Демон. Александр Пушкин

Валентина Томашевская
Мне вспоминается занятие литературного кружка, которое в тот день проходило
не в обычной аудитории, а в небольшом пространстве кафедры.
За окном шел удивительно обильный снег, а мы, студенты, члены литкружка,
анализировали стихотворение Александра Пушкина «Демон» (1823).

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья,—
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

- Значительное стихотворение, - так начал учитель. С темой Демона мы встречаемся в творчестве Лермонтова, Блока, Ахматовой.
К пушкинскому "Демону" восходит одна из лучших глав Достоевского в «Братьях Карамазовых». В 1947 году Томас Манн напишет «Доктор Фаустус».
В центре романа Адриан, композитор, беседа с чертом – центр.
Томас Манн отталкивается от Достоевского.
Стихотворение "Демон" стало вехой в истории духовной жизни Пушкина.

Демон – это пушкинский вариант Фауста. Предыдущее и будущее - на перекрестке
духовных дорог человечества. Это говорит об особой значимости.
Что значительно в этом стихотворении?
Это стихотворение демонстрирует историю отдельного человеческого сознания и историю человеческого сознания начала 19 века. Историю романтического сознания.
Что собой представляет первая часть произведения? Это мир гармонии, прекрасного. Гармония всецело заполнена жизнью, сознанием.
Человек находится во власти одного мироощущения. Единомирие «я».
Два этапа романтизма: первый – период единомирия. Второй этап – двоемирие.

Мир в художественном произведении – продукт сознания «я», художника.
Сознание художника идеальное сознание, объективированное. Мир прекрасного, ранний романтизм. Каждая личность в качестве Бога, ибо личность ничем не обусловлена.
Второй этап – двоемирие. Мир «я», с одной сторон, - объективный мир, враждебный миру «я», в котором разрушается гармония человеческого «я». Человек не идет на соглашение с миром. Но объективный мир диктует человеческую биографию.
Биография оказывается трагической. Идеальное сознание -  трагическое бытие. В основе позднего романтизма.
Свобода, любовь, искусство,  природа.
Мир «Демона» - это тоже единомирие. Это мир, но мир, противоположный миру я. Все, что провозглашает «я» – отрицает Демон.
Местоимения: мне, меня, наши, его, он,
Я – мы – он
В сознание я вторгается «он» – это постижение «я» демонической стороны бытия.
Овладение демонической стороной . Я утрачивает единомирие. Я усваивает двоемирие.
В «я» сохраняется его комплекс прежних воззрений плюс комплекс воззрений Демона.

Важна композиция. Как движется мир?
От идеального к демоническому. Демону принадлежит последнее слово.
«Я» усваивает, но в системе воззрений Демона не растворяется.
Это проявляется в лексике. Есть непосредственная оценка я Демона:

Неистощимой клеветою...
Демон – злобный гений,
Оружие – хладный яд.

Оценка свидетельствует о нерасторжимости «я» в демоническом сознании.
Глаголы несовершенного вида. Все стихотворение – изложение свершившейся истории «я»...
В истории был мир гармонии, подвергнутый испытанием Демоном.
И в  результате вырабатывается новое мировоззрение.

Не безусловно гармоническое или дисгармоническое – синтетическое мировоззрение.
Мефистофель – натура Фауста. Господь у Гете немыслим без Мефистофеля.
Отрицание. Именно отрицание – генератор движения.
Пушкин уже в самом начале стихотворения конструирует синтетическое мировоззрение.
На 12 стихов растянулось первое предложение:
под одной шапкой и прошлое, и настоящее.
Фрагмент, посвященный Демону,- все распадается: точка с запятой.

Сознание Демона – классификаторское сознание: все существует не в синтезе,
а разложено по полочкам, каждый предмет отдельно друг от друга.
Мышление я в настоящий момент – синтетическое мышление.

 Пушкин ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением.
Его грусть, печаль и глубока, и светла, в ней чувствуется внутренняя красота,
 в ней вера в человека, вера в силу добра.

И сегодня, немало поблуждав в Мировой Паутине, это чувствуешь, как никогда ранее.