Путь
Всевышний отбирает и дает,
Но каждый лично ношу выбирает,
И каждый сам свой путь определяет
Куда идти: назад или вперед.
И путь, что нам начертан небесами,
Мы познаем и украшаем сами.
***
1
Давным-давно наперекор всем бедам
Сеит-кожа – потомок Мухаммеда,
Оставив аравийские просторы,
Не слушая пустые уговоры,
В душе Аллах, а на устах Коран,
В далекий путь повел свой караван.
Сеит был проповедником Аллаха
И веру нес другим, не зная страха,
И объясняя суры из Корана,
Свой путь он завершил у гор Баяна.
Здесь и остался проповедник жить,
И веру нес, и продолжал учить:
Что есть ислам, и что Аллах един,
Над каждой в мире вещью Господин,
Мухаммед на земле – святой пророк -
Слова Аллаха передать нам смог,
И есть Коран – священное писанье –
Всевышнего для мусульман посланье…
От гор Баяна в разные концы –
И пешие, и конные гонцы…
Кочевники, погонщики скота
Рассказывали о Сеит-ата:
Нет страха в нем, открытое лицо,
Он прибыл из Аравии гонцом,
И проповедь читает о Всевышнем,
И все спешат, чтоб речь его услышать.
И так проходят дни, за годом год,
К Сеит-коже стекается народ,
Внимая назидательным словам:
На чем построен, что несет ислам,
Что верующим в жизни надлежат
Шахада, хадж, салят, саум, закят.
Над временем Всевышнего рука.
С тех пор далеких пронеслись века,
Но миссию Сеита пронесли
Его потомки – цвет родной земли,
И просвещали словом неустанно
Акку -, Багдат-, Назар-, Мурат-ишаны6,
2
А после них был Исабек-ишан –
Учитель, просветитель мусульман.
Он святостью и мудростью своей
Намного отличался от людей:
На нем была Всевышнего печать:
И то, что было, и что будет, знать…
Из ближнего и дальнего селенья
К нему стекались за благословеньем
Джигиты- удальцы и аксакалы,
Кто много повидал, кто видел мало,
Толпились возле юрты знаменитой,
Где Исабек-ишан читал молитвы.
И после совершения намаза
Он выходил, и все стихали сразу,
И речь его доступною была:
Живи, твори добро, не делай зла,
Прими, что Бог един, другого нет,
И что посланник Бога Мухаммед,
И вовремя намазы совершай,
Постись и милостыню подавай,
Кто верит - принимай его как брата,
Хадж в Мекку совершишь, так это свято;
Не говори, чего не понимаешь,
Желай другим, чего себе желаешь,
И кто смирен и не творит греха –
Аллах велик, щедра Его рука!
И уходили старцы и джигиты
В душе с Аллахом, на устах с молитвой.
3
Прошли года. Однажды утром рано
Пришло знаменье Исабек-ишану:
Родился мальчик далеко в селенье,
Святое у него предназначенье,
И должен Исабек-ишан идти
И мальчика в селении найти,
Дать мальчику, как сыну, воспитанье
И мудрость передать ему, и знанья.
Недолги сборы, долгая дорога,
Но цель ясна, и все по воле Бога.
Всегда, когда в пути ведет Всевышний,
То ищущий находит то, что ищет.
И мудрый Исабек-ишан предвидел
Селенье, где он мальчика увидел.
По имени он был Жусуп Копей.
С тех пор прошли дожди и суховеи.
Неудержимо мчит за годом год,
Жусупа Исабек-ишан ведет,
И все, что видит, чувствует и знает,
Жусупу Исабек-ишан вручает:
Запомни то…, про это не забудь…
Твой путь среди других – особый путь,
И все, что ты познал за столько лет,
Неси другим, дари другим, как свет.
Так принял наставленье утром рано
Машхур Жусуп у Исабек-ишана.
Закончен путь учебы долгих лет,
Машхур Жусуп оставит в жизни след.
В жестокий век и в жизни непростой
Он будет почитаться как святой,
И имя зазвучит через века-
Машхур Жусуп Копеев - а пока,
Целуя руки старца утром рано,
Машхур Жусуп прощается с ишаном.
В руке у старца посох из бамбука,
В глазах печаль и расставанья мука.
У каждого теперь своя дорога
По воле Бога и во имя Бога.
4
В урочище, где Акколь Жаильма,
Природа позаботилась сама:
Там пастбища, богатые травой,
Озера там наполнены водой,
Лежит у озера Аулие-коль
Огромный камень, что снимает боль,
Целителям он силу придает,
С небес упавший, он который год
Известен всем, как Аулие-Тас –
Посланник неба, там он и сейчас.
Туда с кочевьем Исабек-ишан
Свой путь продолжил. Утренний туман
Еще скрывает гладь озерных вод.
