Глава 6

Пайлиш
Рина собралась и начала одевать рюкзачок.
– Рина, – сказала бабушка. – Зачем тебе рюкзак? Тяжело, неудобно. Он же тебе мешать будет.
– Мне надо, – упрямо сказала Рина, – я Морковкина возьму. Он давно не гулял.
Рина побежала в комнату, взяла зайца и осторожно, чтобы не задеть Павлика, сунула его в рюкзачок. Бабушка только головой покачала; она знала, что с внучкой спорить бесполезно: уговаривай не уговаривай, упрется и будет стоять на своем.
– Ладно, иди с Морковкиным, – вздохнула бабушка. – Санки брать будешь?
– Не, я так, – помотала головой Рина.
– Только если намокнешь, сразу домой!
– Хорошо, – обрадовалась Рина и выбежала из квартиры.
Когда она не спешила, то спускалась по лестнице прыжками. На ступеньку вправо, на ступеньку влево, опять вправо и снова влево. И так до самого низа. На одной ноге тоже спускаться интересно. Сначала пять ступенек вниз на правой ноге, потом пять на левой и снова на правой. Но сегодня Рина спешила, поэтому просто легла на перила животом, поджала ноги и быстро скатилась вниз.
На улице Рина обернулась и посмотрела на окна своей квартиры. Конечно, бабушка смотрит в окно! Рина помахала бабушке рукой в пушистой варежке и пошла по направлению к горке.
Горка, единственная среди близлежащих дворов, издали была похожа на муравейник. С одной стороны горки катались на санках, с другой – на животах, спинах и других частях тела, подкладывая под них картонки от коробок из магазина «Овощи-Фрукты».
Рина хотела обойти магазин и дальше по проспекту отправиться на поиски
дома, где жила Видана, но с горки слышался такой веселый смех, что она решила, одним глазком взглянуть, что там делается.
Когда Рина подошла к горке, прямо под ноги ей съехал Артемка из соседнего подъезда.
– Рина, – сказал запыхавшийся Артемка, – хочешь прокатиться с горки? Меня в магазин послали, а я вот тут задержался.
Артемка протянул Рине потрепанную картонку. Рина решила прокатиться разочек. Всего лишь разочек. Много времени это не займет. Когда ты катаешься на картонке, очереди, как на санках, ждать не надо. Катись себе, когда хочешь, ничего, если в кого-то врежешься, синяков не набьешь. Рина легла на живот и поехала с горки. Потом еще раз и еще... потом «паровозиком» с другими детьми, потом снова сама. И вдруг она вспомнила о Павлике. Рина сбежала с горки, сняла рюкзачок и расстегнула его.
– Павлик, – позвала она.
– Я тут, – отозвался слабым голосом Павлик, – в карман залез. Что там ураган или землетрясение?
– Нет, – виновато ответила Рина, – это я на горке каталась. Извини, Павлик. Я только один разочек хотела. Тебе плохо?
– Да, нет, ничего, – сказал повеселевший Павлик. – У меня даже голова не закружилась. Просто я не знал, что происходит. Испугался немножко.
– Теперь пойдем Видану искать, – сказала Рина. – Ты помнишь ее дом?
– Еще бы, – засмеялся Павлик. – Она же в одном доме с Вадькой живет, а у Вадьки я не один раз бывал. Посади меня в варежку и неси, а я тебе дорогу показывать буду.
Рина посадила Павлика в свою варежку так, чтобы у него только одна голова в фуражке выглядывала, взяла варежку в руку и пошла вперед. Павлик говорил, до какого дома надо дойти, куда свернуть, и, наконец, Рина оказалась перед домом Виданы.
– Видана на первом этаже живет. В первом подъезде, – сказал Павлик. – В первой квартире.
Рина вошла в подъезд и позвонила в первую квартиру. В квартире было тихо, дверь Рине никто не открывал. Рина позвонила еще раз, а потом постучала в дверь кулачком. Никто не отзывался. На стук из соседней двери выглянула соседка.
– Девочка, – спросила она, – ты кого-то ищешь?
– В этой квартире тетя Видана живет, которая в кукольном театре работает?
– Да, здесь. Только в театре сегодня премьера и Видана там. Ей что-то передать?
– Нет, спасибо, не надо, – расстроенно сказала Рина и вышла на улицу.
– Что будем делать? – спросила она у Павлика.
– Пойдем в кукольный театр, – сказал Павлик. – Там ее и поищем. Ты знаешь дорогу или показывать надо?
– Знаю, – сказала Рина, – мы с бабушкой ходили несколько раз. Только у меня денег на билет нет, а без билета нас не пропустят.
– Мы с черного хода пойдем. Скажем, что к Видане, и нас пропустят.
Рина посадила Павлика в рюкзачок и пошла в сторону театра.

