вбирал
И слушал все, что скажет аксакал;

И были дяди для него примером
В целительстве и исполненье веры.

Он сил в себе не чувствовал тогда
Как у Солтан-ата, Ашим-ата,

Но как Шухмет-кажи, Жакып-кажи,
Уже тогда он праведником жил.

Любил он лошадей, любил шутить,
Но чувствовал, что вековая нить

Тревожит его сердце и зовет
Идти и проповедовать в народ.

Но для всего приходит свой черед,
Прошли года, и в нем признал народ

Целителя, святого мудреца,
Трех сыновей достойного отца.

В делах - наследник Исабек-ишана,
Несущий для людей слова Корана –

Был прост в общеньи, мудрости своей
Он не жалел ни для каких людей.

Больных целил молитвой и улыбкой,
Легко прощал обиды и ошибки,

И светел был, как чистая душа,
Любимый всеми Жандарбек-кожа.

Еще при жизни он легендой был,
О сложном очень просто говорил,

И на вопросы мудрый аксакал
С улыбкой в притче всем ответ давал.

Три сына рядом, словно три крыла:
Канат, Сагидолла, Ахметолла.

Канат хозяйство вел и жил с отцом,
Сагидолла отмечен мудрецом

Как будущий преемник его сил,
Ахметолла хадж в Мекку совершил.

Три сына, в каждом Жандарбека суть,
Но каждый выбрал посох свой и путь.

Я помню, Жандарбек-кожа сказал:
«Храните то, что вам Всевышний дал;

Душа-казна, богатство – то, что в ней,
И этот клад храните для детей.

Моих детей встречайте, как меня,
И не жалейте пищи и огня» .

Когда ушел из жизни Жандарбек,
Была степь белой, выпал первый снег,

И выливалась боль людской реки,
И плакали, как дети, старики.

А мне казалось: Исабек-ишан
Торопит в дальний путь свой караван,

А рядом с ним наш Жандарбек-кожа,
А между нами – тонкая межа.

И та межа, заметная чуть-чуть,
А вдоль межи у каждого свой путь.
 

 * * *
Немой свидетель – посох из бамбука,
Что Исабек-ишан оставил внукам…

Реликвия доныне среди нас,
Связующая нить, немой наказ

О том, что нам нельзя предать забвенью
Тех, проторивших ПУТЬ для поколений!