В урочище ишан ведет народ.
Цветущих трав медовый аромат,
Уже и юрты белые стоят;
Акыны состязаются, играя,
Из казанов кипящих – запах рая,
Печально зазвучал в степи кобыз,
Пьют аксакалы из пиал кумыс,
Рассыпаны на скатерть баурсаки
И поданы табаки с беспармаком…
И разговоры, смех, веселый гул:
У озера раскинулся аул.
Ишан и сын его, Нурмухаммед,
Ведут беседу. «Чтоб оставить след, -
Промолвил сыну Исабек-ишан, -
Покорным в вере будь, учи Коран,
Обычаи народа соблюдай
И то, что знаешь, детям передай;
Больных цели, убогим помогай,
Награды никогда не ожидай,
И если ты помог кому-нибудь,
Не тешься этим, лучше позабудь;
Когда дорога жизни за спиной,
Гордись делами, а не сединой…
Так говорил у камня Аулие- Тас
Отец Нурмухаммеду свой наказ.
А время день за днем рекой течет,
Со всей степи в аул идет народ
Послушать речи Исабек-ишана,
Чтоб излечить и недуги, и раны,
Кто за здоровьем, кто за откровеньем,
Кто - с благодарностью за благословенье.
И Исабек-ишан всех принимал,
И каждому вниманье уделял.
Но смертны все, простые и пророки,
Всевышний всех нас призывает к сроку,
Отмеренному каждому из нас.
Ишан, свершив последний свой намаз.
Прощается и мир наш покидает.
Смириться с этим трудно: степь рыдает!
Машхур Жусуп сквозь слезы и рыданья
Слагает песню скорби и признанья;
И небо чище, тают облака,
И эта Песнь летит через века!
5
Сын Исабек-ишана много лет
Учил своих детей, храня завет.
И мудрость поколений познавали
Все восемь сыновей, и подрастали
Абусагит, Касым, Ашим, Шухмет,
Сагитт, Солтан, Жакып и Кожахмет;
И каждый нес в народ слова Корана
И наставленья Исабек-ишана
Прошли года, сменились поколенья,
Над верой поднял меч недобрый гений,
И стихла степь, но проповедь жива,
Стекают с уст священные слова…
В селе Акколь тогда, в жестокий век,
Сын Кожахмета вырос – Жандарбек.
Он мудрости отца в себя вбирал
И слушал все, что скажет аксакал;
И были дяди для него примером
В целительстве и исполненье веры.
Он сил в себе не чувствовал тогда
Как у Солтан-ата, Ашим-ата,
Но как Шухмет-кажи, Жакып-кажи,
Уже тогда он праведником жил.
Любил он лошадей, любил шутить,
Но чувствовал, что вековая нить
Тревожит его сердце и зовет
Идти и проповедовать в народ.
Но для всего приходит свой черед,
Прошли года, и в нем признал народ
Целителя, святого мудреца,
Трех сыновей достойного отца.
В делах - наследник Исабек-ишана,
Несущий для людей слова Корана –
Был прост в общеньи, мудрости своей
Он не жалел ни для каких людей.
Больных целил молитвой и улыбкой,
Легко прощал обиды и ошибки,
И светел был, как чистая душа,
Любимый всеми Жандарбек-кожа.
Еще при жизни он легендой был,
О сложном очень просто говорил,
И на вопросы мудрый аксакал
С улыбкой в притче всем ответ давал.
Три сына рядом, словно три крыла:
Канат, Сагидолла, Ахметолла.
Канат хозяйство вел и жил с отцом,
Сагидолла отмечен мудрецом
Как будущий преемник его сил,
Ахметолла хадж в Мекку совершил.
Три сына, в каждом Жандарбека суть,
Но каждый выбрал посох свой и путь.
Я помню, Жандарбек-кожа сказал:
«Храните то, что вам Всевышний дал;
Душа-казна, богатство – то, что в ней,
И этот клад храните для детей.
Моих детей встречайте, как меня,
И не жалейте пищи и огня» .
Когда ушел из жизни Жандарбек,
Была степь белой, выпал первый снег,
И выливалась боль людской реки,
И плакали, как дети, старики.
А мне казалось: Исабек-ишан
Торопит в дальний путь свой караван,
А рядом с ним наш Жандарбек-кожа,
А между нами – тонкая межа.
И та межа, заметная чуть-чуть,
А вдоль межи у каждого свой путь.
* * *
Немой свидетель – посох из бамбука,
Что Исабек-ишан оставил внукам…
Реликвия доныне среди нас,
Связующая нить, немой наказ
О том, что нам нельзя предать забвенью
Тех, проторивших ПУТЬ для поколений!
© Copyright:
Михаил Сербин, 2007
Свидетельство о публикации №107090202305