Театр кукол занимал часть первого этажа в обычном доме старой постройки и совсем не был похож на театр, скорее – на дом для кукол. Обычная стеклянная дверь с козырьком от дождя и два окна. В окнах постоянно менялись куклы. Вчера прохожие видели Мальвину, дрессирующую кусочком сахара пуделя Артемона и грустного Пьеро, читающего книжку, а сегодня Пеппи Длинный Чулок прильнула к стеклу, будто хотела что-то разглядеть на другой стороне улицы. На козырьке сидел неунывающий Буратино и показывал прохожим нос.
До театра от Рининого дома было недалеко, всего три остановки на троллейбусе. Но Рина шла пешком, устала и запыхалась, когда подошла к театру. Искать черный ход ей уже совсем не хотелось. Она толкнула стеклянную дверь и вошла в фойе. В фойе было тепло, сладко пахло сахарной ватой, горячим попкорном, и стоял гул от детских и взрослых голосов. Детей развлекали большие куклы. Они были сделаны так искусно, что казались живыми, настоящими.
Артемка говорил, что в куклах прячутся люди, но Рина не хотела в это верить. «Почему же тогда Дюймовочка такая маленькая? – спрашивала она. – Меньше меня ростом. И Мальчик-с-пальчик тоже? Разве такие маленькие артисты бывают?» – «Конечно, бывают, – смеялся Артемка. – Это же лилипуты. Ты что, не видела их в цирке?» – «Лилипуты в цирке, а в Кукольном театре – куклы», – стояла на своем Рина. – «И почему все девчонки такие глупые?» – говорил Артемка и убегал по своим важным делам.
Сегодня в фойе детей веселил Карлсон. Он рассказывал смешные истории и разрешал потрогать пропеллер у себя на спине.
– Девочка, нужно снять шубу в гардеробе, – услышала Рина чей-то ласковый голос. – Идем, я тебя провожу.
Рина оглянулась, рядом с ней стояла кукла в красивом красном платье, белом переднике и красной шапочке с оборками. Кукла держала в руках корзинку, полную конфет. Одну конфету она протягивала Рине.
– Спасибо, Красная Шапочка, – сказала Рина, взяв конфету. – Только у меня нет билета, и мне нужно найти тетю Видану.
–Видану? – переспросила Красная Шапочка. – Видишь, рядом с гардеробом дверь? Заходи в нее, иди по коридору до самого конца. Справа последняя дверь – это мастерская Виданы.
Красная Шапочка принялась раздавать конфеты остальным детям, а Рина пошла искать Видану. Она осторожно открыла дверь, которую показала ей Красная Шапочка. Рине казалось, что она увидит сейчас, что-то необычное или даже волшебное. Но коридор оказался самым обычным, и по нему ходили самые обычные люди. Только люди почему-то были взволнованы, что-то искали и говорили друг другу: «Ну, где же он? Куда он пропал? Ты его не видел?» На Рину никто не обращал внимания.
Рина подошла к последней двери и постучала. Ей никто не ответил. Она приоткрыла дверь, в комнате было пусто.
– Девочка, ты кого-то ищешь? – раздался женский голос.
Рина обернулась – к ней шла высокая седая женщина с лучистыми карими глазами.
– Я ищу тетю Видану.
– Видана – это я.
Вдруг из соседней двери выбежал длинноволосый человек весь в черном.
– Видана! – закричал он. – Что же делать? Через десять минут спектакль. Надо что-то придумать.
– Ну не мог же он сквозь землю провалиться? – сказала Видана. – Где ты его последний раз оставлял?
– Там же, где и всех остальных, – в коробке. И вот король с королевой есть, принцесса тоже есть, и канцлер, и лорд Кэломел есть, и Волшебник на месте. А его нет.
– Не мог же он сам убежать? Может быть, взял кто-то? Ты спрашивал?
– Да я уже у всех спросил. Все ищут, а найти не могут.
– А кого вы ищите? – спросила Рина.
– Не мешай, девочка, – нервно сказал человек в черном. – Иди в зал.
– Она пришла ко мне, – сказала Видана и повернулась к Рине. – Сегодня премьера сказки «Принц-кролик» Александра Милна, писателя, который «Вини Пуха» написал. И вот главный герой Кролик куда-то пропал. А без него спектакль просто не состоится. И времени уже нет, нового кролика искать.
– Может быть, мой Морковкин подойдет? – спросила Рина. Она сняла рюкзачок и вытащила из него своего зайца.
– Девочка, ты просто наша спасительница! – закричал человек в черном и схватил Морковкина. – Как он похож на нашего кролика! И размер подходящий. Видана, одевай его скорее, и можно начинать спектакль.
Он отдал Морковкина Видане и убежал.
– Как тебя зовут, девочка? – спросила Видана.
– Меня зовут Рина. Я к вам с Павликом пришла.
– Вовремя ты к нам пришла, Рина. Твой Морковкин побудет актером на этом спектакле, а потом мы тебе его отдадим. Снимай шубу, оставь ее в моей мастерской и ступай с Павликом в зал.
– Но Павлик ..., – начала Рина.
– Идите через эту дверь. Вас посадят на свободные места. После спектакля поговорим. А мне надо сделать из твоего Морковкина принца.
Рина сняла шубу, взяла рюкзачок с Павликом и пошла в зал. Уже все актеры и персонал знали, что Рина – это та самая девочка, что спасла их спектакль от провала. Рину провели на первый ряд и посадили в самом центре.

Зал был маленький, но очень уютный: несколько рядов кресел, расставленных полукругом, и сцена, похожая на закрытое шторами окно. Представление должно было начаться с минуты на минуту. Шли последние приготовления: слышались приглушенные голоса, топот ног и еще какие-то непонятные звуки. Рина не отрываясь, смотрела на занавес. Вдруг занавес слегка раздвинулся, и в образовавшуюся щель просунулась голова Морковкина. Морковкин обвел глазами зал, будто искал кого-то.
– Морковкин, я здесь! – закричала Рина.
Морковкин увидел Рину, весело ей кивнул и исчез. Рина от волнения заерзала на стуле; ей захотелось кому-нибудь сказать, что это ее заяц выйдет сейчас на сцену, и вдруг она вспомнила про Павлика. Рина достала Павлика из рюкзачка и посадила его на подлокотник кресла.
– Я думал, ты совсем обо мне забыла, – возмущенно прошептал Павлик. – Мне тоже интересно сказку посмотреть, да еще с Морковкиным. Я слышал, что тут произошло. Вот сказку посмотрим, потом с Виданой поговорим.
Вдруг все начали аплодировать. Занавес дрогнул и упал – представление началось.
На сцене был настоящий сказочный город. Декорации изображали стены замка с круглыми башнями и остроконечными крышами, перед замком на золотом троне сидели Король и Королева, а перед ними стоял толстяк в блестящем камзоле, это был Канцлер. Король с Королевой переживали, что у них нет детей, а Канцлер хитрости разные придумывал – ему самому хотелось стать наследник трона, но Король ясно сказал, что этого никогда не будет, и тогда Канцлер решил возвести на трон такого наследника, который бы его слушался.
Рина смотрела на сцену и ждала, когда же появится Морковкин. Но Морковкин все не появлялся.
Канцлер предложил Королю выбрать наследника среди лучших бегунов страны (у него был тайный план, как сделать, чтобы победил тот, кто ему нужен). Король согласился и назначил день, когда должны были состояться соревнования. В правилах говорилось, что к соревнованиям допускаются юноши моложе двадцати лет и благородного происхождения. Собрались самые достойные претенденты, и вдруг...
– Морковкин, – выдохнула Рина, когда появился Кролик.
Это действительно был Морковкин. Только он совершенно преобразился: на нем был светлый льняной костюмчик, а вместо галстука – пестрый шелковый шнурок. Держался заяц очень спокойно и независимо, будто всю жизнь играл в театре.
Канцлер попытался Кролика прогнать. «Ты не имеешь права здесь находиться», – строго сказал он. Но не тут-то было. «Почитайте правила», –сказал Кролик. И Канцлер понял, что попал впросак. Конечно же, Кролику не было двадцати лет, у него была хорошая родословная... почему же он не мог претендовать на престол?
Пришлось Кролика допустить к соревнованиям, и он их, конечно, же, выиграл. Вторым прибежал лорд Кэломел. И вот ему-то пришлось биться с Кроликом на мечах.
Но и тут кролик победил. Он просто бросался лорду Кэломелу под ноги, и тот ломал себе то руку, то ногу.
Король и канцлер никак не хотели смириться с тем, что наследником престола станет какой-то кролик, хитрили и придумывали новые и новые задания, но Кролик с ними легко справлялся.
Рине спектакль очень нравился. Она смеялась над глуповатым Королем, возмущалась интригами Канцлера, а лорда Кэломела ей почему-то было жалко. Морковкиным Рина по-настоящему восхищалась. И совсем не потому, что он был ее игрушкой. Морковкин был прирожденным актером. Он так ловко бросался под ноги лорду Кэломелу, так остроумно разгадывал загадки и был так обходителен с Королевой, что Рина удивлялась, где он всему этому научился.
В конце сказки выяснилось, что Кролик – это заколдованный принц, и Рина заволновалась: ей совсем не хотелось, чтобы вместо Морковкина, ей отдали красивую, но совсем не интересную куклу в голубом плаще.
Как только спектакль закончился, и отгремели аплодисменты, она схватила Павлика, рюкзачок и побежала в мастерскую Виданы.